Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:24, курсовая работа
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Введение 3
Глава 1 «Сознание и самосознание: сходства и различия» 5
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, т.к. определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание
выступает как особая форма отражения,
регуляции и управления отношением людей
к окружающей действительности, к самим
себе и своим способам общения, которые
возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной деятельности. Оно
не только отражает, но и творит мир. Сознание
с самого начала является общественным
продуктом. Оно возникает и развивается
только в совместной деятельности людей
в процессе их труда и общения.
Глава 1 «Сознание и самосознание: сходства и различия»
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними
детерминаторами сознания являются природа
и общество. Сознание присуще лишь человеку,
возникает и развивается лишь в условиях
общественной жизни. Однако оно обусловлено
не только социально. Внешняя действительность
для животного — природа; для человека
— природа и общество. Поэтому сознание
человека детерминировано внешними факторами
двояко: явлениями и законами природы
и общественных отношений. В содержание
сознания входят мысли о природе и обществе
(а также о людях как природных и общественных
существах). Природа в процессе органической
эволюции создала ту анатомическую и физиологическую
систему, без коей невозможно сознание,
как продукт действия этой «машины». Но
природа детерминирует сознание не только
генетически, создав предпосылки сознания.
Она действует и в условиях общества, формируя
вторую сигнальную систему действительности
и изменяя характер действия рецепторов
и анализаторов сообразно условиям общественной
жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы
сознания созданы и изменяются природой
как в условиях животного, так и человеческого
существования. Хотя физиологическая
основа сознания и ее механизмы и не входят
в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность
мыслей и чувств, которая в нем содержится,
однако это содержание обусловливается
и определяется не только характером внешних
явлений, но и устройством воспринимающего
их аппарата. Образ внешнего мира отличается
от самого внешнего мира. Сознание есть
субъективный образ объективного мира. Сознание
присуще только человеку и возникло в
условиях общественной жизни. Лишь в последних
условиях развился человеческий разум
и его контроль над волей. Именно общественная
жизнь, основанная на труде, создала человека
с его сознанием. Таким образом, говоря
о сознании как единстве двух детерминации,
мы имеем в виду органический и неразрывный
комплекс двоякого рода факторов, определивших
и определяющих развитие психики человека,
факторов, действовавших не порознь, а
в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,
занимаясь человеческим сознанием, мы
все время будем иметь в виду не только
факторы чисто социальные, т. е. сверхличные,
но и факторы биологические, подвластные
в полной мере законам органической природы,
а также факторы психологические, подвластные
двум указанным детерминаторам.
Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.
Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.
В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт
б) как члена общества, т. е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает.
Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая. При исследовании этих последних сторон сознания необходимо, учитывать достижения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в целом включают в себя две ступени, или формы, -- чувственную и рациональную. Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличительной особенностью сознания человека. Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все развитие культуры вело не только к тому, что действия человека становились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу. Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании качества этой рациональной ступени, состоящей: а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений; б) в уменьшении роли в них чувственного элемента; в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического приложения. Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное мышление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых невежеством и поверхностными обобщениями. Четвертая особенность сознания связана с развитием у человека особых, новых сравнительно с животными форм рационального познания: понятийного мышления и связанной с ним членораздельной речи, оценочного мышления и целевого характера мышления и поведения. Эти особенности человеческого сознания также имеют свои предпосылки в животном мире. Но в своей развитой форме они присущи лишь человеку. Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в содержание сознания каждого человека. Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется -- биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы: Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.
Четвертый источник сознания -- мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.
Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание. Таким образом, источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое - предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие - вот что определяет его сознание. А мозг - это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата -- головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
Сознание
предполагает выделение субъектом самого
себя в качестве носителя определенной
активной позиции по отношению к миру.
Это выделение себя, отношение к себе,
оценка своих возможностей, которые являются
необходимым компонентом всякого сознания,
и образует разные формы той специфической
характеристики человека, которая именуется
самосознанием.
Однако способность «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта. Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта. Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью сознания или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания. Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой
его формой, которую иногда называют
самочувствием, является элементарное
осознание своего тела и его вписанности
в мир окружающих вещей и людей.
Оказывается, что простое восприятие
предметов в качестве существующих
вне данного человека и независимо от
его сознания уже предполагает определенные
формы самоотнесенности, т.е. некоторый
вид самосознания. Для того чтобы увидеть
тот или иной предмет как нечто существующее
объективно, в сам процесс восприятия
должен быть как бы «встроен» определенный
механизм, учитывающий место тела человека
среди других тел - как природных, так и
социальных - и изменения, которые происходят
с телом человека в отличие от того, что
совершается во внешнем мире. Следующий,
более высокий уровень самосознания связан
с осознанием себя в качестве принадлежащего
тому или иному человеческому сообществу,
той или иной социальной группе. Самый
высокий уровень развития этого процесса
- возникновение сознания «Я» как совершенно
особого образования, похожего на «я»
других людей и вместе с тем в чем-то уникального
и неповторимого, могущего совершать свободные
поступки и нести за них ответственность,
что с необходимостью предполагает возможность
контроля над своими действиями и их оценку.
Здесь необходимо оттенить такой аспект,
как сознательность. Сознательность характеризуется
прежде всего тем, в какой мере человек
способен осознавать общественные последствия
своей деятельности. Чем большее место
в мотивах деятельности занимает понимание
общественного долга, тем Выше уровень
сознательности. Сознательным считается
человек, способный правильно понять действительность
и, сообразуясь с этим, управлять своими
поступками. Сознательность - неотъемлемое,
свойство душевно здоровой человеческой
личности. Возможность понимания последствий
поступка резко снижена и даже отсутствует
полностью у детей, а также у душевнобольных.
Сознательность суть нравственно-психологическая
характеристика действий личности, которая
основывается на сознании и оценке себя,
своих возможностей, намерений и целей. Однако
самосознание - это не только разнообразные
формы и уровни самопознания. Это также
всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание
предполагает сопоставление себя с определенным,
принятым данным человеком идеалом «я»,
вынесение некоторой самооценки - как
следствие - возникновение чувства удовлетворения
или же неудовлетворения собой. «Зеркало»
в котором человек видит самого себя и
с помощью которого он начинает относиться
к себе как к человеку, то есть вырабатывает
формы самосознания, - общество других
людей. Самосознание рождается не в результате
внутренних потребностей изолированного
сознания, а в процессе коллективной практической
деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
Информация о работе Сознание и самосознание: сходства и различия