Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте

Оглавление

1. Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста ...........

2. Сущность и соотношение понятий "гражданственность, "патриотизм", "национальное самосознание", своеобразие их проявления у дошкольников .....................................................................

3. Содержание воспитательно-образовательной работы по формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ базисной программы "Пралеска" ..............................................................................

4. Опыт дошкольных учреждений по воспитанию у детей гражданских чувств и отношений к себе, своей семье, родному дому, краю, природе, своему народу, его истории, национальной культуре, традициям, обычаям ...................................................................................

5. Правовое воспитание детей как компонент гражданского воспитания. Пропедевтический характер ознакомления дошкольников с правами ребенка. Инновационный опыт правового образования детей старшего дошкольного возраста ...............................

Список использованной литературы ........................................

Файлы: 1 файл

Воспитание основ гражданственности и правовой культуры у дошкольников.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- пробуждать в душе  каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя  частью великого русского народа;

- знакомить детей с  устным народным творчеством, некоторыми видами народного искусства;

- развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;

- использовать в данной  деятельности все виды фольклора:  игры, сказки, песенки, пословицы,  поговорки, потешки; 

- воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу, его традициями, промыслами.

Принципы построения системы:

- принцип последовательности  и регулярности в работе над  проектом;

- принцип доступности:  вхождение в проблемную ситуацию, доступную для понимания детьми и с опорой на их личный опыт;

- принцип индивидуального  подхода: создание атмосферы сотворчества  с ребенком с учетом индивидуальных, возрастных и типологических  особенностей ребенка;

- принцип эстетической  организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;

- принцип сотрудничества  с семьей: вовлечение семьи в  образовательный и воспитательный  процесс дошкольного учреждения.

 

Таблица 5.1 - Алгоритм работы в проекте

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему.

2. вводит в игровую  ситуацию.

3. Формирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую  ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач  проекта.

2 этап

4. Помогает в решении  задач.

5. Помогает спланировать  деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей  в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь.

8. Направляет и контролирует  осуществление проекта.

7. Формирование специфических  знаний, умений, навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.  Презентация

8. Продукт деятельности  готовят к презентации.

9. Представляют продукт  деятельности.


 

Формы, методы и приемы, используемые в работе Детского сада № 71 г.Гродно.

Основная форма работы – групповая, в сочетании с наблюдением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием картин, просмотров фильмов, познавательными беседами, подвижными и дидактическими играми, чтением и обсуждением сказок, составление и отгадывание загадок, изготовление продуктов детского творчества.

Основной метод – метод проблемного изложения материала, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, развивает определенный тип мышления (решения проблемных ситуаций в разных условиях).

В сочетании с приемами сравнения и наблюдения, сюрпризными моментами обращение к опыту дошкольников повышает детскую мыслительную активность.

Форма работы с родителями.

- родительские собрания  в нетрадиционной форме;

- совместное оформление  выставок;

- проведение досугов  и круглых столов;

-день открытых дверей.

- индивидуальные и  групповые консультации.

 

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что  в настоящее время выходит  достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны [17, с.23].

 

5. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВАМИ РЕБЕНКА. ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления  о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:

- помочь ребенку понять  и осмыслить свои элементарные  права; 

- формировать чувство  самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

- развивать стремление  ребенка реализовывать свои права,  не нарушая прав окружающих  его людей [21, с.34].

Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.

Прежде чем познакомить  ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.

Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие  четыре группы прав [6, с.97]:

1. Права на достойное  существование, выживание, включающее  право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг. 

3. Права на защиту  от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов  и сирот. 

4. Права на свободу  слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".

Правовое воспитание и образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием, а также тесно взаимосвязано  с основными разделами базисной программы "Пралеска".

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый  детям комплекс знаний о жизни. Они  являются дополнением к знаниям  об окружающем мире, социальной действительности.

Воспитание гражданина, активно участвующего в жизни  общества, предполагает знакомство с правом на образование, приобретение профессии по своему выбору, правом на труд.

Ознакомление с правами  человека способствует нравственному  становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка – одна из важнейших задач дошкольного  учреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности  за свое здоровье, необходимости его  беречь и укреплять, осваивать способы оздоровления и безопасного поведения.

Необходимо также помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит  от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов  и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести  до сознания детей в доступной  форме "Конвенцию о правах ребенка". Невольно возникает вопрос «Как это  сделать?»

Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами  ребенка [2, с.18]:

- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

- Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

- Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Главными путями реализации задач являются игровые занятия  со знакомыми сказочными героями  в форме путешествий в Солнечный  город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные  друзья - взрослые и дети"; традиционные праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в  разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у  детей представления об основах  правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, можно предложить детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Научить детей тонко  ощущать изменение окружающего  мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую  значимость милосердного отношения  к миру растений и животных, отмечая  черствость тех людей, которые безжалостно  вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев. Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы [4, с.146]:

- использование сюжетов  хорошо известных сказок (иллюстрации,  видео, аудиокассеты, диафильмы);

- решение проблемных  задач, поиск решений от своего  имени или имени героя: если  бы я был гадким утенком..., если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Информация о работе Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста