Формирование самосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.
4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. 5
1.2. ВЗГЛЯД ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ САМОСОЗНАНИЯ. 5
1.3. Проблема самосознания в психологии. 6
1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6
1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8
Структура самосознания. 9
Самооценка. 10
1.4. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10
Вывод к первой главе…...………………………………………………13
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14
2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14
2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15
2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка. 16
2.4.1. Семья. 16
2.4.2. Учитель и учащиеся. 18
2.4.3. Чувство взрослости. 18
2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19
2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. 21
Вывод ко второй главе……….……………………………………...….22
Вывод к первой и второй главе……………...………………………..22
ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
3.1.Методика исследования…...……………………………….…25
3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26
3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс……………………………………………………………………………….…...26
3.2.2. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 26
3.2.3. ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ, САМООТНОШЕНИЕ. 28
3.2.4. ИДЕАЛ 29
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………..…..37

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

      Скачков Андрей.

   Основная  его проблема -  маленький рост. В классе его называют “таракан”, хотя он вызывает симпатию у многих из класса. Общаясь с ним и разбирая его работы, у меня возникло подозрение, что на его состояние влияют органические нарушения (возможно - родовая травма). Когда он пишет, у него часто происходит “залипание”, то есть он пишет несколько раз подряд одно и то же слово, очень часто делает грубые ошибки. Его рисунки тоже могут сказать многое, даже на первый взгляд: рисуя семью, он изобразил три очень маленькие головы без туловища, без носа, ушей, а глаза без зрачков, причем он и его папа улыбаются, а у мамы  опущенные губы; он нарисовал двое несуществующих животных, у которых контур очень неровный, волнистый, как будто у него дрожали руки, когда он рисовал, и эти животные стоят не прямо, а под наклоном, как будто бы падают. Рисунок “Я - реальный” отражает его комплекс по поводу маленького роста, но не так как рисунок “Я - глазами других”. Потому что во втором случае он изобразил себя более бесформенно и в три раза меньше, чем в первом.  

   Суслова Саша.

   Выглядит  она как нормальный, и даже жизнерадостный ребенок. В анкете написала, что ей нравиться ходить в школу и учиться. Но она очень неспокойный ребенок, она не может долго сидеть на одном месте, не может долго слушать и молчать, часто обижает детей, чем и  раздражает своих одноклассников. Учителя  жалуются на ее  поведение,  плохую учебу. Ее идеал - Бенни Хилл, она хочет быть такой же смешной.  
 

     
 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Исходя  из накопленного в психологической  литературе опыта, сформулируем положение, на котором основывается наше исследование.

   1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания личности, специфичные именно для этого возрастного этапа.

   2. Развитие способности к самопознанию  как основе самокоррекции и  самосовершенствования - важнейшая предпосылка успешного становления личности подростка.

   3. Целенаправленное формирование  способности к самопознанию у  подростков нуждается в обеспечении  определенных психологических условий  и требует специального руководства  деятельности самопознания со стороны взрослых.

   В моем исследовании я нашла эксперементальное подтверждение гипотезы о том, что формирование и развитие самосознания подростков может осуществляться путем развития у них способности к самопознанию в процессе специально организованных занятий, включая приемы и методы активного психологического воздействия.

   В работе получило теоретическое и  практическое обоснование положения  о том, что такие занятия целесообразнее всего проводить в пятом классе, поскольку в этот возрастной период у ребенка начинает проявляться интерес к себе.

   В подростковом возрасте самосознание все  в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом целостной  системы управления поведением выступает  саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в общении с другими людьми. Большинство исследователей отмечают важную роль общения со сверстниками и взрослыми в формировании “Я-образа” подростков. В поведении подростков по исследованиям  Белохвостовой мотив общения с другими людьми выражает стремления понимать других людей с целью успешного осуществления совместного поступка или совместной деятельности. Образ другого приобретает у субъекта общения мотивационное значение, определяет побуждения к контактам с ним лишь сравниваясь с образом Я-субъекта.

   Становление Я-образа подростков связано с формированием образа “другого”. Чаще всего таким другим выступает его ровесник, общение с которым для подростка особо значимо. В исследованиях К.Н. Платон выявлено в качестве общевозрастной особенности подростка преимущественно ориентация на сверстника как на значимого другого. Можно предположить, что чувство идентификации себя с кругом сверстников переживают все подростки и она является определенным этапом в формировании и “Я-образа”. По-видимому этот этап соответствует формированию у подростков чувства “Мы”, их “Мы-образа”, который является предпосылкой развития качественно нового “Я-образа” подростка, нового рождения самосознания. Анализируя филогенетический аспект самосознания, Боришевский отмечает, что самосознание могло возникнуть как коллективное самосознание, как понятие “Мы”,  к которому человек относился как часть к целому. И только на более высоких стадиях развития общественных групп людей в процессе их общей деятельности стало возможным возникновение  личного “Я”, когда уже способен осознать себя, свое “Я” как нечто отличительное от “Я” других людей, членов коллектива.

   В подростковом возрасте в переломный период, как показывают исследования многих ученых психологов, “Я-образ” ребенка становится чрезвычайно  нестабильным. Как пишет И.С. Кон  образ “Я” утрачивает в этот период свою целостность, индивид особо остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего “Я”, что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Действительно, особенностью подростка является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все больше опора на внутренние критерии. Однако навыков самопознания, самоанализа у подростков нет. Таким образом, возникает противоречие между острой потребностью подростка в самопознании и неспособностью адекватно осуществить эту потребность, последствием чего и является снижение уровня адекватности самооценок, глубины и развернутости “Я-образа”.

   В то же время многие исследователи  отмечают, что возможности для  самопознания у подростков более  скромны, чем у старших школьников, но восприимчивость к корректировке негативных психических стремлений  в подростковом возрасте более обострена. Учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт и считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникших у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки.

   Подростковый  возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения  всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.

   Многие  отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового  возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).

     Этот период считается критическим  или   даже периодом возникновения  самосознания во всей его целостности.  Согласно С.Л. Рубенштейну, процесс  формирования самосознания протекает  “ от наивного неведения в  отношении самого себя ко все  более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к  ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом”.

   Основной  причиной, влияющей на появление новообразования  в самосознании подростков  является изменение социальной ситуации развития подростков, выдвигающей новые требования к поведению, деятельности, учению, к системе отношений со взрослыми.

   В подростковом возрасте сильное влияние на самосознание и становление личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и учителей. Таким образом, опыт подростка расширяется и при оценке и восприятии себя представляется тенденция к эмансипации самооценок от оценок других. 
 

                                          БИБЛИОГРАФИЯ

   1. Агеев В.С. Психология межгрупповых  отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 144 с.

   2. Алексеев В.А. Развитие самосознания  на рубеже подросткового и  юношеского возрастов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1985. - 20 с.

   3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое  развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

   4. Возрастные и индивидуальные  особенности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

   5. В мире подростка/ Под ред.  А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1981.- 293 с.

   6. Выготский Л.С. Собрание сочинений:  в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В.  Запорожец. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.

   7. Драгунова Т.В. Психологические  особенности. - Сов. педагогика, 1972, N 8, с. 79-93.

   8. Дусавицкий А.К. Развитие личности  в учебной деятельности. - М.: “Дом  педагогики”, 1996. - 208 с.

   9.  Кон И.С. Открытие “Я”.- М.: Политиздат, 1978. -367 с.

   10. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с. 

   11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология  подростка. - М.: Просвещение, 1965. - 316 с.

   12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения  до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.

   13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития  психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.

   14. Лозоцева В.Н. Особенности отношения  подростка к сверстнику как  к образцу: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1978. - 20 с.

   15. Малахова А.И. Сознание и самосознание  личности. - Автореф. дис. на соискание  учен. степени канд. философ. наук. -Л., 1972. - 23 с. 

   16. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание  и пути его формирования. - Автореф.  дис. на соискание учен. степени канд. философ. наук. - Л., 1975. - 25 с.

   17. Психологический словарь

   18. Ремшмидт Х. Подросткоый и юношеский  возраст: Проблемы становления  личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. _ 320 с.

   19. Рогов Е.И. Настольная книга  практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

   20. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические  методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

   21. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.

   22. Учителям и родителям о психологии  подростка/ Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с.

   23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной  и педегогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

   24. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978. - 54 с.

   25. Философская энциклопедия

   26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для стедентов/  Сост. Л.М. Семенюк, Под ред.  Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная  педагогическая академия, 1994. - 256 с.

   27. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе  самосознания личности. М., 1966, с. 228 - 239.

   28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания  в психологии. М., 1977. - 144 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ.

   Социометрия.

   1. Представьте, что создается новый  класс. Кого бы вы не хотели  там увидеть из старого класса?

   2. Представьте, что с вами случилась неприятность, кого бы вы позвали на помощь?

   3. С кем бы вы не хотели  бы сидеть за одной партой?

Информация о работе Формирование самосознания