Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.
4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. 5
1.2. ВЗГЛЯД ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ САМОСОЗНАНИЯ. 5
1.3. Проблема самосознания в психологии. 6
1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6
1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8
Структура самосознания. 9
Самооценка. 10
1.4. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10
Вывод к первой главе…...………………………………………………13
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14
2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14
2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15
2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка. 16
2.4.1. Семья. 16
2.4.2. Учитель и учащиеся. 18
2.4.3. Чувство взрослости. 18
2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19
2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. 21
Вывод ко второй главе……….……………………………………...….22
Вывод к первой и второй главе……………...………………………..22
ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
3.1.Методика исследования…...……………………………….…25
3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26
3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс……………………………………………………………………………….…...26
3.2.2. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 26
3.2.3. ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ, САМООТНОШЕНИЕ. 28
3.2.4. ИДЕАЛ 29
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………..…..37
Скачков Андрей.
Основная
его проблема - маленький рост.
В классе его называют “таракан”,
хотя он вызывает симпатию у многих
из класса. Общаясь с ним и разбирая
его работы, у меня возникло подозрение,
что на его состояние влияют органические
нарушения (возможно - родовая травма).
Когда он пишет, у него часто происходит
“залипание”, то есть он пишет несколько
раз подряд одно и то же слово, очень часто
делает грубые ошибки. Его рисунки тоже
могут сказать многое, даже на первый взгляд:
рисуя семью, он изобразил три очень маленькие
головы без туловища, без носа, ушей, а
глаза без зрачков, причем он и его папа
улыбаются, а у мамы опущенные губы;
он нарисовал двое несуществующих животных,
у которых контур очень неровный, волнистый,
как будто у него дрожали руки, когда он
рисовал, и эти животные стоят не прямо,
а под наклоном, как будто бы падают. Рисунок
“Я - реальный” отражает его комплекс
по поводу маленького роста, но не так
как рисунок “Я - глазами других”. Потому
что во втором случае он изобразил себя
более бесформенно и в три раза меньше,
чем в первом.
Суслова Саша.
Выглядит
она как нормальный, и даже жизнерадостный
ребенок. В анкете написала, что ей
нравиться ходить в школу и учиться.
Но она очень неспокойный ребенок, она
не может долго сидеть на одном месте,
не может долго слушать и молчать, часто
обижает детей, чем и раздражает своих
одноклассников. Учителя жалуются
на ее поведение, плохую учебу. Ее
идеал - Бенни Хилл, она хочет быть такой
же смешной.
Исходя из накопленного в психологической литературе опыта, сформулируем положение, на котором основывается наше исследование.
1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания личности, специфичные именно для этого возрастного этапа.
2.
Развитие способности к
3.
Целенаправленное формирование
способности к самопознанию у
подростков нуждается в
В моем исследовании я нашла эксперементальное подтверждение гипотезы о том, что формирование и развитие самосознания подростков может осуществляться путем развития у них способности к самопознанию в процессе специально организованных занятий, включая приемы и методы активного психологического воздействия.
В
работе получило теоретическое и
практическое обоснование положения
о том, что такие занятия
В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в общении с другими людьми. Большинство исследователей отмечают важную роль общения со сверстниками и взрослыми в формировании “Я-образа” подростков. В поведении подростков по исследованиям Белохвостовой мотив общения с другими людьми выражает стремления понимать других людей с целью успешного осуществления совместного поступка или совместной деятельности. Образ другого приобретает у субъекта общения мотивационное значение, определяет побуждения к контактам с ним лишь сравниваясь с образом Я-субъекта.
Становление Я-образа подростков связано с формированием образа “другого”. Чаще всего таким другим выступает его ровесник, общение с которым для подростка особо значимо. В исследованиях К.Н. Платон выявлено в качестве общевозрастной особенности подростка преимущественно ориентация на сверстника как на значимого другого. Можно предположить, что чувство идентификации себя с кругом сверстников переживают все подростки и она является определенным этапом в формировании и “Я-образа”. По-видимому этот этап соответствует формированию у подростков чувства “Мы”, их “Мы-образа”, который является предпосылкой развития качественно нового “Я-образа” подростка, нового рождения самосознания. Анализируя филогенетический аспект самосознания, Боришевский отмечает, что самосознание могло возникнуть как коллективное самосознание, как понятие “Мы”, к которому человек относился как часть к целому. И только на более высоких стадиях развития общественных групп людей в процессе их общей деятельности стало возможным возникновение личного “Я”, когда уже способен осознать себя, свое “Я” как нечто отличительное от “Я” других людей, членов коллектива.
В подростковом возрасте в переломный период, как показывают исследования многих ученых психологов, “Я-образ” ребенка становится чрезвычайно нестабильным. Как пишет И.С. Кон образ “Я” утрачивает в этот период свою целостность, индивид особо остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего “Я”, что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Действительно, особенностью подростка является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все больше опора на внутренние критерии. Однако навыков самопознания, самоанализа у подростков нет. Таким образом, возникает противоречие между острой потребностью подростка в самопознании и неспособностью адекватно осуществить эту потребность, последствием чего и является снижение уровня адекватности самооценок, глубины и развернутости “Я-образа”.
В то же время многие исследователи отмечают, что возможности для самопознания у подростков более скромны, чем у старших школьников, но восприимчивость к корректировке негативных психических стремлений в подростковом возрасте более обострена. Учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт и считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникших у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки.
Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).
Этот период считается
Основной причиной, влияющей на появление новообразования в самосознании подростков является изменение социальной ситуации развития подростков, выдвигающей новые требования к поведению, деятельности, учению, к системе отношений со взрослыми.
В
подростковом возрасте сильное влияние
на самосознание и становление личности
оказывает не только семья, но и школа
в лице сверстников и учителей. Таким образом,
опыт подростка расширяется и при оценке
и восприятии себя представляется тенденция
к эмансипации самооценок от оценок других.
1.
Агеев В.С. Психология
2.
Алексеев В.А. Развитие
3.
Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое
развитие школьника и его
4.
Возрастные и индивидуальные
особенности младших
5. В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1981.- 293 с.
6.
Выготский Л.С. Собрание
7.
Драгунова Т.В.
8.
Дусавицкий А.К. Развитие
9. Кон И.С. Открытие “Я”.- М.: Политиздат, 1978. -367 с.
10. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с.
11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 1965. - 316 с.
12.
Кулагина И.Ю. Возрастная
13.
Леонтьев А.Н. Проблемы
14.
Лозоцева В.Н. Особенности
15.
Малахова А.И. Сознание и
16.
Олейник Л.Д. Индивидуальное
17. Психологический словарь
18.
Ремшмидт Х. Подросткоый и
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
20.
Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические
методы в психологической
21.
Столин В.В. Самосознание
22.
Учителям и родителям о
23.
Фельдштейн Д.И. Проблемы
24. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978. - 54 с.
25. Философская энциклопедия
26.
Хрестоматия по возрастной
27.
Чамата П.Р. К вопросу о
28.
Чеснокова И.И. Проблема
Социометрия.
1.
Представьте, что создается
2. Представьте, что с вами случилась неприятность, кого бы вы позвали на помощь?
3. С кем бы вы не хотели бы сидеть за одной партой?