Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:39, реферат
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804) – поистине выдающаяся фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени. Немецкая классическая философия – это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества, предстает как единое духовное образование, одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века.
Введение.
1. О бытии и познании
2. О человеке: теория разума и антиномии
Заключение.
Библиография.
Реферат
Тема: «Философия
И. Канта».
2010 год.
ПЛАН:
Введение.
1. О бытии и познании
2. О человеке: теория разума и антиномии
Заключение.
Библиография.
Введение
Одним из величайших умов
Не только в философии, а
и в конкретной науке И. Кант
был глубоким, проницательным мыслителем.
Разработанная им гипотеза
Философские воззрения И.
Человек, этика и право – вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.[1]
Философская деятельность И. Канта разбивается на два периода:
1) «докритический период», где
характерно серьезное
2) «критический период»,
Таким образом, деятельность И. Канта
способствовала значительному становлению
и развитию философской мысли и взглядов
в период классической философии.
О бытии и познании
И. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установления его границ.
Необходимые условия познания заложены, согласно И. Канта, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер всеобщности и необходимости. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, И. Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной – метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы.
И. Кант различал
«Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность».[3]
И. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори. Смысл заключается в том, что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот «априоризм» не тождественен понятию врожденных идей: априори – это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры.
В своем учении о познании И. Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика представлялась как гносеологический принцип, она субъективна, т.к. отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.
В логическом аспекте теории
познания И. Кант ввел идею
и термин «синтетическая сила
суждения», позволяющая
И. Кантом рассматривались три
Кроме того, И. Кант разработал систему категорий рассудка:
- количество: единство, множество, целокупность;
- качество: реальность, отрицание, ограничение;
- отношения: присущность,
- модальность: возможность –
невозможность, существование –
Наряду с оперированиями категориями рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Для рассудка они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания.
Таким образом, по мнению И.
Канта, пространство и время – это лишь
формы живого созерцания, а не объективные
свойства вещей, указывая на производность
всевозможных связей и законов от рассудка.[5]
2. О человеке: теория разума и
антиномии
Третья часть учения о
Таблица 1
|I антиномия
[7]
|тезис
|Мир имеет
начало во времени и ограничен
в пространстве
|Мир не имеет начала во
|
|II антиномия
|Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще |Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в |
|существует
только простое и то, что сложено
из простого
|мире нет ничего простого
|III антиномия
|Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из |Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы |
|которой можно
вывести все явления в мире.
Для объединения явлений
|
|необходимо
еще допустить свободную
|свободу)
|IV антиномия
|Абсолютно необходимая
сущность принадлежит миру или
как часть его или |Нигде
нет никакой абсолютно
|как его причина
Противоречия эти для И. Канта
неразрешимы. Однако он
Учение И. Канта об антиномиях сыграло громадную роль в истории диалектики. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.
Анализируя способности
Кроме того, анализируя существо
человека, И. Кант рассматривал
природу чувств. Например, чувство
удовольствия в общем
Говоря о необходимости
Заключение
В заключение следует