Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 15:28, реферат
Целью моей работы является донести до людей понятие свободы личности, точнее предложить несколько трактовок этого понятия, чтоб каждый смог для себя выбрать наиболее понятный и близкий к нему, по- казать взаимосвязь свободы с ответственностью, а также показать, в чём заключается роль свободы и ответственности в деятельности каждого человека.
Введение
Понятие личности…………………………...………………………4
Индивид и личность.……………………............…………………..6
3. Свобода воли…………………………………………………….......8
3.1. Самоценность человека……………………………………….8
3.2. Свобода воли – свобода выбора……………………………..13
3.3. Новое – проблема выбора поступка…………………………15
3.4. Социально-политическая практика – волюнтаризм………..18
3.5. Фатализм………………………………………………………19
3.6. Детерминизм…………………………………………………..19
4. Свобода и ответственность личности……………………………..22
5. Роль свободы и ответственности в деятельности человека……...25
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
философии
САМОСТоЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по «Философии»
На тему:
«Роль свободы и ответственности в деятельности
человека»
Выполнил:
ст-нт 3-го курса, ф-та ЭХТ, гр. ЭГ-08
Мега
Антон Андреевич
Ищенко
Александр Николаевич, асс.
Донецк 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
философии
САМОСТоЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по «Философии»
На тему:
«Роль свободы и
Донецк 2010
Содержание
Введение
3. Свобода воли………………………………………………
3.1. Самоценность человека………………………
3.2. Свобода воли – свобода выбора……………………………..13
3.3. Новое – проблема выбора поступка…………………………15
3.4. Социально-политическая практика – волюнтаризм………..18
3.5. Фатализм………………………………………………………
3.6. Детерминизм…………………………………………………
4. Свобода и ответственность личности……………………………..22
5. Роль свободы и
Заключение
Список литературы
Сегодня
в современном обществе мы пытаемся
восстановить ценность свободы личности,
которая формально
Свобода
как одна из основных философских
категорий характеризует
Целью моей работы является донести до людей понятие свободы личности, точнее предложить несколько трактовок этого понятия, чтоб каждый смог для себя выбрать наиболее понятный и близкий к нему, по- казать взаимосвязь свободы с ответственностью, а также показать, в чём заключается роль свободы и ответственности в деятельности каждого человека.
Понятие личности относится к
числу наиболее сложных в
На данный момент выделяют четыре теории личности:
1. Биологизаторская – по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.
2. Социологизаторская – личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.
3. Психоаналитическая теория Фрейда – личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а) “Ид” (“оно”) – бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.
б) “Эго” (“Я”) – это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) “Суперэго” – осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.
4. Идоническая теория Г. Юнга – личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли.
Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.
Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах.
Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении. Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.
Первый этап – человек.
Можно сказать “родился человек”, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ. Второй этап – индивид.
Индивид – это конкретный представитель человеческого рода (вопрос индивид и личность рассматривается в пункте 2). Третий этап – индивидуальность. Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности). И, наконец, четвертый этап – личность.
Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта. Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):
1. Биологическая наследственность – она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.
2. Физическое окружение – означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.
3. Культура общества – т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.
4. Групповой опыт – в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.
5. Индивидуальный
опыт – это совокупность чувств, эмоций,
впечатлений, событий, переживаний, пережитых
личностью. Индивидуальный опыт уникален
и неповторим.
В предыдущем пункте мы уже затронули данный вопрос. Мне хотелось бы более обширнее осветить его, т.к. “личность и индивид являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии “индивида” не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек – индивид. Личность – это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека”. [В. И. Лавриненко, стр. 483]. Прежде всего, возникает вопрос, – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин “личность” не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлелась вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и др. Уже в животе у матери ребенок чувствует. Мать вступает в отношения с ним, соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. У него развивается нервная система, и эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направляемого на живот матери. Позднее возникает орган вкуса, эмбрион начинает слышать громкие крики, “пугается”, “сердится”, реагирует на слова и ласки, на настроение матери. Иными словами, многие предпосылки личностного развития закладываются уже во внутриутробном периоде. “Кризис рождения” имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.
Следовательно, новорожденный уже является яркой индивидуальностью, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Плачем и криком ребенок дает знать о своих неудовлетворенных потребностях. Индивидуальность ребенка нарастает к двухлетнему возрасту, в котором повышается интерес к миру и освоению собственного “Я”. Именно в этот период и проявляются первые черты личностного поведения, когда ребенок попадает в ситуации свободного выбора. Дальнейшее развитие личности связано с “прохождением” других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха – всё это формирует личность. На жизненном пути возможны взлеты и падения, рубежами в жизни становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной, рождение детей и т.д. Итак, становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией.
Информация о работе Роль свободы и ответственности в деятельности человека