Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа
Сущность и структура философии.
Предмет и функции философии.
Роль философии в жизни человека и общества.
Введение................................................................................................................2
1. Сущность и структура философии..................................................................5
2. Предмет и функции философии......................................................................19
3. Роль философии в жизни человека и общества..............................................28
Заключение............................................................................................................35
Список литературы...............................................................................................36
На современном этапе развития фундаментальными проблемами философской науки, составляющими ее предметное самоопределение, являются:
-уникальность и смысл бытия человека в мире;
-отношение человека к Богу;
-проблемы сознания;
-идеи души, ее смерть и бессмертие;
-идеи познания;
-проблемы нравственности и эстетики;
-социальная философия;
-философия истории и др.
Также существует мнение, что предмет философии зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются.
Свои варианты ответа на
вопрос о предмете философии предлагали
разные школы. Один из наиболее значимых
вариантов принадлежит
Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:
«Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот -- материального над духовным.
Вопрос о познаваемости
мира, который был в марксизме-
Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй -- гносеологии, которые, таким образом, считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов и касались более практичных аксиологических вопросов.
Одним из фундаментальных
вопросов философии является непосредственно
вопрос: «Что такое философия?» Каждая
философская система имеет
Философия пытается ответить
на вопросы, на которые пока не существует
общепризнанного способа
Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.
Исходным, не претендующим на строго научную обоснованность и всесторонность, определением философии может быть такое: философия--это система теоретически связанных и принявших форму убеждения представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления, об отношениях человека к окружающему его миру, к людям и самому себе.
Предметом философии являются объективно всеобщее и его отражение в мышлении, человек как нечто уникальное и неповторимое, общие законы развития объективной реальности, познания, взаимосвязи человека и мира. Вместе с тем присущая, точнее, внутренне причастная философии и ее предмету всеобщность предстает одновременно и как неразрывно связанная со смысложизненной сферой бытия общества и индивида. Иначе говоря, универсальность и всеобщность реальности, на которые обращена философия, -- именно в силу их уникальности и значимости, их всеобщности, всеобъемлемости и мощи -- становятся в глазах мыслящего человека фундаментальными началами и характеристиками его самого, его личной судьбы и смысла его природных, общественных и индивидуальных жизнепроявлений. Это не означает, что в философии имеют место непрерывно совершающиеся, спонтанные и какие-то очень простые диалектические взаимопереходы от всеобщего к особенному и единичному и обратно. Обнаружение таких взаимосвязей требует по меньшей мере определенной направленности мышления и интеллектуального усилия охватить всеобщее и личное в уникальном . Вместе с тем относительная самостоятельность трех классов реальностей -- общей, особенной и единичной - и знания о них, не подлежит сомнению.
Поскольку ни одна из форм знания
не имеет столь универсальной, всеохватывающей
и комплексной предметной области,
ни одна из них не может сравниться
с философией по многообразию подходов,
точек зрения, по разнообразию ответов
на вопросы, которыми она задается.
Однако комплексность ее предмета,
трудности его познания и овладения
им -- не единственное, что обусловливает
обилие философских систем, школ и
течений. Возникнув в социально
неоднородном, внутренне противоречивом
обществе, философия не могла не
начать свою историю в форме плюрализма
философских концепций, так как
в классовых обществах об одних
и тех же явлениях и предметах
думают во многом по-разному, часто
противоположным образом. Объективный
подход к определению философии
и .ее предмета заставляет обратиться
к историческому развитию понимания
предмета философии, а также к
вопросу о конфронтирующем
Как представляется, наиболее
фундаментальными, идущими от субъекта
предпосылками возникновения
Таким образом, уже на уровне
определения предмета философии
выявляются основные, первичные ее
качества: всеобщность 'по содержанию
и замыслу; личностность, предстающая
как фундаментальная и так
или иначе фиксируемая
Как только в обществе возник феномен, получивший название философии, стало очевидным, что философствование является неизбывным и насущным (хотя многих и смущающим) делом каждого индивида в отдельности и общества в целом. «. . . Философия, -- по словам П. Л. Лаврова, -- есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо». В широком, общечеловеческом смысле любой из нас -- философ, вопрошающий (чаще всего мысленно и не для печати) об общих основах мироздания, законах его развития, смысле жизни и смерти и т. д. Человек -- это «прирожденный» философ, подобно тому как он -- неизбежно метеоролог, рассуждающий о погоде, врач, размышляющий о здоровье или болезнях, эколог, задумывающийся о причинах оскудения и осквернения природы и т. д. Всеобщность духа философии и общность его всякому другому движению человеческого разума хорошо выразил К. Маркс:
«Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов».
Между тем, когда говорится о философии в «диатрибической традиции» (А. В. Потемкин), имеется в виду не реальное содержание и многоуровневость бытующих (или бытовавших) в общественном сознании человечества философий , а результаты размышлений на философские темы людей, специально посвятивших себя философскому познанию и познанию философского познания.
И это естественно, поскольку
люди стремятся к обладанию наиболее
достоверными и глубокими знаниями
о предмете своего интереса и тем
самым, по выражению А. С. Пушкина, к
«сокращению» опытов «быстротекущей жизни».
Со своей стороны для
Как считают историки, первые
философские системы более или
менее одновременно возникли в Индии,
Китае, Древней Греции около 2,5--3 тыс.
лет назад. Все они носили космологический,
или онтологический, характер, однако
довольно скоро осложнились этической,
эстетической и социальной проблематикой,
вопросами логики и методологии.
Известно, что в рамках одной из
первых философских школ Древней
Греции -- милетской -- предмет философии
связывался -с постижением
Учения Платона и Аристотеля
знаменовали собой
В эпоху феодализма философия
как форма познания и область
теоретических представлений не
перестала развиваться, хотя рост ее
знания был, возможно, и минимальным.
Предметом философии стали
Интеллектуальной вершиной эпохи господства капитализма стала немецкая классическая философия-непосредственный теоретический источник диалектического и исторического материализма. В стремлении к тому, чтобы стать эпохой, схваченной в мысли, философия в лице Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха предстает как яркая, но последняя по своей универсалистской претензии система философского знания.
Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом, означал прежде всего беспрецедентное укрепление и возвышение ее теоретического (гносеологического) и общественного (онтологического) статуса: она обрела научный характер и указала на свою собственную, в принципе адекватную себе, социальную базу--пролетариат--класс, который волей законов мировой истории, одухотворенный новым мировоззрением, должен нести освобождение человечеству от экономической эксплуатации и социальной несправедливости.
Возникновение в рамках марксизма научной философии не означало, что сама она как бы автоматически стала всеобщей философией, а даваемое ею определение предмета стало справедливым по отношению к любой другой, домарксистской и немарксистской философии.
Против справедливости такого подхода едва ли можно что-либо возразить. Но было бы неправильно и отказываться от поиска такого общего определения философии и ее предмета, в котором бы находили свое отражение наиболее общие черты определяемых феноменов и которое смогло бы зафиксировать единство мирового философского процесса и субъективной человеческой сущности философии как одного из способов духовного бытия людей, их отношение к материальному и идеальному и, конечно же, объективную всеобщность и целостность предметной реальности, изучаемой философией.
Прежде чем попытаться
дать такое определение, следует
взглянуть на соотношение между
определением философии и ее предметом.
Как свидетельствует история, со
стороны субъекта предмет философии
практически всегда существенным образом
детерминировался пониманием философии,
ее смыслом, целями и т. д. Со своей
стороны развитие знания (в том
числе и философского) о природе,
человеке и его познании модифицировало
и изменяло понимание предмета философии.
Однако неизменным оставалось по меньшей
мере то, что предмет философии
в конечном счете указывал на ее
содержание, содержательную цель и
вне ее лежащий идеал, тогда как
сама философия понималась как способ
обретения знания или даже как
способ бытия личности (о чем говорится
в частности, в различных версиях
экзистенциализма или религиозно-мистической
философии). Кроме того, в определении
философии так или иначе
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества