Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и структура философии.
Предмет и функции философии.
Роль философии в жизни человека и общества.

Оглавление

Введение................................................................................................................2
1. Сущность и структура философии..................................................................5
2. Предмет и функции философии......................................................................19
3. Роль философии в жизни человека и общества..............................................28
Заключение............................................................................................................35
Список литературы...............................................................................................36

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

Понимание философии, как  и представление о ее Предмете, развивалось исторически. Одним  из древнейших является определение  философии как любви к мудрости, как духовного феномена, рождающегося из удивления и изумления человека перед миром, в котором он находит  себя, одновременно сливаясь с ним  и дистанциируясь от него.

Основными функциями философии  являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей  определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей  методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

Функции философии образуют 2 группы:

1. Функции удовлетворения  потребностей духа;

2. Общественные функции.

1. Философия служит удовлетворению  потребности человека осмыслить  мир, обнаружить и рационально  сформулировать взаимосвязь и  взаимозависимость его элементов.

2. Общественные функции  философии многообразны, что обусловлено  ее участием в решении различных  социальных проблем:

а) функция интеграции культуры - самосознания культуры.

б) функция определения  смысла исторического бытия людей, объединенных в государственное  целое;

в) функция осмысления целей  и смысла существования человечества в целом;

г) просветительская функция  и т.д.

 

 

3. Роль философии в  жизни человека и общества.

 

Как правило, к философии  относятся как, пожалуй, к самой  непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной  с обычными интересами и находящейся  за пределами понимания, почти все  из нас - отдаем ли мы себе в этом отчет  или нет - имеют какие-то философские  воззрения. Любопытно и то, что  хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто  встречается в их разговорах.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается  ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии и других науках.

По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует  говорить скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть стремление к всеохватности и  единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то отдельный  срез реальности, то философия стремится  охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление  о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково содержание философии.

Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над вопросами высшего  назначения человеческой жизни, в то время как у всех остальных  едва хватает времени или сил, чтобы просто существовать. Иногда, в основном благодаря средствам  массовой информации, у нас складывается впечатление, что эти люди посвятили  себя созерцанию мировых проблем  и созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих, которые, быть может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.

Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и  чем они пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ - это тот, кто целиком и полностью  отвечает за общие идеи и идеалы определенных обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители  как г-н Маркс & г-н Энгельс, создали  мировоззрение партии коммунистов, другие же - например, Томас Джеферсон, Джон Локк и Джон Стюарт Милль разработали  теории, доминирующие в демократическом  мире.

Независимо от этих различных  представлений о роли философа и  независимо от того, насколько связанной  мы представляем его деятельность с  нашими непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение проблем, прямо или косвенно имеющих  значение для всех нас. Путем тщательной критической проверки этот человек  пытается оценить состоятельность  тех данных и убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной целиком  и о мире людей. В результате этого  исследования философ пытается выработать некое общее, систематизированное, согласованное и стройное представление  обо всем, что мы знаем и о  чем думаем. По мере того, как мы при  помощи наук узнаем о мире больше и  больше, требуется рассматривать  и все новые интерпретации  вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих чертах» - вопрос, которым никакая наука, кроме  философии, не занималась, не занимается и не будет заниматься» (Б. Рассел).

С самого зарождения философии  более двух тысяч лет назад. В  Древней Греции среди серьезных  мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс, существовало убеждение в  необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений  на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество  мнений о материальной вселенной  и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать  сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения  на достаточных основаниях и следует  ли мыслящему человеку их принимать.

По своему методу философия  есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится  к логической аргументированности  и обоснованности. Философия стремится  к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

Цель философии - знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность - не ее цель. Еще  Аристотель говорил: «Все другие науки  более необходимы, а лучше нет  ни одной».

В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .

Во все исторические эпохи  философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны в  философии. В философии, как и  в науке, исследуют, размышляют, одни высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет (значение имеет только то, что относится  в сфере данной науки), философия  объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы  бытия человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между философией и наукой, что породило пограничные между  наукой и философией области знания (философские вопросы физики, математики, биологии, социологии; например, идея относительности, несамостоятельности пространства и времени, которая сначала обсуждалась  в философии Лейбницем, Махом, затем  в математике Лобачевским, Пуанкаре, позднее в физике Эйнштейном). Никогда  ранее философия не была столь  научно ориентирована, как сейчас. С  одной стороны это - благо. Но с  другой, неправильно сводить к  научной ориентации философии все  ее достоинства. Первые ученые были убеждены в совместимости их воззрений  и религии. Разгадывая тайны природы, они пытались расшифровать «письмена  Бога». Но с развитием науки и  ростом ее общественного влияния  происходит вытеснение наукой всех других форм культуры - религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев свой роман «Отцы и дети»). Такая  установка грозит полностью вытеснить  из человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу.

Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например, Шеллинг  считал, что философия не довольствуется понятийным постижением мира, а стремится  к возвышенному (чувству) и искусство  ей ближе, чем наука. Эта идея выявила  гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение  к человеку. Эта позиция - благо, плохо, когда ее преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии. «Философия - это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству» (В.А. Канке).

Но мало объяснять мир  и звать к совершенству, нужно  этот мир изменять. Но в каком  направлении? Нужна система ценностей, представлений о добре и зле, должном и недолжном. Здесь и  выясняется особая роль философии в  практическом обеспечении успешного  развития цивилизации. При более  детальном рассмотрении философских  систем всегда выявляется их этическое  содержание. Практическая (моральная) философия заинтересована в достижении добра. Высокие моральные черты  людей не возникают сами по себе, они довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной деятельности философов. В наши дни этическую функцию философии часто называют аксиологической; имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Аксиология, как наука о ценностях сложилась только к началу ХХ века.

Философ- этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра ( а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель - добро. Идеалы добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии.

Значение философии не в практической полезности, а в  нравственной, потому что философия  ищет идеал, путеводную звезду в жизни  людей. Прежде всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни  человека и общественного развития. При этом философия ориентируется  на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии  соответствующее ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной  структурой.

В качестве учения о бытии  философия выступает как онтология (учение о сущем). Выделение различных  видов бытия - природы, человека, общества, техники - приведет к философии природы, человека (антропологии), общества (философии  истории). Философию познания называют гносеологией или эпистемологией. Как  учение о способах познания философия  есть методология. Как учение о путях  творчества философия есть эвристика. Разветвленными областями философии  являются философия науки, философия  религии, философия языка, философия  искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история  философии. В философии науки  относительно самостоятельным значением  обладают философские вопросы отдельных  наук (логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и  методология науки помогают отдельным  наукам в решении стоящих перед  ними задач. Тем самым философия  способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует  в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно  с полным правом утверждать, что  во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.

О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение  ее предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же пытается делать философ?

Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею, чем описывая ее со стороны. Частично она заключается  в определенным подходе к рассмотрению вопросов, частично - в попытках решить некоторые проблемы, традиционно  интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой  философы никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся  ли когда-нибудь вообще - это то, в  чем состоит философия.

Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой  различные задачи. Одни пытались объяснить  и обосновать определенные религиозные  воззрения, другие, занимаясь наукой - стремились показать значение и раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк, Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию общества. Многих интересовало обоснование и обнародование  каких-то идей, которые, по их мнению, могли  бы помочь человечеству. Некоторые  же не ставили перед собой столь  грандиозных целей, а просто хотели разобраться в особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых придерживаются люди.

Профессии философов также  разнообразны как и их задачи. Некоторые  были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы  философии. Другие были лидерами религиозных  движений, многие были и вовсе обычными ремесленниками.

Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий  все философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым  является тщательное исследование и  анализ наших воззрений, нашего обоснования  их. Философу свойственно подходить  к определенным вещам определенным образом. Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные  идеи и понятия, на каком основании  базируется наше знание, каких следует  придерживаться стандартов, чтобы приходить  к правильным заключениям, какие  убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление  над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию  вселенной, природы и людей.

Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование  научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества