Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:38, контрольная работа
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте
1. Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста ...........
2. Сущность и соотношение понятий "гражданственность, "патриотизм", "национальное самосознание", своеобразие их проявления у дошкольников .....................................................................
3. Содержание воспитательно-образовательной работы по формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ базисной программы "Пралеска" ..............................................................................
4. Опыт дошкольных учреждений по воспитанию у детей гражданских чувств и отношений к себе, своей семье, родному дому, краю, природе, своему народу, его истории, национальной культуре, традициям, обычаям ...................................................................................
5. Правовое воспитание детей как компонент гражданского воспитания. Пропедевтический характер ознакомления дошкольников с правами ребенка. Инновационный опыт правового образования детей старшего дошкольного возраста ...............................
Список использованной литературы ........................................
- обучение детей, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм в средств народной педагогики.
Содержание программы
- гармонии трех начал - физического, духовно-нравственного,
интеллектуально-
- гуманизации и демократизации воспитания и обучения;
- природосообразности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
- оздоровительной направленности воспитания;
- национального и общечеловеческого моментов в воспитании; развитие психики в деятельности; взаимодействие семейного и общественного воспитания; преемственности между детским садом и школой.
По программе «Пралеска» задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
1. Формирование у детей системы
знаний о своей Родине, которая
может быть представлена
2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей
в практическую деятельность
по применению полученных
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и
- дифференцированный
подход к каждому ребёнку,
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности [15, c.73-80].
4. ОПЫТ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ К СЕБЕ, СВОЕЙ СЕМЬЕ, РОДНОМУ ДОМУ, КРАЮ, ПРИРОДЕ, СВОЕМУ НАРОДУ, ЕГО ИСТОРИИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ, ТРАДИЦИЯМ, ОБЫЧАЯМ
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [11, с.9].
В данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач (по опыту работы ГУО "Ясли-сад № 46 г. Могилева"):
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Рисунок 5.1 – схема направленности работы
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность [13, с.112].
Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включают (по опыту работы ГУО "Ясли-сад № 46 г. Могилева"):
- формирование духовно-
формирование духовно-
- формирование духовно-
- воспитание любви,
уважения к своей нации,
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей
к культурному наследию, праздникам,
традициям, народно-
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Для реализации работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы некоторые очень важные условия.
В ДОУ "Ясли-сад № 2
г. Витебска" в рассматриваемом
направлении акцентируется
Мышление дошкольника наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог.
В детском дошкольном учреждении целесообразно оформить уголок национального быта, в котором будут собраны предметы старины и быта крестьян. В группах детей младшего дошкольного возраста достаточно оформить уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, город); в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению со станицей, страной, государственной символикой.
Полезным было бы иметь в группах предметы народно-прикладного искусства, дидактические и сюжетно-ролевые игры по патриотическому воспитанию.
В ГУО "Ясли-сад № 5 Зорачка г. Ивацевичи" Брестской области организована работа по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
В подтверждение того, что народное творчество способствует развитию нравственно-патриотических чувств, с детьми старшего дошкольного возраста была проведена работа, основанная на методе проектов.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5 – 7 лет. Среди них можно выделить:
Метод проектной деятельности
позволяет развивать
Основной целью работы по воспитанию у детей гражданских чувств и отношений к себе, своей семье, родному дому, краю в ГУО "Ясли-сад № 34 г.Бреста" является приобщение детей к истокам народной культуры.