Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте

Оглавление

1. Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста ...........

2. Сущность и соотношение понятий "гражданственность, "патриотизм", "национальное самосознание", своеобразие их проявления у дошкольников .....................................................................

3. Содержание воспитательно-образовательной работы по формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ базисной программы "Пралеска" ..............................................................................

4. Опыт дошкольных учреждений по воспитанию у детей гражданских чувств и отношений к себе, своей семье, родному дому, краю, природе, своему народу, его истории, национальной культуре, традициям, обычаям ...................................................................................

5. Правовое воспитание детей как компонент гражданского воспитания. Пропедевтический характер ознакомления дошкольников с правами ребенка. Инновационный опыт правового образования детей старшего дошкольного возраста ...............................

Список использованной литературы ........................................

Файлы: 1 файл

Воспитание основ гражданственности и правовой культуры у дошкольников.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

- обучение детей, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм в средств народной педагогики.

Содержание программы основывается на следующих взаимосвязанных принципах:

- гармонии трех начал - физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития детей;

- гуманизации и демократизации воспитания и обучения;

- природосообразности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;

- оздоровительной направленности воспитания;

- национального и общечеловеческого моментов в воспитании; развитие психики в деятельности; взаимодействие семейного и общественного воспитания; преемственности между детским садом и школой.

По программе «Пралеска» задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

1. Формирование у детей системы  знаний о своей Родине, которая  может быть представлена следующим  образом: природоведческие и географические  сведения (географические особенности  родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников  интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на  события общественной жизни.

Предполагает активизацию  эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей  в практическую деятельность  по применению полученных знаний. Предполагает формирование у  детей определенных навыков и  умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками [18, c.23, 54, 128].

Решая задачи патриотического  воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями  детей, учитывая следующие принципы:

- “позитивный центризм”  (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность  педагогического процесса;

- дифференцированный  подход к каждому ребёнку, максимальный  учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание  разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер  обучения, основанный на детской  активности [15, c.73-80].

 

4. ОПЫТ ДОШКОЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ У  ДЕТЕЙ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ К СЕБЕ, СВОЕЙ СЕМЬЕ, РОДНОМУ ДОМУ, КРАЮ, ПРИРОДЕ, СВОЕМУ НАРОДУ, ЕГО ИСТОРИИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ, ТРАДИЦИЯМ, ОБЫЧАЯМ

 

 

О важности приобщения ребенка  к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к  отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [11, с.9].

В данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач (по опыту работы ГУО "Ясли-сад № 46 г. Могилева"):

- воспитание у ребенка  любви и привязанности к своей  семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного  отношения к природе и всему  живому;

- воспитание уважения  к труду; 

- развитие интереса  к традициям и промыслам; 

- формирование элементарных  знаний о правах человека;

- знакомство детей  с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства  ответственности и гордости за  достижения страны;

- формирование толерантности,  чувства уважения к другим  народам, их традициям. 

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в  быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение  любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период дошкольного  возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Рисунок 5.1 – схема направленности работы

 

Под патриотическим воспитанием  детей мы понимаем взаимодействие взрослого  и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке  общечеловеческих нравственных качеств  личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма  у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность [13, с.112].

Задачи патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста включают (по опыту работы ГУО "Ясли-сад № 46 г. Могилева"):

- формирование духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности  к родному дому семье, детскому  саду, городу, селу;

формирование духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного  отношения к природе родного  края и чувства сопричастности  к ней; 

- воспитание любви,  уважения к своей нации, понимания  своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста раскрывается следующим образом:

- приобщение детей  к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному  искусству, устному народному  творчеству, музыкальному фольклору,  народным играм. 

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

- организация творческой  продуктивной, игровой деятельности  детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

По  опыту работы ГУО «Ясли-сад – средняя школа №73 г.Гомеля» в рассматриваемом направлении были выделены принципы реализации работы по патриотическому воспитанию.

Для реализации работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Работу по привитию детям духовно-нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести  по нескольким направлениям:
  • духовно-образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
  • воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
  • культурно-познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
  • нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы некоторые очень важные условия.

В ДОУ "Ясли-сад № 2 г. Витебска" в рассматриваемом  направлении акцентируется внимание на создании предметно-развивающей среды. Это заключается в следующем:

Мышление дошкольника  наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог.

В детском дошкольном учреждении целесообразно оформить уголок национального быта, в котором будут собраны предметы старины и быта крестьян. В группах детей младшего дошкольного возраста достаточно оформить уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, город); в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению со станицей, страной, государственной символикой.

Полезным было бы иметь  в группах предметы народно-прикладного искусства, дидактические и сюжетно-ролевые игры по патриотическому воспитанию.

В ГУО "Ясли-сад № 5 Зорачка г. Ивацевичи" Брестской области организована работа по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

В подтверждение того, что народное творчество способствует развитию нравственно-патриотических чувств, с детьми старшего дошкольного возраста была проведена работа, основанная на методе проектов.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5 – 7 лет. Среди них можно выделить:

  • возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
  • нерасчлененность на предметные области;
  • широкий спектр видов деятельности;
  • важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
  • возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе);
  • возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Основной целью работы по воспитанию у детей гражданских чувств и отношений к себе, своей семье, родному дому, краю в ГУО "Ясли-сад № 34 г.Бреста" является приобщение детей к истокам народной культуры.

Информация о работе Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста