Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте

Оглавление

1. Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста ...........

2. Сущность и соотношение понятий "гражданственность, "патриотизм", "национальное самосознание", своеобразие их проявления у дошкольников .....................................................................

3. Содержание воспитательно-образовательной работы по формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ базисной программы "Пралеска" ..............................................................................

4. Опыт дошкольных учреждений по воспитанию у детей гражданских чувств и отношений к себе, своей семье, родному дому, краю, природе, своему народу, его истории, национальной культуре, традициям, обычаям ...................................................................................

5. Правовое воспитание детей как компонент гражданского воспитания. Пропедевтический характер ознакомления дошкольников с правами ребенка. Инновационный опыт правового образования детей старшего дошкольного возраста ...............................

Список использованной литературы ........................................

Файлы: 1 файл

Воспитание основ гражданственности и правовой культуры у дошкольников.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Актуальность проблемы  формирования начал гражданственности  и национального самосознания  у детей дошкольного возраста ...........

 

2. Сущность и соотношение  понятий "гражданственность, "патриотизм", "национальное самосознание", своеобразие их проявления у дошкольников .....................................................................

 

3. Содержание воспитательно-образовательной  работы по формированию национального  самосознания, патриотизма и гражданственности  у детей дошкольного возраста. Анализ базисной программы "Пралеска" ..............................................................................

 

4. Опыт дошкольных  учреждений по воспитанию у  детей гражданских чувств и  отношений к себе, своей семье,  родному дому, краю, природе, своему народу, его истории, национальной культуре, традициям, обычаям ...................................................................................

 

5. Правовое воспитание  детей как компонент гражданского  воспитания. Пропедевтический характер  ознакомления дошкольников с правами ребенка. Инновационный опыт правового образования детей старшего дошкольного возраста ...............................

 

Список использованной литературы .......................................................

 

3

 

 

 

5

 

 

 

 

8

 

 

 

 

14

 

 

 

 

20

 

24


 

 

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ  И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Дошкольный возраст  – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается  к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

На современном этапе  задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма – его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

Системе образования  принадлежит ведущая роль в гражданском  становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к  родине, преданности своему отечеству.

Учреждения дошкольного  образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей.

Динамика социокультурных  преобразований в Республике Беларусь актуализировала гуманистическую  парадигму воспитания – формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и семьянина. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения [3, с.63].

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан (А.В. Беляев).

Сущность понятия «гражданственность»  в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности  убежденно и ответственно сознавать  свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества [10, с.4].

Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Самосознание ребенка  начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о  себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны  у взрослого с осознанием своей  принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству. Обычно акцент в разговоре о гражданском воспитании ставится на том, насколько важно для общества растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим государством.

Присвоение родной культуры - важнейшая задача развития ребенка, но, она же и есть составляющая процессов  патриотического и гражданского воспитания. Другая их составляющая - воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны.

 

 

2. СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ  ПОНЯТИЙ "ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, "ПАТРИОТИЗМ", "НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ", СВОЕОБРАЗИЕ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

Впервые слово «патриот»  появилось в период Французской  революции 1789 – 1793 гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

«Патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный  своему народу, готовый на жертвы и  совершающий подвиги во имя своей  родины».

«Патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (кишлака), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков деревьев и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Наличие среди основных  здоровых эмоций каждого человека  почитания места своего рождения  и места постоянного проживания  как своей Родины, любовь и  забота о данном территориальном  формировании, уважение местных  традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим  предкам, любовь и проявление  терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать  от всего дурного.

3. Делать конкретные  каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями, в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом) [21, с.18].

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его  нет вовсе. Патриотизм – сокровенное  чувство, находящееся глубоко в  душе (подсознании). О патриотизме  судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники.

Выдающиеся люди нашей  страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это  почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без  воспитания любви и уважения к  своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и  настоящему, то гражданственность связана  с принадлежностью человека к  тому или иному народу, его политической активностью.

Она должна отвечать таким  требованиям, как священные традиции и чувства народа, единая идея народа, объединяющая людей, независимо от веры, мыслей, мировоззрения; абсолютная свобода  от национализма, унижения и дискриминации других народов; воспитание молодежи в духе верности Родине, привитие им качества гуманизма и человеколюбия и др.

Понятие "гражданственность" – многозначно [19, с.25]:

Сущность понятия «гражданственность»  в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Гражданское самосознание - важная составная часть общественного  сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального  сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве  долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Чувство гражданственности  вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Патриотизм и гражданственность  включают в себя взаимосвязанную  совокупность нравственных чувств и  черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Патриотизм и гражданственность, будучи своеобразно выражены в истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы Узбекистана как государства и общества, лица узбекской нации, национальной мифологии и идеологии и продолжают иметь существенное значение в жизни нашего общества, во многом определяя его настоящее и будущее. На протяжении столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития, и к настоящему времени. Именно патриотизм и гражданственность нашего народа является субъективной основой определения национальных целей и приоритетов.

Вместе с этим, хотя и медленно, идет освоение гражданского долга. Опыт исследований и наблюдений показывает, что в критических  ситуациях выбора, связанного с судьбами страны, молодое поколение способно принять исторически правильное решение. Проблематичнее обстоит дело с выполнением гражданского долга по защите Родины, причем, наиболее остро этот вопрос стоит в столичных и сверхкрупных городах [9, с.14].

Информация о работе Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста