Формирование самосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.
4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. 5
1.2. ВЗГЛЯД ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ САМОСОЗНАНИЯ. 5
1.3. Проблема самосознания в психологии. 6
1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6
1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8
Структура самосознания. 9
Самооценка. 10
1.4. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 10
Вывод к первой главе…...………………………………………………13
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14
2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14
2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15
2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка. 16
2.4.1. Семья. 16
2.4.2. Учитель и учащиеся. 18
2.4.3. Чувство взрослости. 18
2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19
2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. 21
Вывод ко второй главе……….……………………………………...….22
Вывод к первой и второй главе……………...………………………..22
ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
3.1.Методика исследования…...……………………………….…25
3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26
3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс……………………………………………………………………………….…...26
3.2.2. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 26
3.2.3. ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ, САМООТНОШЕНИЕ. 28
3.2.4. ИДЕАЛ 29
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………..…..37

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

   Одной из наблюдающихся в психологии тенденций  является комплексное применение ряда методических приемов в рамках одного исследования. В ходе работы использовались сочинения, различные методики, опросники, рисуночные тесты, наблюдение, беседа, упражнения.

   Основными методами в моем исследовании были:

   - наблюдение

   - психодиагостика

   - доверительная беседа

   - обратная связь  

   Такие методы, как  двигательные упражнения, упражнения на сплочение использовались как вспомогательные, в совокупности с другими методами, хотя применялись на всех этапах и на всем протяжении исследования. 

                           -  Наблюдение.

   Этот  метод является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмперических данных. Невмешательство психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода и очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения.

3. 2.     Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики.

   3. 2. 1. Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс”.

   Социометрический  срез, анкета и опросник были использованы в начале занятий для сбора  первичных данных.  Метод социометрического  среза помог в изучении структуры личных отношений в группе учащихся, в определении социального статуса каждого ученика. Социометрический срез позволяет определить популярность одних учащихся и непопулярность других, выявить наличие малых групп и характер внутрегрупповых и межгрупповых отношений.

   Выяснилось, что  класс разделен на две группы по половому признаку: группа мальчиков  и группа девочек. И в группе мальчиков, и в группе девочек есть три  человека вокруг которых и строятся отношения в классе. Взаимоотношения между полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают девочек, а девочки мальчиков.

   Результаты  этого исследования конечно будут  учитываться в дальнейшей работе, однако этот метод дает лишь общее  представление о структуре отношений  в классе, способствует первоначальной ориентировке исследователя. Социометрический статус школьника не может полностью отразить его социальный статус. В определении социометрического статуса возможен субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз характерно в младшем подростковом возрасте.

   Опросник  “Мой класс”  использовался для  выявления уровня сплоченности, конфликтности  и удовлетворенности детей своим  классом. При анализе данных был  сделан вывод, что большинство учащихся довольны своим классом, но считают его достаточно конфликтным и не очень сплоченным. Можно предположить, что это происходит оттого, что им не с чем сравнивать свой класс. Они там учаться с первого класса, уже приспособились друг к другу и не представляют себя в какой-либо другой группе сверстников. 

   3. 2. 2. Рисуночные тесты.

   В своей работе для изучения личности пятиклассника использовалось 3 рисуночных теста: автопортрет, несуществующее животное, семья. Эти тесты выявляют яркие  индивидуальные отличия детей и  позволяют наиболее глубоко понять душевное состояние человека, его видение мира, социальную ориентацию. Я использовала эти методики не только для того, чтобы изучить личностные особенности и отклонения детей, но и для того чтобы рассказать им какие у них проблемы, над чем им надо работать в дальнейшем. То есть после интерпретации  с ними проводилась беседа и ознакомление их с  анализом их рисунков, что дает стимул к дальнейшему их самовоспитанию.  

     Рисуночный тест “Несуществующее животное” помогает в основном в выявлении степени тревожности, агрессивности, демонстративности. Большинство рисунков действительно отразили эти показатели. Так как у животных были  и клыки и шипы и острые когти. Очень часто встречалась неровность линий, как будто  они проводились дрожащей рукой. Это говорит уже об органических отклонений в психике. Были и животные, уподобленные человеку. Это свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Большинство демонстративных рисунков встречалось у девочек. Длинные ресницы говорят о заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большое значение. Многие рисунки были выполнены на весь лист. Поэтому было сложно определить уровень самооценки. 

   Рисуночный  тест “Семья” выявляет внутрисемейные отношения. Позволяет определить как ребенок субъективно оценивает свою семью, какое место  в ней занимает, какие отношения у него с другими членами. После интерпретации выяснилось, что очень мало рисунков с благополучными семьями. Очень часто испытуемый отделяет себя от семьи, то есть рисует себя дальше от остальных членов семьи. Один мальчик нарисовал себя и маму без глаз. Причем у мамы достаточно грозный вид: широкие плечи и кулак. Себя он нарисовал одного роста с мамой и тоже с широкими плечами. Из этого можно сделать вывод, что этот мальчик пытается “быть ее мужем”, он не дает вести ей личную жизнь. А мама против этого и поэтому атмосфера в семье очень напряженная. Другой мальчик всех своих родственников нарисовал очень маленькими, без туловища и без носа. Это говорит об агрессивном настрое этого ребенка. Одна девочка нарисовала не своих родителей и отказалась объяснить почему. А другая вообще отказалась рисовать свою семью. 

   Рисуночный  тест “Автопортрет” очень полезен для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности.

   С первого взгляда на рисунках было заметно, что дети рисуют очень большую  голову или вообще одну голову без  туловища. Это свидетельствует о  больших интеллектуальных претензиях, или о недовольстве своим интеллектом.  Девочки нарисовали  очень большие глаза, что говорит о подозрительности и о чувствительности к общественному мнению. Один мальчик нарисовал очень большую голову, одно большое ухо и маленькое туловище. Это свидетельствует об очень низкой самооценки, о чувствительности к критике.

   Рисуночные  тесты дали мне очень много  информации о личности ребенка, о  его  отношениях с другими людьми.

   3. 2. 3. Тесты на самооценку, самоотношение.

   Для выявления самооценки и самоотношения  использовались разные методики: методика “Кто я?”, сочинение о себе. 

     “Кто я?” Цель этой методики состоит в выявлении социальной роли ребенка, особенностей  его характера, жизненных перспектив. Я проводила эту методику, что бы понять, кем они себя считают, какие суждения ставят на первое место, какие на последнее.

   После анализа данных я сгруппировала  определения по следующим признакам:

   1. Социальная позиция в обществе, то есть в основном первые  определения были такого содержания: человек, мальчик (девочка), школьница,  ребенок, имя.

   2. Положение  и отношения в семье: дочка (сын), сестра (брат), племянник, внук.

   3. Личностные качества: веселая, умная,  помощница, нормальная, счастливая, самая лучшая, добрая.

   4. Увлечения: баскетболист, хористка, танцовщица, спортсмен, футболист,  металлист, хоккеист, музыкант, скрипачка, гитаристка, пианистка и т.д.

   5. Внешние данные: молодая, красивая, у меня светлые волосы, голубые  глаза, я блондин и т.д.

   Дети  начинали  определения с местоимения  Я. И все  отвечали не на вопрос “Кто я?”, а на вопрос “Какой я?”. Это  происходило потому, что им было очень трудно отвечать на поставленный вопрос 20 раз, и они решили таким образом выйти из трудного положения. 

   Сочинение о себе. Перед сочинением я дала такое задание: “напишите несколько слов о себе, о своем характере”. Цель этого задания - выяснить как оценивают себя школьники, о каких сторонах характера больше упоминают, о сильных или о слабых, а затем выяснить как хорошо они друг друга знают (после написания самохарактеристик они вслух зачитываются, и все должны понять, кто его написал).

   В итоге оказалось, что дети писали в основном о своих отрицательных  чертах характера (вспыльчивый, нервный, драчун и т.д.). После моего вопроса, почему они пишут о себе только плохое, они отвечали, что такими их видят одноклассники. И действительно, когда я зачитывала характеристики они узнавали друг друга. Это говорит о зависимости самооценки подростка от мнения сверстников, о неспособности к самостоятельной рефлексии.

   3. 2. 4. Идеал

 

   На  выявление идеала и желаемого  “Я” подростков использовалось два метода: письменное описание идеала, рисуночный тест “Я желаемое”.

   1.После  анализа работ оказалось, что  действительно идеал младших  подростков выступает в качестве  конкретных реальных людей, в  основном одного с ними возраста, редко старше. Подростков в основном привлекают внешние качества идеалов и внутренние, которые связаны с какими-либо действиями (“она добрая, потому что всем помогает”). Например: “Я хочу быть как Ю. Клинских потому, что он забивает много голов, хороший футболист, он бьет по мячу с выкрутасами”. Или: “Мой идеал - Бенни Хилл, потому что он смешной”; “Я хочу быть как Ира К. потому что она спокойная”. У многих детей в качестве идеалов выступают певицы, певцы, актриссы, актеры и т.д.

   2.Что  касается рисунков “Я желаемое”,  то тут прослеживается у подростков стремление к тому, что составляет эталон мужественности и женственности. Мальчики рисуют себя обычно с широкими плечами, с мышечными рельефами, а девочки с необычной прической, с сережками, в макияже. 
 

   - Доверительная беседа 

   Доверительное общение наряду с другими своими функциями может выступать в качестве исходной внешней формой познания личности самой себя, своих черт, особенностей, переживания. Доверительная беседа, тема которой является личность одного из партнеров, позволяет одному  партнеру более глубоко осмыслить те или иные свои поступки, характерные черты, стимулирующие процессами познания.

   Доверительная беседа проводилась в середине занятий  в два этапа:

   1. Обсуждение результатов заданий  детей, сделанных на предыдущем  занятии. То есть я даю им информацию, стимул к размышлению.

   2. Выполение устных заданий, направленных  на самораскрытие личности каждого  ребенка. 

   Таким образом, можно предположить, что  самоанализ и самопознание являются в значительной степени продуктом  доверительного общения личности со значимыми другими.

   -  Обратная связь.

 

   После проведения каждого занятия пятиклассники  писали самоотчеты, в которых отмечали, что дали им занятия, как они их оценивают. Эта информация очень  важна для исследователя, так  как дает ему возможность сориентироваться, внести изменения в следующее занятие, вовремя исправить свои ошибки. А также положительная оценка занятиям поддерживает ведущего.

    

   Краткое описание характера  и поведения детей.

 

   Терехова  Ира.

   Она любит учиться, ходить в школу, хотя в общении с одноклассниками у нее часто возникают проблемы: девочки на нее все время кричат и жалуются. Очень любопытна и этим раздражает одноклассников. Но в общем она достаточно застенчивый, мягкий и добрый человек. Себя она оченивает достаточно высоко, любит и жалеет себя. Она единственный человек в группе, который считает себя еще ребенком. Ира очень интересуется своим внутренним миром, своей психологией. Она с удовольствием выполняла все задания, даже те, при которых надо было  раскрываться в присутствии людей. В конце занятий она написала следующее:

   “Мне  очень понравилось заниматься и  я бы хотела, чтобы занятия еще  были. Я узнала какой у меня характер и побольше узнала своих одноклассников. Я поняла, какие у меня недостатки и постараюсь их исправить. Мне кажется, что цель занятий - узнать себя и других побольше”. 

   Тимонин Артем.

   Мне он очень запомнился своими рисунками. Рисунок “Несуществующее животное” отражает очень скрытую сексуальную агрессию, причем на достаточно низком уровне. Рисунок семьи достаточно открыто говорит о проблемах в семье. Артем сначала очень долго отказывался нарисовать свою семью, говорил, что это для него очень сложно, а потом все-таки он нарисовал себя и маму, но без глаз. Причем у мамы достаточно грозный вид: широкие плечи и кулак. Себя он нарисовал одного роста с мамой и тоже с широкими плечами. Мне кажется, что этот мальчик пытается “быть ее мужем”,  и достаточно ревностно относится к ее личной жизни. Мама против этого и поэтому атмосфера в семье очень напряженная.  Был еще рисунок “Я глазами других”. Артем нарисовал  жуткую картину: он сидит на шипах и держит в одной руке учебник, а в другой нож, направленный к себе в рот и смотрит на здоровый кулак, который вот-вот его ударит в лицо. Рисунок “Я реальный” тоже очень интересный. Он нарисовал себя очень маленьким, сморщенным старичком с грустным взглядом. 
 

Информация о работе Формирование самосознания