Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и структура философии.
Предмет и функции философии.
Роль философии в жизни человека и общества.

Оглавление

Введение................................................................................................................2
1. Сущность и структура философии..................................................................5
2. Предмет и функции философии......................................................................19
3. Роль философии в жизни человека и общества..............................................28
Заключение............................................................................................................35
Список литературы...............................................................................................36

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

Со своей стороны материализм, корни которого уходят в материально - производственную и социально - преобразовательную практику человека, есть в конечном счете не что иное, как убежденность познающего сознания в его производности  от природной и социальной реальности, которая для материалистов самоценна  и самодостаточна, никем не сотворена, то есть существует вечно!

Формы материализма и идеализма  многообразны. Так, различают объективный  и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм и  т. д.. Рассмотрим в качестве примера, как в рамках одной из форм материализма, а именно в рамках диалектико - материалистического  учения, решалась одна из важнейших  философских проблем - проблема материи. Определение, данное В. И. Лениным, является наиболее общепризнанным в современном материализме.

Материя - есть философская  категория для обозначения объективной  реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

Понятие «материя» выполняет  ту же функцию, что и понятие «бытие». Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом существования мира. Дело в том, что  материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность. Следовательно, она  может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования  не только материального мира, но и  духовного. Материальный мир развивается  через взаимодействие вещей и  процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в  которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно  говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с точки  зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды, молекулы, планеты, галактики, системы  галактик, метагалактики. Тайные строения материи, существующей за пределами  элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали.

Материя обладает многочисленными  свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

               Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешенная пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняется неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое. Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Существует состояние движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь возможны два результата: распад предмета на более простые элементы, и наоборот, образование нового, более сложного объекта.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма  движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено  глубинными процессами взаимопревращениями  элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных  и слабых взаимодействий в микромире.

Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность появления человека. Так элементарные взаимодействия имеют  постоянную величину, числовое значение которой 1/37. Благодаря именно такому ее значению образуются атомы, молекулы, и в итоге - человек. Малейшее изменение  этой величины сделало бы нашу Вселенную  иной. Современная космология утверждает, что человек и общество есть такая  структурная организация материи  и движения, которая обусловлена  взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому социальная форма движения есть космическое явление.

              Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строения из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело бы больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы планетных систем.

             Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец. Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час».

              В начале 20 века физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, и пространственно - временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 /три пространственных измерения и одно временное/. Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики.

 

Свою специфику имеет  пространство и время жизни общества. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять орудия труда, строить  жилища и целые поселения, создавать  пастбища, одомашнивать диких зверей и т. д.. Рядом с неосвоенной  природой появилось «вторая» очеловеченная  природа. Если в неживой и биологической  формах материи пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство входит и отношение  человека к предметам, к месту  своего обитания. Например, понятие  Родина характеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни  человека, но и его отношение к  этому месту: человек испытывает чувство любви к ландшафту  и тоскует, если по какой - то причине  вынужден жить в другом месте.

Социальное время - форма  бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающие  в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями  в толщу веков, составляющую несколько  десятков тысяч лет. Средневековое  общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни  длиться всего около 800 лет. Смена  этапов развития общества характеризуется  убыстрением темпов социальных изменений, что нашло свое отражение в  понимании времени. Древние цивилизации  воспринимали время как повторяющийся  цикл, в котором особой ценностью  обладало прошлое, хранящее необходимые  для жизни навыки и знания. С  появлением христианства временной  цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Изложенное выше учение о  материи базируется на ленинском  ее определении. Но в настоящее время  некоторые философы утверждают, что  это определение содержит два  взаимоисключающих суждения:

1.Материя независима от  нашего сознания.

2.Материя есть объективная  реальность, данная нам в ощущениях.

Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о независимости  материи от сознания не так просто обосновать, как это кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому  еще представители русской религиозной  философии относили первое суждение к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Трудности  с определением материи будут  способствовать развитию материалистического  учения, более глубокому анализу  его основных понятий и принципов.

 

Материализм и идеализм - противоположные философские учения. На протяжении всей истории философии  они вели сложный, напряженный и  содержательный спор друг с другом, находя в противоречивой действительности все новые и новые аргументы  для укрепления и защиты своих  позиций. Определенной попыткой сближения, компромисса между ними можно  считать дуализм - -философское учение о существовании двух независимых  друг от друга начал: материального  и духовного. Однако дуализм нельзя назвать «третий лишний» в  философии. Дуализм - лишь разновидность  идеализма, поскольку, как и идеализм в целом, признает независимость, не выводимость духа и материи.

Когда спор мировоззрений  материализма и идеализма удерживается в границах теории, от него выигрывали обе стороны, обогащалась философия  в целом. Но нередко было иначе: против «еретиков» и инакомыслящих в  условиях идеологического и политического  противостояния выдвигались отнюдь не доводы разума, а аргументы грубой силы - моральной, а то и физической расправы над ними. К сожалению, подобными  примерами богато и наше столетие.

               В связи с этим необходимо внимательно и корректно обращаться и с таким понятием, как «партийность философии». В условиях жесткого идеологического, командно - административного давления, которое долгие годы тоталитарная власть оказывала на нашу интеллигенцию, под «партийностью» по отношению к философии понималось требование партийно - государственной монополии на мировоззрение, то есть право на духовное насилие над личностью во имя «высших», а по сути - мифических целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, однако вывод, который им полагалось получить из своего исследования, навязывался и диктовался им заранее. Быть партийным в философии в понятиях того времени означало безоговорочно подчиняться своей партии, исполнять лишь заказ «сверху», «обосновывать» уже выдвинутые от имени партии лозунги и декларации.

От такого рода «партийности»  следует решительно отказаться. Но это не значит, что нужно отказаться от принципа партийности вообще. Философское  сознание по природе своей партийно в том смысле, что оно не может  быть «нейтральным» по отношению  к добру и злу, истине и заблуждению, не может быть равнодушным и безразличным к целям и идеалам человека.

В наше время, как и в  предшествующие века, философия все  еще остается элитарной формой культуры. И все же с развитием общества, с преодолением всех форм отчуждения, с ликвидацией на этой основе порабощающего  человека жестокого разделения труда, с превращением всего жизненного времени во время его подлинной свободной жизнедеятельности, а человеческого руда - в систему собственно творческих актов, в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений личности философия перестает быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих. Шаг за шагом она неуклонно становится сердцевиной образа жизни и образа мысли каждого человека, члена демократического, цивилизованного общества. В таком обществе философия является внутренним, необходимым условием развития всей социальной действительности, всех сфер духовного бытия человека.

 

2. Предмет и функции  философии

 

            Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

                Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ -- ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

          В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается  вся совокупность наиболее общих  вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и  интересов.

            Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества