Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:35, реферат
Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения. Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую. На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.
Введение
1. Краткая биография Иммануила Канта
2. Научные исследования
3. Взаимодействие науки и нравственности
4. Вера и нравственность
Заключение
Список использованной литературы
Человек совершает поступок
и тогда, когда он уклоняется от какого-либо
действия, остается в стороне. Примеры
подобного самоотстранения
Отказ и личная стойкость
могут присутствовать и в практическом
действии в обычном смысле слова.
Творческая деятельность сплошь и рядом
включает их в качестве самоограничения
ради сознательно выбранного призвания.
Однако окончательный предметный продукт
творчества нередко скрывает от нас,
что он был результатом человеческого
поступка, личного выбора, который
означал отказ от чего- то другого,
лишение, внутренний запрет; на первый
план в этом продукте выступает игра
способностей, усердие, выносливость и
т.д. В фактах отречения от действия
структура поступка в его отличии
от простого делания выявления выявляется
гораздо нагляднее. Своеобразие
второй «Критики» Канта с самого
начала определялось тем, что «практическое
действие» категорически и
Соответственно
Отсюда следовал важный вывод
о независимости структуры
За царством неопределенностей
и альтернатив, в которое вводила
«Критика чистого разума», открывалось
царство ясности и простоты - самодавлеющий
мир личного убеждения . «Критическая
философия» требовала осознания
ограниченности человеческого знания
(а оно ограниченно научно достоверным
знанием), чтобы освободить место
для чисто моральной
4. Вера и нравственность
В учении Канта нет места вере, замещающей знание, восполняющей его недостаточность в системе человеческой ориентации, и в этом смысле Кант является противником фидеизма. Он подвергает критике все виды веры, проистекающие из потребности уменьшить неопределенность окружающего мира и снять ощущение негарантированности человеческой жизни. Тем самым Кант - вольно или невольно - вступает в конфликт с теологией (как современной ему, так и будущей), а также с нерелигиозными формами слепой веры. Кант был искренним христианином, непримиримо относившимся к атеизму. И в то же время он без всяких оговорок должен быть призван одним из критиков и разрушителей религиозного мировоззрения. Кант разрушал религию не как противник, а как серьезный и искренний приверженец, предъявивший религиозному сознанию непосильные для него нравственные требования, выступивший со страстной защитой такого бога, вера в которого не ограничивала бы свободу человека и не отнимала у него его моральное достоинство. Кант обращает пристальное внимание на тот факт, что вера, как она в огромном большинстве случаев обнаруживала себя в истории - в суевериях, в религиозных (вероисповедных) движениях, в слепом повиновении пророкам и вождям, - представляет собой иррационалистический вариант расчетливости.
Внутренняя убежденность
фидеиста на проверку всегда оказывается
малодушной верой в откровение (в
то, что кто-то и где-то обладает или
обладал разумом, превосходящим
действительные возможности разума).
Вера фанатиков, юродивых, авторитаристов
безусловным образом
Вместе с тем Кант сохраняет категорию «веры» в своем учении и пытается установить ее новое, собственно философское понимание, отличное от того, которое она имела в теологии, с одной стороны, и в исторической психологии - с другой. Кант писал, что в основе трех основных его сочинений лежат три коренных вопроса:»Что я могу знать?» («Критика чистого разума»), «Что я должен делать?» («Критика практического разума»), и «На что я смею надеяться?» («Религия в пределах только разума»). Третий из этих вопросов точно очерчивает проблему веры, как она стояла внутри самой кантовской философии. Кант поступил бы последовательно, если бы вообще исключил категорию «вера» из своего учения и поставил на ее место понятие «надежда».
Последняя отличается от веры тем, что она никогда не является внутренним одушевлением, предшествующим действию и определяющим выбор. Там, где надежда становится источником практических решений, она является либо упованием, либо слепой уверенностью, незаконно поставленной на место сугубо вероятностного знания. Надежды простительны, поскольку речь идет об утешении, но, как побудительные силы поступков, они требуют настороженного и критического отношения к себе. Три коренных вопроса, с помощью которых Кант расчленяет содержание своей философии, имеют обязательную (необратимую) последовательность.
Необходимой предпосылкой сознательной
ориентации в мире является, по Канту,
не только честная постановка каждого
из этих вопросов, но и сам порядок,
в котором они ставятся. Задаваться
проблемой «что я должен делать?»
правомерно лишь тогда, когда найдешь
сколько-нибудь убедительный ответ
на вопрос «что я могу знать?», ибо
без понимания границ достоверного
знания нельзя оценить самостоятельное
знание долженствования и безусловного
нравственного выбора. Еще более
серьезной ошибкой (своего рода «проступком
в ориентации») будет превращение
ответа на вопрос «на что я смею
надеяться?» в условие для
Это решающий пункт
в кантовском (философском) понимании
веры. Объект веры (будь то бог
или, скажем, смысл истории) не
может быть объектом расчета,
неким ориентиром, но которому
индивид мог бы заранее
Потребность в подлинной вере возникает, согласно Канту, не в момент выбора, а после того, как он сделан, когда ставится вопрос - имеет ли шансы на успех (на утверждение в будущем) та максима поведения, которой следовали безусловным образом, то есть не думая об успехе.
Постулаты религии (вера в
существование бога и личное бессмертие)
и нужны кантовскому субъекту
не для того, чтобы стать нравственным
(в этом они могут только повредить),
а для того, чтобы сознавать
себя нравственного эффективным. Сам
Кант чувствует, однако, что это различение
в психологическом смысле трудновыполнимо.
Вера в существование бога и вера
в личное бессмертие, поскольку они
неотделимы от ощущения божественного
всемогущества, выходят за границы,
в которые вводит их чистое практическое
постулирование. Вместо того чтобы
утешиться верой (пользоваться ею только
как надеждой), индивид невольно
превращает ее в обоснование своих
решений: начинает чувствовать себя
солдатом священной армии, вселенский
успех который гарантирован провидением;
превращается в религиозного подвижника,
слепо полагающего на непременно
благоприятный исход борьбы добра
со злом и т.д. Оценка религиозных
надежд праведника оказывается у
Канта двусмысленной: трудно установить,
считает ли он эти надежды обязательными
или только простительными для нравственного
человека; видит в них источник
моральной стойкости или, наоборот,
костыль, на которой люди вынуждены
опереться из-за своей слабости.
Этой двусмысленности очевидным
образом противостоит категоричность,
с которой Кант отвергает первичность
веры по отношению к моральному решению.
«Нам все-таки кажется, - писал он еще
в «докритический» период, - что
более соответствует
Философия Канта выявляет
удивительный факт: расчетливо-осмотрительный
индивид и индивид. Исповедующий
богооткровенную веру, - это по сути
дела, один и тот же субъект. Благоразумие
превращается в суеверие всюду, где
оно испытывает недостаточность
знания. Именно в этих условиях обнажается
неспособность расчетливо-
Суть кантовской философии религии можно передать следующей краткой формулой: богу угодна нравственная самостоятельность людей, и только она одна, ему претит любое проявление малодушия, униженности и льстивости; соответственно подлинно верует лишь тот, кто не имеет страха перед богом, никогда не роняет перед ним свое достоинство и не перекладывает на него свои моральные решения. Желал того Кант или не желал, но эта идея разъедала существующую религию, подобно кислоте. Она ставила верующего человека перед критическим вопросом, который слабо мерцал во многих ересях: к тому же собственно я обращаюсь, когда страшусь, колеблюсь, ищу указаний, вымаливаю, заискиваю, торгуюсь? К кому обращались и обращаются миллионы людей, мольба которых есть вопль бессилия?
Если богу угодны духовная
слабость, малодушие и униженность
(именно те состояния, в которых обычно
пребывают люди, полагающие, что
они общаются с ним), то не угодно
ли все это «князю тьмы»? А раз
так, то (вопрос, некогда брошенный
Лютером по адресу католической церкви)
не градом ли дьявола являются храмы,
в которых всякий пребывает в
страхе, стыде и беспомощном
Сам Кант не формулировал альтернативу с такой резкостью. Однако он достаточно определенно говорил о том, что все известные формы религии (в том числе и христианство) являлись идолослужением в той мере в какой они допускали человеческую униженность и льстивость, индульгентное понимание божьей милости и утешительную ложь, веру в чудеса и богослужебные жертвы. Кант столкнул религию и теологию с глубочайшими внутренними противоречиями религиозного сознания. Тем самым он поставил не только религию и теологию, но и самого себя, как религиозного мыслителя, перед неразрешимыми трудностями. Основной вопрос, смущавший религиозную совесть Канта, состоял в следующем: не является ли вера в бога соблазном на пути к полной нравственной самостоятельности человека?
Ведь как существо всесильное
бог не может не искушать верующих
к исканию его милостей. Как
существо всезнающее бог не может
не искушать верующих к исканию его
милостей. Как существо всезнающее
бог совращает к мольбам о
подсказке и руководстве там,
где человек обязан принять свободное
решение перед лицом