Философия И.Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804) - величайший философ Западной Европы, один из ведущих мыслителей эпохи Просвещения, родоначальник немецкой классической философии, основатель критического идеализма, внесший неоценимый вклад в развитие современной философской традиции, оказавший огромное влияние на умы европейцев и работы позднейших идеалистов - Фихте, Шеллинга, Гегеля. Все значительные направления философской мысли после Канта развивались либо из его идей, либо в полемике с ними. Многообразие интерпретаций наследия великого мыслителя является одним из самых богатых и сложных в истории философии. Его идеи подверглись трансформации, но продолжают жить.

Оглавление

1.И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.
Вступление. Основные этапы научно-творческой деятельности И.Канта. Философское значение естественнонаучных идей Канта докритического периода. Главные философские работы критического периода.
2.Концепция критической философии.
« Вещь в себе» и явление. Критика метафизики как чисто умозрительной науки о мире в целом. Задачи новой философии. Кант о возможностях и границах теоретического разума. Учения об антиномиях. Концепция новой, трансцендентальной логики.
3. Моральная философия И.Канта.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 116.50 Кб (Скачать)


2

 

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

        «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра философии и политологии

 

 

 

 

 

Контрольная  работа по курсу « Философия»

 

 

Тема № 10

 

 

« Философия И.Канта»

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008 год

      

 

 

План

1.И.Кант – родоначальник немецкой классической философии.

Вступление. Основные этапы научно-творческой деятельности И.Канта. Философское значение естественнонаучных идей Канта докритического периода. Главные философские работы критического периода.

2.Концепция критической философии.

« Вещь в себе» и явление. Критика метафизики как чисто умозрительной науки о мире в целом. Задачи новой философии. Кант о возможностях и границах теоретического разума. Учения об антиномиях. Концепция новой, трансцендентальной логики.

3. Моральная философия И.Канта.

Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Внеэмпирический и априорный характер категорического императива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Иммануил Кант (1724-1804) - величайший философ Западной Европы, один из ведущих мыслителей эпохи Просвещения, родоначальник немецкой классической философии, основатель критического идеализма, внесший неоценимый вклад в развитие современной философской традиции, оказавший огромное влияние на умы европейцев и работы позднейших идеалистов - Фихте, Шеллинга, Гегеля. Все значительные направления философской мысли после Канта развивались либо из его идей, либо в полемике с ними. Многообразие интерпретаций наследия великого мыслителя является одним из самых богатых и сложных в истории философии. Его идеи подверглись трансформации, но продолжают жить.

Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не был женат.

Канта сравнивают с Сократом, т.к. философия его человечна. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главное для него - человек. Кант размышлял о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее. Чтобы жилось ему лучше.

У Канта рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него - значило работать, в труде он находил главную радость.

Жизнь Канта - непрестанное духовное развитие, вечный поиск. «Читать Канта трудно. Понимать еще труднее. Но понятая мысль радует и возвышает. Игра стоит свеч, затраченное интеллектуальное усилие вознаграждается сторицей. У иного замысловатого автора разденешь фразу, освободишь от словесных хитросплетений, и перед тобой банальность, а то и вообще ничего нет. У Канта трудность изложения всегда связана с трудностью проблемы, с тем, что зачастую ему первому пришлось к этой проблеме прикоснуться. О простых вещах Кант говорит просто, порой блистательно».1

Основные этапы научно – творческой деятельности И. Канта.

В философском развитии Канта выделяют два периода. Границу между ними различные исследователи определяют по - разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие - приблизительно 1770 год. По - видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путем долгих и часто мучительных духовных исканий. Так как до начала 70-х годов «критика» в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Кан­та стали называть «докритическим» или "догматический", и второй -  критический. Кант сомневался в способностях разума познать вещи сами по себе. Он отделяет явления (то, что мы видим, осязаем, например цвет, вкус) от вещей самих по себе (то, что производит явления) и считает, что познаваемы только явления (так как они произведения самого человека), а вещи сами по себе не могут быть даны нам в опыте и поэтому непознаваемы. «Принципиальная непознаваемость вещей самих по себе не запрещает существования достоверного знания. Но это только знания о тех сторонах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия (категории), суждения. Они дают нам знания только о явлениях, о вещах самих по себе знаний они не дают и не могут дать в принципе.» 2

Философское значение естественнонаучных идей Канта докритического периода.

В "докритический" период ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) Кант разработал "небулярную" космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной "туманности", т. е. из огромного облака диффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория Канта "... была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени. В то же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление - в результате приливного трения - суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии Кант наметил идею генеалогической классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас. Параллельно с этими естественнонаучными работами Кант написал в "докритический" период ряд философских работ. В них он наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма английского философа Д. Юма - различие между основанием реальным и логическим, осмеял увлечение некоторых своих современников так называемым "духовидением".3

В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной галактики вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл "догматическим сном". Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием.

Второй этап - так называемый "критический". В работах этого периода последовательно излагались: "критическая теория познания", этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания.

В работах «докритического»  периода наряду с философскими произведениями важное место занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. В этих работах Кант поставил вопрос о развитии в природе. В отличие от Ньютона Кант делает попытку приложить принципы современного ему естествознания к объяснению не только строения солнечной системы в настоящее время, но и к объяснению ее возникнове­ния и развития.

Не ограничившись общей теорией образования солнечной системы, Кант пытался решить и более специальные вопросы, касающиеся истории Земли. Он поставил вопрос о роли прили­вов и отливов в истории Земли и доказал, что в результате это­го явления скорость суточного вращения земли замедляется.

В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, развил дальше идеи Декарта и Галилея. В био­логии Кант наметил идею генеалогической классификации жи­вотного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения. Наконец, в исследо­ваниях по антропологии Кант выдвинул идею естественной ис­тории человеческих рас. Однако, излагая учение о естественном происхождении и о развитии солнечной системы, Кант не делает отсюда последо­вательных материалистических выводов. Он допускает ряд ус­тупок религии и господствовавшей в школах того времени те­леологии.  Признавая бесконечность процесса развития мира, Кант вместе с тем полагает, будто этот процесс все же имел на­чало. Механические законы вместе с тем обнаруживаются в ма­терии, но не вытекают из нее, и причиной мира является, по Канту, не материя, а бог. Таким образом, божественная перво­причина сохраняется в ослабленном виде, акт божественного творения отделяется от процесса естественного развития, а са­мый процесс этот провозглашается независящим от вмешатель­ства бога.4

 

 

 

 

 

Главные философские работы критического периода.

Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении "Критика чистого разума" (1781), в котором он собирался разработать принципы теоретического и практического познания. "Критикой" он называл все, что подвергает критическому рассмотрению догматизм, под которым подразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику, начинающуюся с Декарта и до Лейбница. Одновременно он ставил перед собой задачу критически исследовать познавательные способности человека. Эта задача решалась Кантом как в первой "Критике", так и в последующих произведениях - "Критике практического разума" и "Критике способности В 1783 г. он публикует "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки", а в 1787 г. - второе издание "Критики чистого разума", существенно переработанное и дополненное. В "Критике чистого разума" Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания. Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: "Как возможна чистая математика?", "Как возможно чистое естествознание", "Как возможна метафизика как наука?". Такой способ рассуждения, когда задаются вопросы и даются на них ответы, Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы - трансцендентальной теорией. Хотя Кант и признавал вслед за Локком, что все наше познание начинается с опыта, но тут же утверждал, что это наше познание не исходит из опыта. "Опыт никогда не дает своим суждениям истинной и строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)".5

 

 

 

 

Концепция критической философии

« Вещь в себе» и явление.

Тезис Канта о том, что субъект познает только то, что сам он и творит, проводит, жесткий водораздел между миром явлений, сферой опыта и непознаваемым миром вещей в себе. Все, что существует в пространстве и во времени, есть только явление; все явления отнесены к познающему субъекту, они конструируются с помощью априорных форм чувственности и категорий рассудка. В мире явлений царит необходимость, все здесь обусловлено другим и объясняется через другое, а значит, господствуют только действующие, механические причины. В мире явлений нет места субстанциям в их традиционном понимании, когда субстанция мыслится как то, что существует само через себя, как нечто самосущее, как некоторая цель сама по себе. Кант вводит понятие субстанции в число других категорий рассудка, а это значит, что с помощью этой категории тоже организуется лишь мир опыта, что, следовательно, она должна быть подчинена более фундаментальному принципу отношений: ведь сам мир опыта в целом только относителен, он существует благодаря отнесению к трансцендентальному субъекту. Бытием обладают, по Канту, только вещи в себе, представляющие собой реликты сущностей, или субстанций классического рационализма. Простое - это, нечто единое, неделимое, и в силу этого оно доступно только разуму, но не чувствам. Вещь в себе, подобно субстанции классического рационализма - это то, что существует само по себе и ни в чем другом для своего существования не нуждается. У Канта - без вещи в себе не может существовать и мир явлений.                                                                          Между "вещами в себе" и явлениями сохраняется отношение причины и следствия - в том и только в том смысле, в каком без причины не может быть следствия - без вещей в себе не может быть и явлений.            Трансцендентальное единство апперцепции, согласно Канту, не есть единое субстанции. Он критикует предшествующий рационализм за неправомерную субстанциализацию "я мыслю", которое есть лишь единство функции. Иными словами, из мыслей, которыми наделен субъект, включая даже и "первую" среди них - "я мыслю", нельзя выводить бытие самого субъекта, ибо всякое содержание мышления характеризует не субъекта, а объект, к которому оно отнесено. Никакое содержание мышления не указывает на то, что есть сам мыслящий, - оно указывает только на то, что есть мыслимое. Вот что означает положение Канта, что трансцендентальное единство апперцепции есть не единство субстанции, а единство функции. В плане теоретическом человек самому себе дан, по Канту, только как явление, и к нему таким образом полностью относятся все законы мира явлений, т.е. мира, в котором нет ничего простого, неделимого, что было бы целью самой по себе, причиной самого себя.6

Критика метафизики как чисто умозрительной науки о мире в целом.

Рассмотрение вопроса о возможности синтетических суж­дений в «метафизике» Кант приурочивает к исследованию разума, порождающего «идеи», то есть понятия о безуслов­ной целостности, или единстве, обусловленных явлений (понятия о душе, мире и боге). Кант пришёл к выводу, что нёс три умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи, - «рациональная психология», «ра­циональная космология» и «рациональная теология» - науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, Кант полагал, будто то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Так как бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, то, по Канту, невозможно ни доказательст­во его существования, ни его опровержение. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Вера в бога, по Канту, необходима, поскольку без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, ца­рящего в человеческой жизни. 7

С самого начала целью исследования Канта было выяснение, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Кант приходит к выводу, что определенные познания соответствуют критерию научности и что всегда можно опереться на данные естествознания и математики для формулирования общих и необходимых фактов. В случае математики - это гомогенное чувственное созерцание (его чистая гомогенность гарантирована априорным происхождением), в случае естествознания - это категории, выступающие как основа «принципов». В обоих случаях научное познание остается связанным чувствами. Однако никаких гарантий нельзя найти для фактов, которые относились бы к идеям. Кроме этого в обоих случаях гарантия имеет характер априорного «вклада» нашей мысли в факты, и познание при этих предпосылках не имеет смысла для предметов метафизики. Кант поэтому приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Кант кладет конец метафизическому доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств в философии.

Задачи новой философии

Кант поставил перед собой задачу провести критический анализ всей предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. У Канта возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.8 Задача философии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца «научного», т.е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания «трансфизических» предметов удовлетворить этим условиям.

Информация о работе Философия И.Канта