Нарушения самосознания и самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:52, доклад

Краткое описание

Определение термина самосознания очень велико:
отражение акта собственного сознания (Сеченов),
осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостаная оценка самого себя и своего места в жизни (Спиркин)

Файлы: 1 файл

нарушения самосознания и самооценки.docx

— 17.16 Кб (Скачать)

Нарушения самосознания и самооценки

Определение термина самосознания очень велико:

  • отражение акта собственного сознания (Сеченов),
  • осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостаная оценка самого себя и своего места в жизни (Спиркин)
  • образ себя и отношение к себе (Головин)
  • познание самого себя (Дремов, Семин),
  • способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать самого себя и свое место в действительности (Мясищев)
  • знание своего физического облика, состояния, внутреннего духовного мира, своих возможностей (Карвасарский) и др.

В целом  ряде исследований высказывается мнение о трехкомпонентном строении самосознания:

    • когнитивный компонент – представление о себе и своем Я
    • афективно-оценочная составляющая – самоуважение, самоприятие, самообвинение, самообесценивание,
    • регуляторно-поведенческий компонент – саморегуляция, самоконтроль, локус контроля, самообладание.

Столин: три уровня самосознания и соответствующие им три единицы самосознания:

    • на уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу,
    • на уровне индивидуального сознания представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность,
    • На уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Развитие  самосознания в онтогенезе обычно связывается  с двумя критическими периодами  в созревании ребенка:

- 2,5-3,5 года  – заметное начальное обособление  Я и индивидуальности, выделение  себя из внешней среды, формирование  речевых конструкций, которые  это обособление закрепляют и  подтверждают

- юношеский  возраст – период наиболее  интенсивного развития самосознания  с приобретением им завершенных,  «взрослых» форм.

Результат процесса самосознания – Я-концепция (понятие ввел в конце 19 века Уильям Джеймс).

Я-концепция – динамическая система всех представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка.

Я-концепция – это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

Считается, что Я-концепция отражает самовосприятие человеком себя с позиций его представлений о тех или иных социальных ролях и того, как он их реально выполняет в различных жизненных ситуациях. Отсюда – традиционное выделение в структуре Я-концепции реального Я (представления о самом себе) и идеального Я ((представление о себе в соответствии с идеалами, сумма желательных качеств). Соотношение первого и второго закладывается в основу самооценки, чувства собственной ценности (самооценка связана не только с представлениями о себе, но и с ожидаемой оценкой, а также реальной оценкой со стороны других, референтной группы).

СО занимает важное место в структуре самосознания и формируется из единства двух факторов:

- рационального  – знание о себе

- эмоционального  – оценка этих знаний.

При этом даже СО здорового человека может  характеризоваться в параметрах ее высоты, устойчивости, дифференцированности, осознаваемости и некоторых других.

Решающее  влияние на формирование  СО у  ребенка оказывают отношение  окружающих и осознание самим  ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. У взрослого  в основе СО лежит иерархия его  ценностей

Основным  механизмом формирования СО является рефлексия – стремление к постоянному  анализу своих мыслей, поступков, эмоций.

Итак, СО – способность соотносить имеющиеся  качества и потенциал здоровой или  больной личности с реальностью  восприятия личности собой или другими  людьми.

Варианты  изменения СО:

-пониженная СА – равномерное снижение СО всех параметров психических свойств личности (памяти, внимания, мышления и т.д.) и частично или полностью физических свойств, различных ролевых позиций и образа Я. Наблюдается при депрессии и депрессивно-бредовых синдромов,

- повышенная самооценка – равномерное завышение своих способностей, умений, знаний, привлекательности и т.д. Встречается при маниакальных и маниакально-бредовых синдромах,

- диссоциированная СО – завышение одних параметров психических свойств и занижение других. Встречается при психозах,

- «мозаичная» СО – относительно адекватное повышение или понижении одних параметров и противоречивое отражение других,

- парадоксальная СО – противоречивые параметры по близким психическим и физическим свойствам образа Я. Характерна для некоторых бредовых синдромов,

-«продуктивная» СО – обнаруживается зависимость самооценки психических и физических свойств личности и образа Я о содержания бреда, галлюцинаций, явлений психического автоматизма и онейроидных включений,

- тотальное нарушение СО – полное нарушение осознания различных параметров своего физического и психического Я. Свойственна острым аффективно-бредовым синдромам, помрачению сознания.

Применительно к СО и самосознанию м.б. применена  категория регресса – временного или стойкого возврата на пройденный ранее этап или уровень самовосприятия. Н-р, у взрослого человека откат от опоры на свои духовные и социальные качества в СО на физические (сложение тела, привлекательность). Регресс сознания возможен при дементных состояниях, при дисморфофобических явлениях.

Расстройства самосознания. Представляют собой довольно большую группу психических изменений, которые могут интерпретироваться как различные варианты уже рассмотренных дереализации (аллопсихической деперсонализации), аутопсихической и соматипсихической деперсонализации, нарушений Я-концепции и анозогнозии.

К.Ясперс  выделил  четыре формальных признака самосознания:

1. чувство деятельности – представление  себя активным существом,

2. осознание собственного единства  в каждый момент времени,

3. осознание собственной идентичности,

4. осознание того, что «Я» отлично  от всего, что не является  «Я» (от остального мира).

 

 


Информация о работе Нарушения самосознания и самооценки