Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:23, реферат
Кант – один из представителей немецкой классической философии. Он развивал направление идеализма, его работы играют важную роль в разработке диалектики. Стержнем его учения является категорический императив, закон определяющий поведение человека, а также принципы, в соответствии с которыми создаются общественные институты, обеспечивающие создание условий, необходимых для достижения целей, которые стоят перед человеком и обществом: свобода и счастье.
Право
должно быть общеобязательным, так
как цель человека – совместить
свой произвол (свободу) с произволом
(свободой) других. Но для соблюдения
права необходимо принуждение, а
претворение принуждения Кант связывает
с государством. Таким образом, Кант
переходит от нравственности к праву
и от права к государству, которое должно
базироваться на требованиях категорического
императива и соответственно на принципах
права. Отсюда Кант выводит идею правового
государства
2. И. Кант и концепция правового государства.
«Государственный строй, основанный на наибольшей человеческой свободе, согласно законам, благодаря которым свобода каждого может сосуществовать со свободой всех остальных, есть необходимая идея, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона» - утверждал Иммануил Кант. То есть, как и в основе права и морали, основным принципом построения государственной системы является категорический императив.
Кант
представляет государство как соединение
множества людей под властью
правового закона. Наилучшим государством
он считает республику как правовой
союз (а не как форму правления).
Главная задача государства, где
суверенитет принадлежит
Кант
связывал правовое происхождение государства
с «первоначальным договором», который
обеспечивает справедливость власти.
Предварительный договор
В естественном состоянии, при господстве индивидуальной свободы, все права существуют и имеют значение только предварительно, государство – впервые делает их окончательными. Оно предоставляет гарантии соблюдения прав, является единственным управомоченным на применение принудительной силы социальным институтом.
Таким
образом, государство имеет своей
целью установить реальный правопорядок,
свободу, то есть наличие государства
- важнейший элемент общей
Идею
народного суверенитета Кант выводит
из договорной теории происхождения
государства. Государство, по Канту, создается
через общественный договор. Главное
условие общественного договора
состоит в том, чтобы властные
органы государства никогда не заставляли
бы человека быть ведомым, не заставляли
бы его делать так, как хочет эта
организация исполнения принуждения.
Государство никогда не должно опекать
граждан, так как все люди обладают
автономной волей, не должно способствовать
развитию у граждан иждивенческих
настроений. Кант категорически против
патриархального и
Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. В основе понимания идеи народного суверенитета - мысль о том, что каждый человек сам способен определить содержание государственных актов и участвовать в принятии конституции. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Речь не идет о полной демократии Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства.
Одной
из основных функций государства
является нормотворчество, а для
того, чтобы законы не представляли
собой произвол законодателя, чтобы
они не могли причинить
Поскольку исполнительная власть создана в соответствии с требованиями категорического императива, то действия, направленные против нее, являются нарушением нравственного закона, а следовательно, караются. Кант утверждает, что в основе правопорядка должен лежать категорический императив, априорно заложенный в человеке. Учредить такой правопорядок может лишь общая воля, когда требования категорического императива будут сформулированы в нормах морали и права, государство должно обеспечить право своей принудительной силой.
В справедливом государстве законодательная власть, являющаяся источником конкретных законов, может принадлежать только объединенной воле народа, и гражданин оставляет за собой три неотъемлемых права: конституционную свободу, гражданское равенство и политическую независимость.
Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам:
Иммануил Кант в своих работах многократно указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, утверждает Кант, должно строиться на основе взаимной ответственности личности и государства. Государство и гражданин – равные субъекты права. Деятельность государства основана на правовых законах, а эти законы, в свою очередь, должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека. В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который представляет нравственно–юридические начала в отношениях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником её осуществления.
Устанавливая
в законодательной форме
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Центральное место в кантовской теории правового государства занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Если государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, то это государство правовое, в нём не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности и т.д. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.
Правовую организацию Кант связывал с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную – правительству и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Признаками
правового государства
1)максимальное обеспечение прав и свобод человека;
2)ответственностью
государства перед гражданином
и гражданина перед
3)повышение
авторитета закона и строгое
его соблюдением всеми
4) четкое разграничение функций общества и государства;
5)
«разделение властей», то есть
недопустимость подмены
6)
наличие развитого
7)
верховенство и прямое
8)
установление в законе и
9)
правовая защищенность всех
На основе естественно-правового подхода творец теории правового государства Иммануил Кант сформулировал ряд постулатов.
1)
каждое лицо является
2)
существует некий закон, не
связанный ни с какими
3) о праве речь идет только тогда, когда индивиды могут свободно следовать категорическому императиву, должны осознавать его (внутреннее условие), и никто (ничто) не должен мешать им поступать таким образом (внешнее условие). Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право.
4)
необходима реальная сила, которая
бы обеспечивала проведение
5) право мыслилось Кантом как:
а) естественное, представляющее собой совокупность априорных аксиом (очевидных истин);
б) положительное, составляющее законодательную волю;
в) справедливое, которое напоминает моральные нормы, не обеспеченные законом.
Государство
следует естественному праву
и вместе со всеми выполняет
6)
в установлении верховного
Информация о работе Политико-правовая проблематика философии И. Канта