Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:35, реферат
К середине XVIII века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию (до этого, вплоть до середины столетия, в культурной жизни Запада лидировали Франция и Англия). В философии и искусстве особенно плодотворным было столетие 1750-1850 гг. Это и есть время, когда творилась классическая немецкая философия. Основоположником ее был Иммануил Кант (1724-1804). Первые научные работы Канта относятся к 1746 году, последние были написаны незадолго до смерти. Весь этот почти 60-летний творческий путь биографы Канта делят на два периода: до и после 1770 года. Первый из них принято называть «докритическим» (как вариант – цокритическим), второй - «критическим».
Труды И.Канта стали ключевыми для своего времени и оказали огромное влияние и на дальнейшее развитие философской мысли. Среди всех рассматриваемых философией проблем, вопросы этики и эстетики, т.е. нравственности и восприятия красоты, их взаимосвязи и отношения друг к другу всегда занимали одно из центральных мест. В 1770 г., после перехода к воззрениям «критического периода» И.Кант последовательно публикует работы: «Критика чистого разума», затем «Критика практического разума» и «Критика способности суждения», где систематически излагает свои взгляды на проблемы этики, эстетики, создает знаменитую теорию познания и т.д.
Введение___________________________________________3
Биография Иммануила Канта. Основные работы и их краткая характеристика______________________________________5
Этика в трудах Иммануила Канта_______________________9
3.1. Моральный закон как категорический императив_______9
3.2. Формулировки категорического императива__________11
3.3. Постулаты практического разума___________________14
4. Эстетика с трудах Иммануила Канта.___________________15
4.1. Определения прекрасного_________________________15
4.2. Понятие возвышенного____________________________19
4.3. Учение об искусстве_______________________________21
5. Заключение_________________________________________23
6. Список использованной литературы___________________
Содержание
3.1. Моральный закон как
категорический императив______
3.2. Формулировки категорического императива__________11
3.3. Постулаты практического разума___________________14
4. Эстетика с трудах Иммануила Канта.___________________15
4.1. Определения прекрасного___________________
4.2. Понятие возвышенного__________
4.3. Учение об искусстве___________
5. Заключение____________________
6. Список использованной литературы___________________
К середине XVIII века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию (до этого, вплоть до середины столетия, в культурной жизни Запада лидировали Франция и Англия). В философии и искусстве особенно плодотворным было столетие 1750-1850 гг. Это и есть время, когда творилась классическая немецкая философия. Основоположником ее был Иммануил Кант (1724-1804). Первые научные работы Канта относятся к 1746 году, последние были написаны незадолго до смерти. Весь этот почти 60-летний творческий путь биографы Канта делят на два периода: до и после 1770 года. Первый из них принято называть «докритическим» (как вариант – цокритическим), второй - «критическим».
Труды И.Канта стали ключевыми для своего времени и оказали огромное влияние и на дальнейшее развитие философской мысли. Среди всех рассматриваемых философией проблем, вопросы этики и эстетики, т.е. нравственности и восприятия красоты, их взаимосвязи и отношения друг к другу всегда занимали одно из центральных мест. В 1770 г., после перехода к воззрениям «критического периода» И.Кант последовательно публикует работы: «Критика чистого разума», затем «Критика практического разума» и «Критика способности суждения», где систематически излагает свои взгляды на проблемы этики, эстетики, создает знаменитую теорию познания и т.д.
На сегодняшний день философия как наука продолжает свое развитие, появляются новые направления, течения, концепции. Тем не менее, философия И.Канта сохраняет свою актуальность и по-прежнему востребована мировым сообществом. Поэтому и меня заинтересовали его работы, в частности, по проблемам этики и эстетики.
Таким образом, объектом моего исследования является философия И. Канта. Предметом – его труды по проблемам этики и эстетики. Цель данной работы – выделить и обобщить отношение И.Канта к обозначенным проблемам, проследить влияние его творчества на историю гуманитарной мысли. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
- изучить работы И. Канта
- найти и изучить имеющуюся
критическую литературу по
- сделать вывод по проблемам
этики и эстетики в философии
Канта и влиянии его воззрений
на процесс развития
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга Канта. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве.
После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину». Среди университетских преподавателей Канта особо выделялся вольфианец Мартин Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки.
Первую свою работу Кант писал три года – с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной оценке живых сил». Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром в споре картезианцев и лейбницианцев об измерении кинетической энергии. Создавая эту работу, Кант, по-видимому, не знал, что уже в 1743 году Даламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=mvv/2. . Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности и уступает, естественно, по масштабу более поздним его трудам, уже в этой работе проявилась характерная черта всей его философии - соединение бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.
С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств, так и не защитив магистерской диссертации, работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа.
В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.
За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. Как преподаваитель он пользовался неизменным успехом у студентов. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет.
Кант является основателем критической философии, сыгравшей огромную роль в истории развития человеческой мысли. В философском развитии Канта выделяют два периода — «докритический» (до 1770) и «критический». В т. н. «докритический» период он признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в т. н. «критический» период Кант отрицает возможность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, а также источников и границ наших познавательных способностей.
Важнейшее сочинение, заключающее в себе изложение его теории познания — «Критика чистого разума» (1781). В нем Кант устанавливает, непознаваемость вещей самих по себе («вещь в себе»), создающих явление внешнего мира путем воздействия на сознание человека, действительно познаваемо лишь то, что находится в нашем сознании.
В области этики Кант создал свой главный труд: «Критика практического разума» (1788). Отвергнув метафизику (учение о сверхчувственном мире) как науку, Кант, тем не менее, допускал ее в качестве веры, обоснованной признанием безусловной обязательности нравственного закона.
В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория «...была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени (2, стр. 67)» В то же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедления – в результате приливного трения – суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии он наметил идею генеалогической классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас. По Канту, признавая обязательность нравственного закона, нельзя не признать и истинность таких метафизических положений как: свобода воли, бессмертие и существование Бога. Они являются постулатами практического разума (разума, руководящего нашей практической деятельностью).
В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма и др. мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».
Рассматривая вопрос о душе, мире и Боге, Кант сделал вывод, что три умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи – «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» — науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, Кант полагал: то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Так как бог не может быть найден опытным путем и не принадлежит к миру явлений, то, невозможно ни доказать его существования, ни опровергнуть. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога не только возможно, но и необходимо, т. к. без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с неизбежными фактами зла, существующего в человеческой жизни.
Таким образом, эти исследования приводят Канта к агностицизму – к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно «явлений», то есть способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное же теоритическое знание возможно только в математике и естествознании (источник)
Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в жизни общества. Только через действие сил, которые кажутся источником вражды, возможно достижение всеобщего правового гражданского состояния. А средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее кажущимися и вполне реальнымипротиворечиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума он внес огромный вклад в развитии диалектики.
Кант не отличался хорошим здоровьем, а с возрастом оно все больше ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.
Умер в 1804 г. в Кенигсберге.
Э́тика — (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н.э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает.
«Разум человеческий не только способен к теоретическому познанию, он способен и к моральному действию»(6, 3). Эту последнюю способность изучает «Критика практического разума» (1778), основополагающая работа Канта по проблемам этики.
Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше («Критика чистого разума»). Практический разум – это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю, и она становится свободной волей.
Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии:
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий – религия. Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является ответить на этот второй вопрос.
Христианская мысль исходит из принципа, что мораль вытекает из религии. Но Кант считает, что «идти от получения благодати к добродетели, значит идти превратным путем. Стремиться от добродетели к обретению благодати – вот путь гораздо более верный (6,2)».
Доказано, что существует чисто практический разум, настолько самодостаточный (свободный от инстинктов, чувственных импульсов), чтобы направлять волю. Более того, подчеркивает Кант, только в этом случае могут существовать моральные принципы, имеющие силу для всех без изъятия в качестве универсальной ценности. Но чтобы адекватно их понять, следует учесть некоторые тонкости. Моральный закон не может предписывать чего-то определенного, ибо от содержания не зависит, однако существуют так называемые «практические принципы». «Практическими принципами» Кант называет общие детерминации воли, в подчинении которых есть множество частных практических правил. Например, общее правило – позаботься о собственном здоровье сам – можно специфицировать: занимайся спортом; питайся умеренно, в соответствии с возрастом; избегай чрезмерных вожделений и т.п.
Кант формулирует моральный закон как категорический императив, т.е. повеление, которое человек обязан выполнять категорически, не взирая на особенности ситуации, в которой он находится, и не связывая с достигаемыми пользой или удобствами. Моральный закон ставится в один ряд с космическими законами и не требует, с точки зрения Канта, никаких оправданий не только пользой, но даже и религиозными принципами. Исполнение морального закона становится одновременно абсолютным и высшим благом.
Кантовская этическая система являет собой высший образец этического абсолютизма. Категорический императив есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, не зависящее ни от каких конкретных условий места, времени и обстоятельств так же, как фундаментальные законы физики, управляющие движением тел, не зависят от подобных условий.
Информация о работе Проблемы этики и эстетики в философии Канта