Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:35, реферат
Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения. Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую. На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.
Введение
1. Краткая биография Иммануила Канта
2. Научные исследования
3. Взаимодействие науки и нравственности
4. Вера и нравственность
Заключение
Список использованной литературы
Философия Канта
Содержание
Введение
1. Краткая биография Иммануила Канта
2. Научные исследования
3. Взаимодействие науки и нравственности
4. Вера и нравственность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения. Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую. На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.
1. Краткая биография Иммануила Канта
Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем, с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет / в 1770 году/ получил профессорскую кафедру логики и метафизики /был деканом факультета и дважды избирался ректором университета.
В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в1794 году Иммануил Кант избирается членом Российской академии. Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские исследования. В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге /Калининграде/ на Острове Канта.
2. Научные исследования
Почти все исследователи
древности с удивлением отмечали,
что в так называемые «донаучные»
эпохи человек вовсе не чувствовал
себя окруженным непознанным, проблематичным
миром. Напротив, чем дальше заходим
мы в вглубь истории, тем решительнее
заявляет о себе мнимые всезнание. Такие
разные по методу и исходным установкам
исследователи первобытного общества,
как Шуртц, Тейлор и Леви-Брюль, единодушно
признают поразительное «
Однако в кантовском отрицании
принципа механического объяснения
целесообразных органических структур
звучит и другой, принципиально не
связанный с агностицизмом
Вера в то, что мир, а
также личная судьба каждого уже
познаны и надо только найти способ
заполучить это всезнание, составляет
существеннейший аспект суеверия (оккультного
мировоззрения). В систематической
форме вера в наличие готового
универсального знания входит в качестве
обязательного компонента и в
любое развитое религиозное мировосприятия.
Нарождающаяся наука вырастает
вовсе не в атмосфере остро
переживаемого незнания. Напротив,
она повсюду вторгается в царство
уже сложившихся уверенностей, утешительных
видимостей, искусственно сглаженных
противоречий. Наука приносит не знания
вообще, а логически и эмперически
удостоверенное знание, в каждый данный
момент охватывающее достаточно узкий
круг явлений. Объем объяснений, которые
она доставляет, просто не соизмерим
с объемом псевдообъяснений, которые
она отбрасывает. И это ситуация
не только возникновения науки, но и
каждого нового значительного открытия.
Прочное научное достижение можно
сравнить с небольшим по размеру
добротным зданием, окруженным руинами
«спекулятивного города», обломками
разного рода «времянок мыслей»
(наивной уверенности и ложных
упований), в которых люди могли
чувствовать себя вполне уютно. Зависимость
между научным знанием и мнимым
всезнанием хорошо передается концепцией,
рассматривающей всякое фундаментальное
теоретическое положение как
род запрета , наложенного на известные
практические ожидания (как установление
новой области неразрешимых задач).
Основные законы наук - как естественных,
так и социальных – почти всегда
могут быть переведены в форму
негативных норм, указывающих, что нельзя
сделать и на что нельзя уповать.
Классическая механика наложила вето
на широкую область практических
мечтаний (например, на надежду создать
вечный двигатель). Химия заставила
расстаться с радужными ожиданиями
в отношении алхимических опытов.
Научная теория общества наложила запрет
на утопические проекты
Развитие науки есть в
этом смысле процесс отрезвления
человеческого ума, открытие все
новых свидетельств объективной
неподатливости бытия, все новых
областей невозможного на данном уровне
развития знания и практики. Объем
разрушенных иллюзий всегда на много
превышает объем тех
Возможно, люди пожертвовали
бы бесчисленными завоеваниями в
этой цивилизации, если бы взамен им предложили
«три чуда»: препарат, излечивающий от
всех болезней; предприятие, синтезирующее
пищевые продукты из неорганических
веществ; и метод обучения, гарантирующий
полное развитие всех задатков ребенка.
Но именно эти ближайшие для самого
человека чаяния являются для науки
наиболее отдаленными и
Но существует сфера, в
которой «рассогласование»
Итак, наука несет человеку не только новые знания и возможности, но и впервые родившееся осознанное незнание - понимание того, что существует объективно невозможные события, практически неразрешимые задачи, неопределенные жизненные ситуации. Это вовсе не означает, однако, что осознанное незнание сразу становится массовым достоянием. Обыденное сознание уходит своими корнями в донаучный опыт; его общая структура сложилась в эпохи, когда человек чувствовал себя «паствой», существом, находящимся под опекой потусторонней силы, для которой не существует ни неразрешимых задач, ни непредвидимых событий. Из сознания подопечности, соответствовавшего определенным социально-историческим условиям, выросла привычка по всякому поводу запрашивать ответ, который непременно имел бы форму наставления, провозвестия, предостережения (словом, форму готового, как бы через откровение полученного знания).
Эта привычка переживает саму веру в сверхъестественное и продолжает существовать в головах людей, которые уже не могут серьезно относится ни к персонажам религиозных мифологий, ни к чудотворцам, гадалкам, предсказателям. Запрос на прорицания и чудеса предъявляется теперь самой науке. От нее ждут в принципе (по типу знания) того же, чего прежде ждали от мистики, астрологии и черной магии, то есть свидетельств «возможности невероятного», утешительных провозвестий, рекомендаций, которые избавляли бы от опасностей личного выбора и т.д.
Перенос на научное исследование
гносеологических ожиданий, развившихся
внутри оккультного и религиозного
мировоззрения, образует основу идеологии
сциентизма (веры в науку как в
человеческого пастыря). Стихийно складывающиеся
сциентистские установки
Ложное единство наука
и обыденного сознания в рамках сциентистской
идеологии может быть разрушено
лишь в том случае, если наука
откажется от мессианизма, а обыденное
сознание примет познавательную ситуацию,
с которой на деле сталкивает его
научное исследование. Последнее
предполагает готовность человека действовать
на свой страх и риск, поступать
определенно в условиях неясности,
когда во внешнем мире недостает
необходимых целевых
3. Взаимодействие науки и нравственности
Кантовское учение о границах теоретического разума (в отличие от скептического агностицизма Д.Юма) было направлено не против исследовательской дерзости ученого, а против его необоснованных претензий на пророчества и руководство личными решениями людей. Вопрос о границах достоверного знания был для Канта не только методологической, но и этической проблемой (проблемой «дисциплины разума», которая удерживала бы науку и ученых от сциентистского самомнения). «Что темперамент, а также талант...- писал Кант в «Критике чистого разума»,- нуждаются в некоторых отношениях в дисциплине, с этим всякий легко согласится. Но мысль , что разум, который, собственно, обязан предписывать свою дисциплину, может, конечно показаться странной; и в самом деле он до сих пор избегал такого унижения именно потому, что, видя торжественность и серьезную осанку, с какой он выступает, никто не подозревал, что он легкомысленно играет порождениями воображения вместо понятий и словами вместо вещей».[1]
Типичной формой подобной
игры Кант считал попытки «научного»
построения разного рода всеобщих регулятивов,
которые могли бы направлять человека
в его коренных жизненных выборах.
Разрабатывая данную тему, Кант выступил
против основной для его времени
формы сциентизма - против научных
обоснований идеи существования
бога и идеи бессмертия души (занятия,
которому предавались не одни только
теологи). «Критика чистого разума»
обнаруживала, что эти обоснования
не отвечают требованиям теоретической
доказательности, что, будучи развернуты
честно, они приводят к высшим проявлениям
неопределенности - антиномиям, метафизическим
альтернативам. Факт, что наука есть
разрушительница фиктивного всезнания
(что научноезнание