Формирование самосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.
4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. 5
1.2. ВЗГЛЯД ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ САМОСОЗНАНИЯ. 5
1.3. Проблема самосознания в психологии. 6
1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6
1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8
Структура самосознания. 9
Самооценка. 10
1.4. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10
Вывод к первой главе…...………………………………………………13
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14
2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14
2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15
2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка. 16
2.4.1. Семья. 16
2.4.2. Учитель и учащиеся. 18
2.4.3. Чувство взрослости. 18
2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19
2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. 21
Вывод ко второй главе……….……………………………………...….22
Вывод к первой и второй главе……………...………………………..22
ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
3.1.Методика исследования…...……………………………….…25
3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26
3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс……………………………………………………………………………….…...26
3.2.2. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 26
3.2.3. ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ, САМООТНОШЕНИЕ. 28
3.2.4. ИДЕАЛ 29
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………..…..37

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

   СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность  темы

     На современном этапе развития  психологической науки в нашей  стране одной из наиболее актуальных  является проблема развития самосознания  как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.

     В работах Л.И. Божович, Л.С.  Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева  и ряда других  авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы.

   Подростковый  возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения  всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние  отношения ребенка к миру и  самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.

   Многие  отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).

     Этот период считается критическим  или   даже периодом возникновения  самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубенштейну, процесс формирования самосознания протекает “ от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом”.

     Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований. 

   Основным  объектом исследования явилось самосознание растущего человека в младшем подростковом возрасте.

   Предметом данного исследования стали условия и факторы, влияющие на формирование самосознания в начале подросткового возраста.

   Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.

   В ходе исследования решались следующие задачи:

   1. Изучить генезис самосознания  личности по данным научных  исследований.

   2. Дать анализ основных теоретических  подходов к проблеме самосознания  личности в зарубежной и отечественной  психологии.

   3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.

   4.  Разработать систему психолого-педагогических  приемов и методов, позволяющих  организовать целенаправленное  самопознание подростков.

   Гипотеза  исследования    состоит в том, что формирование и развитие самосознания подростков происходит под влиянием различных условий и факторов, а также может осуществляться путем развития у них способностей к самонаблюдению, рефлексии, самоанализу, самоконтролю в процессе специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психологического воздействия.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И  ПСИХОЛОГИИ.

     1.1. Развитие самосознания в филогенезе.

   Осознание своей особенности - сложный и  длительный процесс как в онто-, так и в филогенезе.

   Процесс формирования самосознания начинается не с осознания человеком самого себя как разумной личности, противопоставленной  природе и родовому коллективу. Этому  предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого, что служило одним из условий и предпосылкой возникновения впоследствии личного самосознания, подобно тому, как формирование общества служило условием и предпосылкой формирования человека как его производной части. Сущность родового самосознания заключалась в том, что человек мысленно не выделял себя из родовой группы, к которой он принадлежал, не рассматривал себя в ней как особый центр интересов и действий, а сливался с ней. Это было обусловлено самим характером общинного способа производства, при которой отдельный человек не становится самостоятельным по отношению к общине.

   Основой самосознания средневекового человека было чувство непрерывной связи  с его общиной, сословием и  социальной функцией. Вся жизнь человека от рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал место своего рождения. Его жизненный мир был ограничен рамками его общины и сословной принадлежности. Для средневекового человека “знать самого себя” значило прежде всего ”знать свое место”.

   В эпоху Возрождения положение меняется. Самосознание становится предпосылкой и компонентом самоопределения. “Познание себя” есть прежде всего познание своих внутренних, психологических возможностей. Это расширение сферы индивидуального, особенного, только своего.

   Таким образом, уже за рамками средневековья возникает психологическая интероспекция, потребность и способность анализировать собственные переживания и чувства. 
 

   1.2. Взгляд философов  на проблему самосознания.

   Какие-то формы самосознания и их динамику можно обнаружить в ходе развития любой культуры.

   Например, у гомеровского грека понятие  “самости” как чего-то внутреннего  еще отсутствует. Но уже Гераклит говорит о “поисках себя” и  “познании себя”. У софиста Георгия  появляются выражения “предать самого себя”, “причинить зло себе”. Антифон говорит о необходимости “властвовать собой” и “преодолеть себя”, считая самообладание необходимой предпосылкой справедливого отношения к ближнему. Сократическая философия уже прямо опирается на внутренний диалог. Среди рефлексивных формул, употребляемых Платоном, встречаются и “самопознание”, и “внутренняя удовлетворенность” и “самоопределение”. Декарта интересует не конкретное, индивидуальное “Я”, а субъект познания вообще. Декарт прямо приравнивает познающее “Я” к душе. Он считает, что душа в силу своей нематериальности более легко познаваема, чем тело. А Локк утверждает, что рефлексивные идеи производны от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять серьезно о том, что происходит внутри их. У Фихте “Я” выступает как универсальный субъект деятельности, который не только познает, но и творит из себя весь окружающий мир, отрицательно определяемый как “не-Я”. Гегель отвергает фихтеанское определение “Я” как первичной непосредственно данной реальности. Концепция “всемогущего “Я”, считает Гегель, превращает весь мир в голую видимость. Кроме того, она не учитывает, что само “Я” представляет собой живой, деятельный индивид, и его жизнь состоит в созидании своей индивидуальности как для себя, так и для других, в том, чтобы выражать и проявлять себя. Фейербах подчеркивает производность самосознания от материальных условий. Он уделяет внимание “телесному началу”. 
 

    1.3.Проблема  самосознания в  психологии.

1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания.

   Если  бросить самый общий взгляд на исследования в области психологии самосознания, то здесь можно выделить несколько наиболее важных линий. Среди  главных вопросов, вокруг которых  ведуться споры и обсуждения, можно выделить следующие:

   - природа самосознания

   - место самосознания среди других  психологических феноменов

   - факторы, определяющие развитие  самосознание

   - структура самосознания

   - генезис самосознания

   Решение вопроса о природе самосознание всецело зависит от философских позиций тех концепций, в рамках которых он трактуется. Так, интроспекционизм игнорирует роль объективных факторов в возникновении и развитии самосознания. Представители этой концепции отождествляли психическое с сознанием, а сознание с самосознанием.

   Сторонники  бихевиоризма и необихевиоризма, напротив старались выявить и подчеркнуть  влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека, однако впоследствии они пришли к  исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Вся психическая деятельность была сведена ими к механическим реакциями организма на внешние стимулы.

   Разные  исследователи отводят различное  место самосознания в системе  психологических феноменов. Расширительный подход к решению этого вопроса состоит в том, что самосознание считается почти синонимом психического.

   Одна  из первых попыток выделить социальный фактор в осознании личностью  самого себя принадлежат У. Джемсу. Однако социальные и индивидуально - природные компоненты “Я” остаются у Джемса рядоположными.

   В начале XX века социолог Кули сформировал  теорию “зеркального Я”, согласно которой  представление человека о самом  себе, “идея Я”, складывается под  влиянием мнений окружающих и включает 3 компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости и унижения.

   Формирование  человеческого “Я” в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп было исследовано Д.Т. Мидом. Мид утверждал, что самосознание - это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Рефлексия на себя есть, по сути дела, не сто иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.

   Иной  подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятием “Я - концепция”, под которой понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями “Я” в прошлом, настоящем и будущем. “Я - концепция” включает в себя реальное и идеальное “Я”.

   Работая в рамках гуманистической психологии Р. Бернс предложил более дифференцированную структуру “Я - концепции”. При этом автор попытался впервые использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в процессе обучения и воспитания.

   Развитие  личности в теории самоактуализации А. Маслоу понимается исключительно как внутренний процесс, связанный с изначальным ее стремлением актуализировать в себе наследственные и генетические предрасположенности в отношении темперамента, характера, интеллекта. Маслоу выделяет самоактуализацию, или самореализацию, как одну из основных человеческих потребностей.

   Одной из наиболее распространенных теорий, которые до сих пор оказывают  влияние на психологию личности, является фрейдизм и его разновидность - неофрейдизм.

   Всю психику З.Фрейд делит на 3 системы различные по законам их функционирования. Прежде всего, это бессознательная система ОНО, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или афективного порядка. Затем, система Я - это центр, реализующий процесс сознательной адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества. Наконец, Сверх-Я - это своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью, это его совесть. Между Я и ОНО устанавливаются отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на Я, а Я должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда “Я”, сознание, самосознание - явления однозначные. В качестве определяющих факторов развития самосознания З.Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, бессознательные силы.

   Неофрейдисты  признавали зависимость самосознания от существующих условий жизни и  межличностных отношений. Они допускали  влияние социальной среды на формирование личности, но только до определенного предела, когда вступали в силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство, потребность в нежности.

Информация о работе Формирование самосознания