Философия И.Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения. Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую. На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.

Оглавление

Введение
1. Краткая биография Иммануила Канта
2. Научные исследования
3. Взаимодействие науки и нравственности
4. Вера и нравственность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия Канта.docx

— 73.38 Кб (Скачать)

Как перманентный творец мира он оставляет верующим надежду на чудесное изменение любых обстоятельств. Высшим проявлением нравственной силы человека является стоическое мужество в ситуации, безвыходность которой  он осознал («борьба без надежды  на успех»). Но для верующего эта  позиция оказывается попросту недоступной, ибо он не может не надеяться на то, что бог способен допустить  и невероятное. Сама вера исключает  для него возможность того ригористического поведения и внутренней чистоты  мотива, для которых нет препятствий  у неверующего. Как отмечалось выше, философски понятная вера, по Канту, отличается от вульгарной, богооткровенной веры как надежда от упования и слепой уверенности. Но бог как бы не изображался  он в различных системах религии  и теологии, всегда имеет такую  власть над будущим, что на него нельзя просто надеяться. Он обрекает именно на упования, на провиденциалистский  оптимизм, в атмосфере которого подлинная  нравственность не может ни развиваться, ни существовать.

Существеннейшей характеристикой  морального действия Кант считал бескорыстие. Но чтобы бескорыстие родилось на свет, где-то в истории должна была иметь место ситуация, для участников которой всякая корысть, всякая ставка на выгодность и успешность действия сделала бы насквозь проблематичной и даже невозможной.

 

Заключение

 

Исследуя творчество И. Канта  я пришел к выводу, что подтверждает Асмус, формирование философских воззрений  Канта проходило постепенно, поэтому  его ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечает Асмус: "Кант не был  кантианцем в такой мере, в какой  его изображают новейшие почитатели".

Вообще, положительная ценность философии Канта в том, что  он впервые в истории немецкого  идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы  и своими работами сообщил сильный  толчок к ее дальнейшему развитию.

Его работа "Критика способности  суждения" занимает промежуточное  звено в общей философии Канта, и, как говорил философ: "Критика  способности суждения является связующим  звеном обеих частей философии "Критика  чистого разума" и "Критика  практического разума". Эта книга  поразила умы современников.

Эта система взглядов полностью  отвечает и соответствует развитию наук того времени. Некоторые выводы были сделаны Кантом благодаря его  гениальности и намного опередили  время. Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки  зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин  дали глубокий анализ социально-классовой  основы философской системы Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и  справедливо отметил Фридрих  Шиллер: "О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких  слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая идея самоопределения  светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой". Одно из основных противоречий кантовской философии состояло в том, что  в ней достаточно ясно осознавалась генетическая связь между бескорыстием и девальвацией корысти в критических  ситуациях и в то же время предполагалось, что мораль могла возникнуть из религии  и внутри религии (вопрос о происхождении  морали был тождествен для Канта  развитие христианства из иудаизма). Но мораль не могла созреть внутри религии  именно потому, что религия маскирует  отчаянность критических ситуаций, ограждает своих приверженцев от столкновений с «ничто», с «миром без будущего». Застраховывая от отчаяния, она застраховывает и от кризиса расчетливости. При всех своих противоречиях моральная  концепция Канта в основных ее разделах более всего созвучна этике  стоицизма. На первый взгляд это может  показаться странным. В самом деле, откуда бы взяться стоическим настроением  в самом конце XVIII столетия, в эпоху  ожиданий и надежд, предреволюционного оживления и веры в торжество  разума?

Основные произведения Канта, в которых изложены его моральное  учение, - «Критика практического разума»  и «Религия в пределах только разума» - появились соответственно в 788 и 793 гг. между этими временными отметками  лежала Великая французская революция. Этическое учение Канта проникнуто ощущением трагичности революции, выступившим сперва как предчувствие, а потом как горькое сознание о происходящем и совершившимся. В то же время кантовская философия  не только далека от пессимизма, овладевшего  после якобинского террора и  термидора теми, кто был одушевлен  надеждами Просвещения, но и прямо  враждебна этому пессимизму. Подлинный  пафос кантовской этики - пафос стоической личной верности просветительским идеалам  верности даже вопреки истории, которая  их дискредитировала.

Посрамлены были не сами идеи личной независимости, справедливости и достоинства человека, а лишь надежды построить общество, основывающееся на этих идеях. После поражения революции  сохранять верность просветительским идеалам можно было, лишь решительно отвергая утопизм и наивный прогрессизм, с которым они были слиты в  идеологии XVIII века. Именно это и  определило отношение Канта к  философской проповеди Просвещения. Он стремится показать, что как  откровение самого разума она неоспорима; ее непреложную обязательность для  всякого разумного существа не может  отменить никакой общественный опыт, никакие «уроки истории». Вместе с  тем Кант решительно выступает против натуралистически-прогрессистского духа просветительской идеологии, против свойственной ей веры в скорое торжество разума, против изображения идеального состояния  общества в качестве некой скрытой  «природы людей», которой «суждено»  одержать верх над несоответствующими ей формами общежития, против изображения  обязанностей индивида в качестве его  «разумных потребностей», моральных  требований - в качестве «подлинных интересов» и т.д.

Вместе с тем кантовская критика прогрессизма с самого начала была ослаблена его провиденциалистским  представлением о том, что человеческое сообщество в бесконечно далеком  будущем (вероятнее всего, уже «за  пределами земной истории») достигнет  при содействии творца состояния  «морального миропорядка». Либеральное  кантианство второй половины XIX века, стремившееся к тому, чтобы придать  этике Канта «безусловно светский характер», поставило во главу угла именно то, что было наиболее тесно  связано с его религиозным  образом мышления, - упование на царство  справедливости в финале истории. Этика  Канта стала называться концепцией «бесконечно удаленного социального  идеала», делающей ставку на временную  беспредельность человеческого  бытия. «Научная» и «светская» интерпретация  кантовского морального учения обернулась, иными словами, научным и светским перетолкованием постулата о  бессмертии души.

Мне кажется, что главным  в кантовской философии является как раз противоположная установка - стремление (пусть не до конца осуществленное) различить должное (безусловно-обязательное для личности) и долженствующее иметь  место в будущем (особое измерение  сущего).

В этом смысле понимаемое морального действия исключительно как действия во имя будущего (самоограничение  в настоящий момент ради выгоды в  перспективе, несправедливости сегодня  во имя справедливости завтра, попрание личного достоинства в интересах  будущего, где оно будет уважаться) есть, с точки зрения Канта, моральность  в границах расчетливости и корысти. Он искал такую этическую концепцию, которая приводила бы к одному знаменателю и циничный практицизм, далекий от всякой внутренней ориентации на идеал, и прогрессистский фанатизм. Эта двуединая критико-полемическая направленность объясняет своеобразие  кантовской моральной доктрины, связывающей  антиисторицистскую стоическую преданность  безусловному и пафос бескорыстия, идею верности нравственному закону и идею духовной автономии личности.

 

Список использованной литературы

 

1. Кант И. Трактаты и  письма /Вступит. ст. А.В. Гулыги / - М.: Наука, 1980. 709 с. / Памятники философ.  мысли/.

2. Абрамян Л.А. Главный  труд Канта: К 200-летию выхода  в свет "Критики чистого разума" - Ереван: Айастан, 1981, 66 с.

3. Баскин Ю.Я. Кант. - М:. Юрид. лит., 1984. - 88 с. 4. Бахтомин Н.К.  Теория научного знания Иммануила  Канта: Опыт совр. прочтения "Критики  чистого разума". М.: Наука, 1986, 205 с.

5. Гринишин Д.М., Корнилов  С.В. Иммануил Кант: ученый, философ,  гуманист. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 150 с.

6. Гулыга А.В. Кант. 2-е  изд. - М.: Мол. гвардия, 1981, 303 с. /"Жизнь  замечательных людей"/.

7. "Критика чистого  разума" Канта и современность,  Б.А. Штейнберг, Т.И. Ойзерман, М.  Бур и др.; АН Латв. ССР, Ин-т  философии и права. - Рига, Зинатне, 1984, 286 с.

8. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критики  чистого разума" / Ин-т философии  АН СССР, М.: 1983, 123 с.

9. Философия Канта и  современный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова, Л.А. Боброва и  др.; Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т.  Григорьян; АН СССР, ИНИОН, М.: Наука, 1987, 269 с.

10. И. Кант "Критика способности  суждения", Изд. "Мысль", М.,1966.

11. И. Кант Сочинения  в шести томах, т.5, стр. 201-377. 12. В.Ф. Асмус, Проблема целесообразности  в учении Канта в органической  природе и в эстетике. Вступит.  статья к соч. И. Канта в  шести томах, т.5, стр. 5-65.

13. Философский словарь,  изд. "Политическая литература", М., 1975.

14. В.Ф. Асмус, Избранные  философские труды, изд. Московского  университета, 1971.


Информация о работе Философия И.Канта