Политико-правовая проблематика философии И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

Кант – один из представителей немецкой классической философии. Он развивал направление идеализма, его работы играют важную роль в разработке диалектики. Стержнем его учения является категорический императив, закон определяющий поведение человека, а также принципы, в соответствии с которыми создаются общественные институты, обеспечивающие создание условий, необходимых для достижения целей, которые стоят перед человеком и обществом: свобода и счастье.

Файлы: 1 файл

ИППУ2.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

     7) реализация категорического императива, проведение права в жизнь государством  ведет к вечному миру.

     Осуществление права требует того, чтобы оно  было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается через наделение  его принудительной силой. Иначе  нельзя заставить людей соблюдать  правовые нормы, нельзя воспрепятствовать  их нарушению и восстанавливать  нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную  ему в обществе роль. Сообщить праву  столь нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный  носитель принуждения.

     «Общественный договор», по Канту, заключают между  собой морально развитые люди. Поэтому  государственной власти запрещается  обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами (якобы по причине  нравственной неразвитости) выбрать  правильную линию поведения.

     Почерпнутую у Монтескье идею разделения властей  в государстве Кант не стал толковать  как идею равновесия властей. По его  мнению, всякое государство имеет  три власти: законодательную, исполнительную (сосредоточенную у законного  правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную (назначаемую  властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

     Отличая по типу правления деспотию от республики, Кант считал главным признаком республиканского строя отделение исполнительной власти от законодательной. Для него деспотизм – принцип самовластного  исполнения государством законов, данных им самим; в этом случае публичная  воля выступает в качестве частной  воли правителя. Требование «разделение  властей» - давний лозунг буржуазной общественной мысли, возникший в ходе борьбы с  абсолютизмом феодальных монархов Европы. Однако для Канта это положение  имеет иной смысл: он считал деспотической  формой правления, ничего общего не имеющей  с республиканизмом, именно демократию, которая, по его словам, в собственном  смысле слова неизбежно есть деспотизм.

     Здесь явно обнаруживается не просто неверие  Канта в способность демократии обеспечить личную свободу, равенство  перед законом, миролюбия и т.д., а своего рода вражда к этой форме  государственного устройства. Его положение  о том, что «в демократии все хочет  властвовать», заставляет предположить, что Кант вносит в понятие «демократии» содержание, отличное от общепринятого.

     Демократия, которую имеет в виду Кант, представляет собой скорее власть стихийно действующей  массы. Между тем задача республиканского устройства состоит, но его мнению, в сохранении за народом его суверенитета, вытекающего из естественного права  и сущности общественного договора, а также законодательных функций. Чем меньше персонал государственной  власти и чем шире представительство, тем более государственное устройство согласуется с принципами республиканизма. Иными словами, монархия дает лучший пример республиканизма.

     В отношении изменения форм государства  Кант пишет: "Все же народ должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно  не согласуется с идеей первоначального  договора, и при этом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство". 

     Заключение.

     По  мнению Канта, человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, является субъектом нравственного сознания. Поведение человека зависит от нравственного закона, на который не влияют внешние обстоятельства. Этот закон Кант назвал "категорическим императивом". Понимание Кантом права опирается на его представления о свободе личности. Не каждый может использовать свою индивидуальную свободу для реализации "категорического императива". на практике она нередко превращается в произвол одного лица по отношению к другим. Условия, которые ограничивают этот произвол с помощью объективного общего закона свободы, Кант назвал правом. Оно должно быть общеобязательным. Этого можно достичь, наделив его принудительной силой. Такую силу способно обеспечить только государство. Появление государства и его существование оправдывается требованиями "категорического императива". Таким образом, Кант связывает государство с этикой и правом. Под государством Кант понимает объединение "множества людей, подчиненных правовым законам". Благо и назначение государства, по Кант - в совершенном праве, в соответствии организации государства принципам права, в торжестве права и его охране. Этот тезис позволяет считать Кант одним из создателей теории "правового государства". По вопросам происхождения государства он был сторонником договорной теории. Нравственный долг, уважение к естественному праву побуждают людей перейти к жизни в гражданском обществе. Они заключают договор, в результате которого возникает государство. А так как все люди, вступившие в соглашение, морально полноценны, то государству запрещается обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона. 

     Список  использованной литературы.

  1. Абдуллаев М. Учение Канта о праве и государстве.//Правоведение.-1998.-№3.-С.148-154.
  2. История политических и правовых учений: Краткий учебный курс./ Под общ. Ред. Академика РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. С.129-214.
  3. Лейст О. Э. История правовых и политических учений. – М.: Юридическая литература. – 1997
  4. Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. - М., 2007.
  5. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. Москва; 1992.

Информация о работе Политико-правовая проблематика философии И. Канта