Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и структура философии.
Предмет и функции философии.
Роль философии в жизни человека и общества.

Оглавление

Введение................................................................................................................2
1. Сущность и структура философии..................................................................5
2. Предмет и функции философии......................................................................19
3. Роль философии в жизни человека и общества..............................................28
Заключение............................................................................................................35
Список литературы...............................................................................................36

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

На современном этапе  развития фундаментальными проблемами философской науки, составляющими  ее предметное самоопределение, являются:

-уникальность и смысл  бытия человека в мире;

-отношение человека к  Богу;

-проблемы сознания;

-идеи души, ее смерть  и бессмертие;

-идеи познания;

-проблемы нравственности  и эстетики;

-социальная философия;

-философия истории и  др.

               Также существует мнение, что предмет философии зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются.

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу  Канту. В марксизме-ленинизме также  предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил  к числу важнейших вопросов два:

«Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух  или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской  философии официально назывался  «основным вопросом философии», поскольку  утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление  на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о  главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот -- материального над  духовным.

Вопрос о познаваемости  мира, который был в марксизме-ленинизме  главным вопросом эпистемологии.

Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй -- гносеологии, которые, таким  образом, считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов и касались более практичных аксиологических  вопросов.

 

Одним из фундаментальных  вопросов философии является непосредственно  вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и  сущность.

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа получения  ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»). В то же время  наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют общепризнанные инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему  человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?», «Как направлена эволюция?», «Что будет с  человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому  происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Исходным, не претендующим на строго научную обоснованность и  всесторонность, определением философии  может быть такое: философия--это  система теоретически связанных  и принявших форму убеждения  представлений о сущности и общих  закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления, об отношениях человека к окружающему  его миру, к людям и самому себе.

             Предметом философии являются объективно всеобщее и его отражение в мышлении, человек как нечто уникальное и неповторимое, общие законы развития объективной реальности, познания, взаимосвязи человека и мира. Вместе с тем присущая, точнее, внутренне причастная философии и ее предмету всеобщность предстает одновременно и как неразрывно связанная со смысложизненной сферой бытия общества и индивида. Иначе говоря, универсальность и всеобщность реальности, на которые обращена философия, -- именно в силу их уникальности и значимости, их всеобщности, всеобъемлемости и мощи -- становятся в глазах мыслящего человека фундаментальными началами и характеристиками его самого, его личной судьбы и смысла его природных, общественных и индивидуальных жизнепроявлений. Это не означает, что в философии имеют место непрерывно совершающиеся, спонтанные и какие-то очень простые диалектические взаимопереходы от всеобщего к особенному и единичному и обратно. Обнаружение таких взаимосвязей требует по меньшей мере определенной направленности мышления и интеллектуального усилия охватить всеобщее и личное в уникальном . Вместе с тем относительная самостоятельность трех классов реальностей -- общей, особенной и единичной - и знания о них, не подлежит сомнению.

Поскольку ни одна из форм знания не имеет столь универсальной, всеохватывающей  и комплексной предметной области, ни одна из них не может сравниться с философией по многообразию подходов, точек зрения, по разнообразию ответов  на вопросы, которыми она задается. Однако комплексность ее предмета, трудности его познания и овладения  им -- не единственное, что обусловливает  обилие философских систем, школ и  течений. Возникнув в социально  неоднородном, внутренне противоречивом обществе, философия не могла не начать свою историю в форме плюрализма философских концепций, так как  в классовых обществах об одних  и тех же явлениях и предметах  думают во многом по-разному, часто  противоположным образом. Объективный  подход к определению философии  и .ее предмета заставляет обратиться к историческому развитию понимания  предмета философии, а также к  вопросу о конфронтирующем сосуществовании  различных философий в современную  историческую эпоху.

Как представляется, наиболее фундаментальными, идущими от субъекта предпосылками возникновения философии  были сформировавшиеся на заре человеческой истории потребности и способности  общества и индивида к общему, целостному и рациональному осмыслению окружающей действительности, места в ней  человека и его сущности, потребности  установить некие общие и неизменные (пусть даже в своей из¬менчивости) принципы отношений между человеком  и миром, человеком и человеком, между сознанием человека и его  самосознанием. Философия -- исторически  первая форма теоретического мышления -- изначально и в наиболее яркой  форме отразила способность и  потребность индивида в рефлексии  и направленности мышления одновременно на объективную (материальную) реальность и на субъекта, на его мышление, дух (идеальное). Тем самым имплицитно она задалась вопросом, который впоследствии получил название основного вопроса  философии. Эта неистребимая полярность философского мышления не могла не носить и «экстремистского» характера, не могла не руководствоваться стремлением  осмыслить «последние» основания  вещей и процессов, единства и  противоположности мира и человека, а также мышления об всем этом. Было бы неправильно полагать, что у  истоков философии был «золотой век» ее гармонии и единства, некоего  тождества с объективным миром  и внутренним, духовным миром человека. Но несомненно, что в первых греческих, индийских и китайских философских  школах чувствуется неподдельная, пусть и инфантильная, целостность философского умозрения, предощущение и непроизвольный поиск всеохватывающего, но вполне содержательного и конкретного единства и гармонии. Как форма теоретического мышления, она вместе с тем заключала в себе ярко выраженное практическое начало, которое определялось (ныне девальвированным) понятием «мудрость»: «Возникновение древнегреческой философии есть вместе с тем и формирование убеждения, что мудрость как идеал знания (и поведения), без которого человеческая жизнь не является подлинной, достойной и, так сказать, растрачивается впустую, может быть приобретена собственными усилиями человека. Это значит, что источник мудрости не вера, а познание и стремление к моральному совершенствованию».

Таким образом, уже на уровне определения предмета философии  выявляются основные, первичные ее качества: всеобщность 'по содержанию и замыслу; личностность, предстающая  как фундаментальная и так  или иначе фиксируемая коррелятивность  содержания философии и ее субъекта, точнее, глубинных пластов его  бытия; «экстремистски-тоталитарная»  природа философии, стремящейся  охватить «последние» основания  или законы развития всего и вся, «начала» и «концы» бытия мира и человека; рефлексивность, проистекающая  одновременно из «предельного» характера  философских вопросов и ответов  и из конкретно-личностной сущности философии как мировоззрения, системы  убеждений и принципов поведения  человека.

Как только в обществе возник феномен, получивший название философии, стало очевидным, что философствование является неизбывным и насущным (хотя многих и смущающим) делом каждого  индивида в отдельности и общества в целом. «. . . Философия, -- по словам П. Л. Лаврова, -- есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем  не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо». В  широком, общечеловеческом смысле любой  из нас -- философ, вопрошающий (чаще всего  мысленно и не для печати) об общих  основах мироздания, законах его  развития, смысле жизни и смерти и т. д. Человек -- это «прирожденный» философ, подобно тому как он -- неизбежно  метеоролог, рассуждающий о погоде, врач, размышляющий о здоровье или  болезнях, эколог, задумывающийся о  причинах оскудения и осквернения  природы и т. д. Всеобщность духа философии и общность его всякому  другому движению человеческого  разума хорошо выразил К. Маркс:

«Тот же самый дух, который  строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в  мозгу философов».

Между тем, когда говорится  о философии в «диатрибической  традиции» (А. В. Потемкин), имеется в  виду не реальное содержание и многоуровневость бытующих (или бытовавших) в общественном сознании человечества философий , а  результаты размышлений на философские  темы людей, специально посвятивших  себя философскому познанию и познанию философского познания.

И это естественно, поскольку  люди стремятся к обладанию наиболее достоверными и глубокими знаниями о предмете своего интереса и тем  самым, по выражению А. С. Пушкина, к  «сокращению» опытов «быстротекущей жизни». Со своей стороны для профессиональных философов было бы столь же естественно  не забывать своего первородства, своего происхождения из мира людей и, следовательно, своей высшей цели -- наилучшим и  достойным образом помогать удовлетворять потребность человека и - в идеале -всего человечества в философском знании и философствовании.

Как считают историки, первые философские системы более или  менее одновременно возникли в Индии, Китае, Древней Греции около 2,5--3 тыс. лет назад. Все они носили космологический, или онтологический, характер, однако довольно скоро осложнились этической, эстетической и социальной проблематикой, вопросами логики и методологии. Известно, что в рамках одной из первых философских школ Древней  Греции -- милетской -- предмет философии  связывался -с постижением самотождественных  первоначал мира, идентифицируемых либо с какой-либо природной стихией («вода» у Фа-леса, «воздух» у Анаксимена, «огонь» у Гераклита), либо с беспредельным («апейрон» у Анаксимандра). Элейская школа философствовала о неизменном бытии, Эмпедокл -- о синтезе четырех  стихий: земли, воды, воздуха и огня. Позже философские изыскания  порождают древнегреческую атомистику в лице Демокрита. Наряду с этим философия  начинает включать в себя размышления  о человеке (Протагор, Горгий), достигая в учении Сократа своей первоначально  высшей формы.

Учения Платона и Аристотеля знаменовали собой возникновение  первых всесторонне разработанных  философских систем. Для Платона  философия была связана с познанием  объективного мира идей, который и  определял ее предмет.

В эпоху феодализма философия  как форма познания и область  теоретических представлений не перестала развиваться, хотя рост ее знания был, возможно, и минимальным. Предметом философии стали реальности, рассматриваемые в свете их сотворения богом как трансцендентной силой, и потому возможности философии как теоретико-рационального и системного отношения к наличному, данного разуму и чувству миру, были крайне ограниченными. Особенно большие трудности философия испытала в связи с резким умалением ее статуса в духовной жизни общества. Положение философии в качестве служанки богословия повлекло за собой упадок ее социального и институционального бытия, ее достоинства как духовного и ценностного феномена, если отвлечься от негативных последствий этого размежевания, скажем, от сциентистских, различного рода техницистских, нигилистических и других квазифилософских суждений о философии, то его положительными результатами стали более строгое и критичное отношение философии к самой себе, укрепление рефлективной и методологической тенденции, а также более осмотрительное отношение философии к определению своего предмета. Говоря словами Т. И. Ойзермана, предметом философского исследования становится «специфический оптимум (природа, общество, человек, познание, нравственность и т. д.). Именно изучение таких неограниченных, бесконечно многообразных по своему содержанию комплексов явлений делает необходимым применение философских категорий как особого рода понятий, определение которых во всяком случае непосредственно не основывается на обобщении эмпирических данных, имеющихся в распоряжении ученого».

Интеллектуальной вершиной эпохи господства капитализма стала  немецкая классическая философия-непосредственный теоретический источник диалектического и исторического материализма. В стремлении к тому, чтобы стать эпохой, схваченной в мысли, философия в лице Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха предстает как яркая, но последняя по своей универсалистской претензии система философского знания.

Революционный переворот  в философии, совершенный марксизмом, означал прежде всего беспрецедентное  укрепление и возвышение ее теоретического (гносеологического) и общественного (онтологического) статуса: она обрела научный характер и указала на свою собственную, в принципе адекватную себе, социальную базу--пролетариат--класс, который волей законов мировой  истории, одухотворенный новым мировоззрением, должен нести освобождение человечеству от экономической эксплуатации и  социальной несправедливости.

Возникновение в рамках марксизма  научной философии не означало, что  сама она как бы автоматически  стала всеобщей философией, а даваемое ею определение предмета стало справедливым по отношению к любой другой, домарксистской и немарксистской философии.

 

Против справедливости такого подхода едва ли можно что-либо возразить. Но было бы неправильно и отказываться от поиска такого общего определения  философии и ее предмета, в котором  бы находили свое отражение наиболее общие черты определяемых феноменов  и которое смогло бы зафиксировать  единство мирового философского процесса и субъективной человеческой сущности философии как одного из способов духовного бытия людей, их отношение  к материальному и идеальному и, конечно же, объективную всеобщность  и целостность предметной реальности, изучаемой философией.

Прежде чем попытаться дать такое определение, следует  взглянуть на соотношение между  определением философии и ее предметом. Как свидетельствует история, со стороны субъекта предмет философии  практически всегда существенным образом  детерминировался пониманием философии, ее смыслом, целями и т. д. Со своей  стороны развитие знания (в том  числе и философского) о природе, человеке и его познании модифицировало и изменяло понимание предмета философии. Однако неизменным оставалось по меньшей  мере то, что предмет философии  в конечном счете указывал на ее содержание, содержательную цель и  вне ее лежащий идеал, тогда как  сама философия понималась как способ обретения знания или даже как  способ бытия личности (о чем говорится  в частности, в различных версиях  экзистенциализма или религиозно-мистической  философии). Кроме того, в определении  философии так или иначе отражается то обстоятельство, что она -- дело человека, и только человека. Поэтому по сравнению  с определением предмета философии  определение ее самой более «антропоцентрично»; в нем могут фиксироваться  конкретные интеллектуальные, чувственные  или даже смысложизненные, экзистенциальные начала (состояния) человека: любовь, удивление, смех, плач, понимание, осмысление, отчаяние, борьба, революционное преобразование и т. д.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества