Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:24, курсовая работа
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Введение 3
Глава 1 «Сознание и самосознание: сходства и различия» 5
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Заключение
Таким образом, сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Что же касается самосознания, то оно является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм. Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Несмотря
на огромные усилия, затраченные философией
и другими науками, проблема человеческого
сознания (индивидуального и общественного)
далека от своего решения. Много неясного
таят в себе механизмы, функции, состояния,
структура и свойства сознания, его взаимоотношениями
с деятельностью индивида, пути его формирования
и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть,
что вопрос о взаимоотношении сознания
и бытия не сводится к вопросу о первичности
и вторичности, хотя и исходит из этого.
Изучение отношения сознания и бытия включает
исследование всех многообразных и исторически
меняющихся типов и форм, т.е. в некотором
роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том
смысле, что развитие форм и человеческой
жизнедеятельности, прогресс науки и культуры
постоянно усложняют и изменяют конкретные
формы отношения сознания и бытия и ставят
множество проблем перед философской
мыслью.
Список литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.
2. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных
науках. Киев: “Вища Школа”, 1978
3. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. Политиздат 1989г.
4. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с
5. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995
6. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г
7. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г
8. Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983.
9. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987
10. Шефер
Б., Шредер Б. Социальная идентичность
и групповое сознание.// Психологический
журнал, № 1, 1993
Информация о работе Сознание и самосознание: сходства и различия