Политико-правовая проблематика философии И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

Кант – один из представителей немецкой классической философии. Он развивал направление идеализма, его работы играют важную роль в разработке диалектики. Стержнем его учения является категорический императив, закон определяющий поведение человека, а также принципы, в соответствии с которыми создаются общественные институты, обеспечивающие создание условий, необходимых для достижения целей, которые стоят перед человеком и обществом: свобода и счастье.

Файлы: 1 файл

ИППУ2.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

     Реферат.

     Политико-правовая проблематика философии  И. Канта. 

     Введение.

     Кант  – один из представителей немецкой классической философии. Он развивал направление  идеализма, его работы играют важную роль в разработке диалектики.  Стержнем его учения является категорический императив, закон определяющий поведение  человека, а также принципы, в  соответствии с которыми создаются  общественные институты, обеспечивающие создание условий, необходимых для  достижения целей, которые стоят  перед человеком и обществом: свобода и счастье. Учение Канта  о человеке, государстве и праве  представляет собой детально разработанную  систему, все элементы которой выполняют  определенные функции. Институты данной системы создают условия нормального  существования общества и направлены на установление возможности самореализации для человека. При таких условиях индивид сам достигает необходимых  для него целей. Обществу предоставляется  возможность свободного развития. Главными элементами этой системы являются категорический императив, государство, право и  мораль. Основные цели – свобода  и счастье. Методы установления –  договор (государство), осознание требований категорического императива, жесткое  пресечение государством нарушений  этих требований, после того, как  они определены правом. 

1. Категорический императив и соотношение морали и права.

     Категорический  императив – это ядро системы, изложенной в учении Канта. Он представляет собой универсальный закон поведения.

     Кант  дает три формулировки категорического  императива, которые дают возможность  применять его к разным сторонам человеческой жизни. Первая формулировка относится к общему принципу поведения: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Следующее определение устанавливает правила практического поведения человека: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Последняя формулировка определяет основной принцип права: «поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого сообразной со свободой каждого».

     Наличие категорического императива или  нравственного закона определяет задачи основных социальных институтов, их место  в общей системе общественных явлений, также он устанавливает  характер способов достижения целей, публичных  или частных.

     То  есть в условиях, когда действует  категорический императив люди сами своими поступками устанавливают фактические  правила поведения, которые применяются  и к объекту действия, и к  его субъекту.

     Нравственный  закон обеспечивает возможность  достигнуть поставленных целей, такая  возможность возникает, когда в  обществе существует реальная свобода, гарантированная и защищаемая соответствующими нормами права. В условиях свободы  человек может реализовывать  свой внутренний потенциал. Притом его  силы и энергия не растрачиваются на то, чтобы завоевывать себе жизненное  пространство. При отсутствии возможности  нарушения интересов индивида, он действует не в соответствии с  вынужденной необходимостью, а в  соответствии со своей свободно сформировавшейся волей. Только чистая свободная воля может определить поступки человека, направленные на достижение позитивных целей.

     Основной  целью, ради которой устанавливается  действие категорического императива, создается правопорядок, обеспечивается свобода, является счастье людей. Притом Кант не считает, что счастье это  сумма благ приобретаемых индивидом в результате совершения каких-либо действий, для него это косвенный результат установления счастья. А само счастье это результат осуществления в человеческой истории некоего безразличного к вожделениям и влечениям индивида «замысла природы», в соответствии с которым в процессе смены поколений наращиваются «некоторые идеальные величины, в которых человеческие мечты о счастье приобретают характер императивов, требующих от людей жертв и лишений».

     При таких обстоятельствах чистая воля отклоняет эмпирическое основание  удовлетворения, поскольку оно применимо  только к индивиду в отдельности  и только с точки зрения индивидуальной пользы. Свободная воля имеет своей  целью добро не по отношению к  собственному благу, а добро само по себе.

     Человек в условиях свободы, руководствуясь чистой волей, начинает самореализовываться, то есть воплощать внутренние представления. Для того чтобы его действия не разрушали установленную свободу, он должен поступать в соответствии с требованиями категорического  императива. Но воля не может быть свободной, если ее направленность определяется внешними указаниями, ведь тогда человек  будет реализовывать не свои внутренние качества, а навязанные со стороны, то есть для сохранения свободы воли индивид должен пользоваться внутренними  указаниями, которые не являются приобретенными в результате опыта, иначе они  также были бы внешними. Эти требования исходят от априорно заложенной нормы. Этой нормой является категорический императив. Таким образом, человек  реализует требования нравственного  закона, который познается им a priori. И в целом деятельность людей направляется единой нормой, которая является единственным побудительным мотивом чистой воли, что в общесоциальном плане имеет очень важное значение.

     Человек, осознавший требования нравственного  закона, обладает всем для достижения счастья, ему не нужны гарантии предоставления счастья, ему необходимы условия, при  которых он может его достичь. Поскольку лишить человека возможности его достигнуть, можно только лишив его жизни, так как это внутренняя способность индивида, то первой и необходимой гарантией, которую должно установить общество, является гарантия безопасности жизни. Только при соблюдении этой гарантии может быть установлена истинная свобода.

     И. Кант определил средства, с помощью которых категорический императив и свобода реализуются в жизни. Такими средствами являются разум, право и мораль, государство. При помощи разума человек постигает и осознает требования, предъявляемые нравственным законом, посредством права и морали устанавливаются правила, государство следит за исполнением этих правил.

     Право у Канта – «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого  с точки зрения всеобщего закона свободы». Это совокупность условий, при которых существует возможность  реализации категорического императива и воплощается свобода. При этом право регулирует внешние отношения  людей, поэтому оно устанавливает  внешнюю свободу. Правовые нормы  Кант делит на две категории: естественное право, которое регулирует частные  отношения, и гражданское право, регулирующее сферу публичных отношений. Нормы права должны быть сформулированы так, чтобы индивид мог соотносить свои действия с требованиями категорического  императива, а нарушение норм позитивного  права должно влечь за собой жесткое  наказание, так как при этом нарушаются указания нравственного закона.

     Мораль  представляет собой набор этических  норм, включая категорический императив, которые определяют поведение людей. Мораль не устанавливается официально, как законы, она формируется только обществом, без посредничества государства, и при этом оказывает влияние  на право.

     Мораль  и право являются каналами реализации свободной воли. Применяя правила  морали, индивид может выбирать из них подходящие для него, в правовой же сфере такой возможности нет. Моральное долженствование связано с подчинением поступка норме. Следование моральным правилам (долгу) или уклонение от него содержится в самом мотиве поступка. Долженствование в сфере права связано с подчинением в поступке. Для того чтобы поступок был правовым, совсем не обязательно, чтобы он имел своим мотивом именно желание следовать правовой норме.

     Право наделено важной функцией и играет большую роль при реализации категорического  императива. При существовании личной свободы, не соотнесенной со свободой остальных членов общества, уничтожается свобода других, в то время когда  закон свободы требует, чтобы  произвол лица поставил себе границы. Именно право устанавливает внешние  границы произвола личности. Поскольку  оно не контролирует внутренние качества человека, то оно внешне вынуждает  его соблюдать требования категорического  императива, ведь нарушение правовых норм карается.

     Мораль  в свою очередь обеспечивает действие категорического императива во внутреннем мире человека. Она дает возможность  человеку развить внутреннюю свободу, что имеет большое значение для  формирования свободной воли.

     Конкретной  задачей права и морали – регламентация  поведения людей, то, что они делают это разными способами, позволяет  более полно обеспечить действие нравственного закона.

     Кант  подразделяет поведение, определенное категорическим императивом, на две  категории: моральное и легальное. Моральный поступок характеризуется  тем, что человек, совершая его, не претендует на ответные действия других лиц. Моральное  поведение не имеет своей целью  частный интерес индивида. Наоборот, легальный поступок определяется наличием именно этих признаков.

     Таким образом, одно  и то же действие находится  под воздействием, как морали, так  и права, то есть эмоции индивида, его  внутренняя оценка своего поступка с  точки зрения того, действует ли он в соответствии с долгом или в интересах практической выгоды, трактуют этот поступок как моральный или легальный, а соответствие праву определяет его как правовой или неправовой, то есть несущий для личности положительные или отрицательные юридические последствия, в то время как разделение на моральность и легальность отражает нравственный уровень человека.

     Право, устанавливая требования категорического  императива, призвано воплотить внешнюю  свободу индивида. Определяя границы  действия произвола субъектов права, оно делает независимыми друг от друга, даже государство имеет право  применять принудительную силу только в случае нарушения индивидом  правопорядка.

     Поскольку категорический императив заложен  во всех людях, а законы формируются  в соответствии с ним, то народная воля становится законодателем. Принцип  законной свободы означает повиновение  только своим законам, принцип гражданского равенства устанавливает подчинение одним законам, принцип самостоятельности  предполагает, что никто не подчиняется  другому и его произволу.

     Поскольку и мораль, и право вращаются  вокруг категорического императива, который представляет собой фундамент  обоих институтов, то возникает необходимость  установления иерархии между ними, выяснения, являются ли они независимыми друг от друга и насколько сильна связь между ними.

     Но  все-таки мораль стоит выше права  так как, чем выше уровень моральности  в обществе, тем выше правопорядок в государстве. Повышение уровня морали в обществе, нравственное развитие личности способствует установлению и  применению правовых основ взаимодействия личности, общества, государства. Отсюда следует и то, что мораль и право  зависимы друг от друга. Когда правовые нормы не противоречат этическим, когда  они позволяют действовать, не нарушая  правил морали, появляется уважение к  существующему строю.

     Таким образом, право всегда следует за моралью и напрямую зависит от нее. Мораль способствует действию права, что облегчает правоохранительную деятельность государственного аппарата.

     С одной стороны, Кант разграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны и право с субъективной стороны. Моральным можно назвать такое поведение, которое продиктовано внутренним осознанием долга. Правовое же поведение основано на выполнении предписаний закона, независимо от внутренних мотивов субъекта. Моральное поведение – сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральная справедливость. Право — внешнее поведение; в основе его — внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может задавать этические каноны. В сферу мотивов поведения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным.

     Право с объективной стороны заключается  в подчинении всех общему моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что  каждый должен согласовывать свой произвол (свободу) со свободой (произволом) каждого  другого человека.

     Кант  различает три правовые категории: первая – естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая – положительное  право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать  естественному праву, т.е. требованиям  категорического императива, и плюс сила принуждения; третья – справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением.

Информация о работе Политико-правовая проблематика философии И. Канта