Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.
4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. 5
1.2. ВЗГЛЯД ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ САМОСОЗНАНИЯ. 5
1.3. Проблема самосознания в психологии. 6
1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6
1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8
Структура самосознания. 9
Самооценка. 10
1.4. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10
Вывод к первой главе…...………………………………………………13
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14
2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14
2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15
2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка. 16
2.4.1. Семья. 16
2.4.2. Учитель и учащиеся. 18
2.4.3. Чувство взрослости. 18
2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19
2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. 21
Вывод ко второй главе……….……………………………………...….22
Вывод к первой и второй главе……………...………………………..22
ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
3.1.Методика исследования…...……………………………….…25
3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26
3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс……………………………………………………………………………….…...26
3.2.2. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 26
3.2.3. ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ, САМООТНОШЕНИЕ. 28
3.2.4. ИДЕАЛ 29
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………..…..37
Таким
образом, зарубежная литература имеет
богатую историю исследования психологии
личности.
В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально - ценностное отношение.
В психологической литературе особенно много работ, в которых самосознание рассматривается как важнейшая часть личности. При этом нередко подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню развития самосознания. Будучи регулятором поведения, самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и сущности самосознания личности, отечественные психологи внесли ясность и в вопрос о развитии самосознания ребенка. В противоположность психологам - идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, наши психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.
Поэтому настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка.
В
отечественной психологии в качестве
определяющих факторов развития самосознания
берется собственная
Самосознание
представляет собой сложное психическое
образование, состоящее из структурных
составляющих, однако относительно содержания
и функций составляющих мнения исследователей
не всегда совпадают.
Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова)
И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов: самопознание, эмоционально - ценностное отношение к себе и саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного “Я”, осознание своих психических свойств и определенную систему социально - нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритичность, саморегуляция.
Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.
Оригинальную
концепцию структурирования самосознания
предложила В.С. Мухина. Согласно этой
концепции самосознание развивается внутри
следующей исторически сложившейся и
социально обусловленной структуры: имя собственно
плюс личное местоимение (за которыми
стоят физический облик и индивидуальная
духовная сущность человека); притязание
на признание; половая идентификация;
психологическое время личности (индивидуальное
прошлое, настоящее и будущее); долг и права
личности.
Разные компоненты структуры самосознания изучены неодинаково. На первый план выдвигается проблемы самооценки. Вопросы же самосознания остались как бы в стороне от психологических исследований, несмотря на их большую актуальность и значение.
В нашей психологии существует множество работ, посвященных изучению самооценки. Большинство из них анализируют самооценку в качестве уже сложившегося образования. Эти работы затрагивают в основном школьный возраст и рассматривают, с одной стороны, функции самооценки на разных этапах этого возраста, а с другой стороны,- роль различных факторов в ее развитии и совершенствовании.
САМООЦЕНКА.
Исследования, специально посвященные изучению условий развития представлений о себе, встречаются очень редко.
Существует целый ряд исследований, посвященных частным вопросам развития самосознания на том или ином этапе детства. Большинство из них относятся к школьному возрасту, в основном к подростковому. Менее исследован вопрос развития самосознания в дошкольном возрасте. Возможно, это связано с тем, что долгое время в психологии появление самосознания относили лишь к подростковому. Правда, уже в 50-тые годы появились работы, в которых границы возникновения самосознания опускались до 3-х лет, а в настоящее время начаты экспериментальные исследования, которые выявляют даже у младенцев наличие определенных образований, являющихся генетической предпосылкой для развития их самосознания.
Проследим
путь развития самосознания от младенчества
до подросткового возраста.
Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.
Проявление
самосознания можно проследить у
ребенка в начале раннего возраста.
Примерно в 2 года ребенок начинает
узнавать себя в зеркале. Американские
психологи провели такой
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”.
В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка.
В
дальнейшем формировании личности теснейшим
образом связано с развитием
самосознания, имеющего на каждом возрастном
этапе онтогенетического
У дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами взрослых, его воспитывающих.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”.
До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.
На каждом возрастном этапе онтогенеза - в годы младенчества, раннего и дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит формирование и развитие его активности, самосознания.
В период от рождения до 1-го года у детей закладывается основные потребности и способности к общению. ”В своей основе потребность субъекта в общении с другим человеком,- пишет Лисина,- есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам дает. Такая взаимная оценка обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида... (М.Н. Лисина, 1974).
Ребенок начинает обнаруживать готовность во внешних впечатлениях. Взрослые регулируют восприятие и действия ребенка, но очень рано младенец начинает проявлять во взаимодействии со взрослым и свою инициативу.
В раннем детстве роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако ребенок уже стремиться действовать без помощи взрослого, самостоятельно. Новые тенденции усиливают активность ребенка (“я сам”) и приводит к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Л.И. Божович отмечает: “В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя (Л.И. Божович, 1978, с.31).
По замечанию Л.И Божович, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде “системы “Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе.
В
дальнейшем формировании личности теснейшим
образом связано с развитием
самосознания, имеющего на каждом возрастном
этапе онтогенетического
В дошкольный период рост активности и желание действовать, пробовать себя в различных начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок испытывает настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей. Ему нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты, благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.
В игре укрепляется и развивается человеческая потребность в активном воздействии на окружающих, у него формируются первые “моральные инстанции” (Д.Б. Эльконин,1960), и на этой основе начинает формироваться оценка собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным новообразованием этого важнейшего периода” (Д.Б. Эльконин, 1960, с.316).
Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым.
В
ролевой игре у дошкольника формируется
стремление к общественно значимой
и общественно оцениваемой
Младший
школьный возраст - начало школьной жизни.
Учебная деятельность становится для
него ведущей. В этом периоде у
ребенка возникает сознание себя
как существа социального и своего
места в системе доступных ему
общественных отношений. Условно этот
период можно обозначить периодом рождения
социального “Я”. Именно в это время у
ребенка формируется “внутренняя позиция”,
порождающая потребность занять новое
место в жизни.
Вывод
к первой главе
Из первой главы мы узнали, как развивается самосознание в филогенезе, взгляд философов и психологов на проблему самосознания, структуру самосознания, которая состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального; самооценка ребенка, развитие самосознания в онтогенезе, которая появляется у ребенка в начале раннего возраста, примерно в два года он начинает узнавать себя в зеркале, следующий этап, когда ребенок называет себя по имени в третьем лице «Саша», «Тата», а потом к трем годам появляется местоимение «Я».
До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Подробнее об этом будет разбираться в следующей главе.