Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:29, реферат
С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!”.
В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится в ровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек?” остается по-прежнему актуальным.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Проблемы человека в философии, человек как предмет философии……...4
2. Антропосоциогенез…………………………………………………………11
3. Что есть человек?.............................................................................................17
4. Единство природного и обществе4нного в человеке……………………...20
5. Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смысл смерти?................23
Список использованных источников………………………………………….28
Современный натурализм в трактовке человека реализуется в описании человека по аналогии с другими сложными организмами, в версии человека как "несостоявшегося животного", обреченного своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способов существования.
Весомый вклад в разработку философской антропологии внесли Эрнст Кассирер (1874 - 1945), определивший, что человек - это животное, изобретшее символы и живущее в их мире, и Макс Шелер (1874 - 1928), утверждавший, что человек есть существо свободное, открытое, находящееся еще в становлении и формировании.
Современная философская антропология анализирует все слои жизни человека (инстинкты, влечения, эмоции и т.п.), занята поиском антропологических оснований жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов, изучает межличностные отношения, основывающиеся на естественных симпатиях людей, на актах признания "другого", взаимоприобщения благодаря сопереживанию или общности языка. Арнольд Гелен (1904 - 1976) в своем главном труде "Человек. Его природа и его положение в мире" (1940) дал интегративное описание человека как целостного и единого существа, не распадающегося на "тело" и "душу". Ключевыми при описании такого человека выступают понятия "действие", "сообщество", "культура". Человек должен отвоевывать условия своего существования у мира и при этом постигать самого себя. Социальные институты и нормы предстают в концепции Гелена в качестве форм, восполняющих биологическую недостаточность человека и реализующих его жизненные устремления. Гельмут Плеснер (1892 - 1985) трактовал человека в единстве его биофизических и духовных сторон. Согласно Плеснеру, способность живого организма взаимодействовать с окружающей средой реализуется по-разному: у растений - простым "вчленением" в среду; у животных - проявлением определенной самостоятельности по отношению к среде; у человека - эксцентричностью. Последняя проявляется в интеллектуально - нравственной и в эмоционально-поведенческой сферах. Плеснер сформулировал некоторые нормы внутреннего развития и внешнего отношения человека к бытию. Во-первых, человек должен сам себя сделать тем, кто он есть. Управление своей жизнью он осуществляет на основе культуры. Во-вторых, человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. В-третьих, человек лишен равновесия. Достигнув чего - либо, он не может обрести покой, а стремится к бесконечному самоизменению, оставаясь всегда тайной для самого себя. Человек, по Плеснеру, мучается сомнениями в существовании Бога, не сомневается только в своем собственном существовании.
Современных зарубежных теоретиков волнуют вопросы смысла бытия и ценностных ориентаций человека, путей его самореализации. А. Печчеи в своей книге "Человеческие качества", анализируя тотальную технизацию жизни, отметил необходимость "человеческой революции" через развитие интеллектуальных, чувственных и телесных способностей человека. По мнению ряда философов, задача состоит в том, чтобы с помощью физиологии, медицины и психотехники сделать труд более здоровым, адаптировать машину к человеку. Для контроля над техническим прогрессом необходимы как "внешние меры" - изменение способа производства, так и "внутреннее усилие человека", при котором он исходит из своего разума, воли, любви и других движений души. Тем самым достигается "целостность" человека.
Д. Оттен, Г. Вобруб, Г. Глязер, JI. Браун считают, что преобразование общества с помощью передовой технологии предполагает высокую квалификацию, развитую общую культуру человека, увеличение досуга, изменение индивидуального стиля жизни. Ф. Гросс подчеркивает, что основным условием существования сложных обществ является плюрализм. Он требует не только терпимости к ценностям различных групп и наличия при этом некоторых общих норм, но и "экономической демократии" (сосуществования различных форм экономической деятельности), социальной справедливости (преодоления больших различий в доходах).
В историческом процессе возрастает гуманизация социума. В узком смысле слова гуманизм есть идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и т.п. Гуманизм в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает осознавать свою роль в универсуме, свое предназначение, смысл и цель своего бытия. В настоящее время усиливается ориентация на практический гуманизм - целенаправленную, реальную деятельность по созданию условий возвышения человеческой жизни в соответствии с нормами гуманистического сознания. Современный гуманизм рассматривает человека не только как высшую цель, как это было у Канта, но и как средство для решения различных практических задач, предусматривает нравственный образ жизни на достойном для человека материальном базисе, осуществляется в согласованности с развитием живой и неживой природы. Утверждение гуманизма есть альтернатива таким нежелательным возможностям в дальнейшей эволюции социума, как:
а) формирование одномерного человека, направляющего свою энергию на реализацию какого-либо частного момента своего бытия;
б) превращение человека в условиях электронной цивилизации в "виртуальное" существо с последующей заменой его киборгом, биокомпьютером. Мы скептически относимся к мнению, что "с точки зрения общего процесса эволюции жизни замена человека разумного новым техногенным видом разумной жизни вполне укладывается в общую картину как следующий, более высокий этап развития живой материи во Вселенной". Например, в последнее время человек стал все чаще проигрывать шахматные партии машине. Это не означает, что на замену человека должен прийти суперкомпьютер как новый техногенный вид разумной жизни, многократно превосходящий человека по количеству и скорости просчитываемых за секунду вариантов.
Итак, история философской
мысли зафиксировала: открытие человеком
самого себя в его взаимодействии
с космосом, миром, обществом и
самим собой, источники активности
человека; не только включенность в социально-природное
целое, но и саморазвитие человека, относительно
независимого от внешнего мира; единство
в человеке космоприродно-биологического,
социального и духовного, гармонию тела
и духа, физического и духовного; гуманность
как наиболее характерное проявление
человека; противоречивость человека,
единство в нем объекта и субъекта истории.
2. Антропосоциогенез
Религиозная философия происхождение человека связывает с актами божественного творения. В соответствии с теорией "общей космологической эволюции" человек - следствие космического развития, выражение роста свободы и целенаправленности объектов. Согласно теории "синтетической эволюции" человек - продукт естественного отбора и генетических мутаций. Диалектико-материалистическая философия разработала трудовую теорию антропосоциогенеза, которая доминирует.
Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился 4-6 млн лет. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошел от гуманоида (общего предка и человека, и человекообразных обезьян).
Для поведения гуманоида характерны:
а) ограниченные индивидуальные вариации поведения, основанные на инстинктах;
б) решающая роль генетической наследственности;
в) объединение в стадо с доминирующим индивидуальным инстинктом самосохранения;
г) биофизиологическое разделение функций.
Для скачка в общественный
способ существования предки человека
имели необходимые
Процесс выделения
человека из животного мира совершался
первоначально посредством
Начало изготовления орудий труда - исторический рубеж в становлении человека и общества. Предположительно, изготовление простейших орудий началось на 1 - 1,5 млн лет раньше, чем появились речь и мышление. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не интеллект. Действующая рука как непосредственно соприкасающийся с предметами орган готовила голову к умению думать, прежде чем сама стала орудием исполнения планов и замыслов головы. При этом уточнялись и обогащались зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения. Это дает основания утверждать, что человек в своем развитии проходит стадии умелого и человека разумного.
Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека, ряд исследователей особое внимание обратили на духовный фактор появления человека. "Парадокс человека", по мнению Тейяра де Шардена, состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а через развитие сознания, психики, разума (абстрагирование, обдуманный выбор и изобретательность, рассчитанное восприятие пространства и длительности и т.д.), лишь завуалированное морфологией. Льюис Мэмфорд (1895 - 1990) полагает, что производство новых символов обгоняет производство орудий труда. В работе "Техника и природа человека" он подчеркивал, что техника развивалась не столько благодаря труду, сколько под воздействием мифа, игры, фантазии, различных форм ритуала, песни, танца. Приоритетное значение ученый придавал возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека.
Труд и духовность (а также язык) как факторы формирования человека не следует противопоставлять, они оказываются не разорванными, а соединенными. Это сближает эволюционно-трудовую и так называемую духовную концепции происхождения человека. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. В физическом и умственном развитии человека (т.е. в изменении морфологии и развитии рассудка) фактор труда имеет решающее значение:
а) в дочеловеческой
истории взаимодействовали
б) в процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивая свои аналитико-синтетические способности; в) результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудового акта. Например, человек бросал зерна в землю, а итог этих действий выражался в более позднем урожае. Освоение участков земли для собирательства, земледелия и т.п. шло через перемещения в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно - следственные связи, воображение, широта мышления;
г) вместе с формированием руки изменялись другие органы тела. Увеличение и усложнение трудовых операций, связей с природными объектами и между индивидами, употребление мясной пищи, обработанной на огне, увеличивало и усложняло человеческий мозг;