Проблемы человека в философии и науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:51, реферат

Краткое описание

Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы - люди Солнца, без Солнца нам плохо.

Файлы: 1 файл

Проблема человека в философии и науке.doc

— 48.00 Кб (Скачать)


3

 

Человек как предмет философии.

Представление о сущности человека в различных культурах.

 

 

Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы - люди Солнца, без Солнца нам плохо.

Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком". Природа человека понимается как трехчастная: тело - душа - дух. Духовность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства.

Философский стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.

Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли.

Философский стиль протестантизма основывается, по преимуществу, на нововременной философии с ее выделением личностного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он существует, позиция протестантизма другая: Бог существует потому, что без него человеку плохо. "Во что веришь, то и имеешь",- говорил основатель протестантизма М. Лютер.

В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души - это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три.- рассудок, способность суждения, разум.

В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией "хомо сапиенс" (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция "хомо фабер" (человек деятельный). Главное в человеке - это реализация способности к действию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Маркса, понимается в общественном смысле. Главное в обществе - труд (деятельность), а отдельный человек есть "атом" общества, в котором "пересекаются" всеобщественные отношения.

Последнее изобретение философии Нового времени - это "сверхчеловек" Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставится страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и вообще всякой хилости.

Философия ХХ века продолжает поиск подлинности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания.- образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.

Философия бессознательного человека привлекает внимание в течение всего ХХ века, развита австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.

ВЫВОДЫ Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

Человек - это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.

Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

 

 

 

Представление о сущности человека в различных культурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биосоциальная природа человека.

Человек как индивид, индивидуальность, личность.

 

Окружающая человека социальная среда многолика. Поступки людей, их сотрудничество и конфликты, деятельность государственных учреждений  и функционирование экономической системы, произведения искусства, техническое творчество и игры детей, миграция больших групп людей и неповторимость переживаний и поведения индивидуальности - все это составляет  особый мир, целостность, свойственную лишь человеку.

Начнем с самого очевидного - человека, как биосоциального существа, наделенного плотью и сознанием; действующего, понимающего субъекта социальной действительности.

В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова человек трактуется как “живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда”. Ведь социальная действительность - это взаимодействующие люди. Следует иметь в виду, что сами по себе станки, за которыми люди трудятся, здания, в которых они работают, транспорт и жилище - все это не есть социальное (соответственно, технологии, по которым строятся здания, работают станки и т.д. не представляют непосредственного интереса для социологии).

Социология исследует проблему человека, прежде всего, с той целью, чтобы глубже понять социальную реальность, социальные связи и взаимодействия. Вместе с тем, человек как реальный носитель социальной жизни - явление внутренне противоречивое, сложное. С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с ее другими явлениями, формами жизни. С другой стороны, человек - активный творец исторического процесса, развития материального производства, культуры. Он - элемент социальной жизни, субъект взаимодействующий, осуществляющий свои поступки, ориентируясь на определенные ценности, принятые в социуме нормы.

В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова индивидуум трактуется как отдельный живой организм, особь, человек как отдельная личность в среде других людей; личность это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо в значении: человек как член общества.

В “Философском энциклопедическом словаре” под личностью понимается, во-первых, человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, во-вторых, как устойчивая система социально - значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личность - это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.

Следовательно:

1)     личность - это любой человек (не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни;

2)     индивидуальность присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Личность изучается целым комплексом наук. Социология - одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Социология преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности: личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как элемент социальной жизни.

Личности свойственна автономность, независимость от общества, способность противопоставить себя обществу. Личность может быть независима, если умеет властвовать собой, не поддаваться негативным эмоциям, может проанализировать ситуацию. Самосознание личности - это не просто сознание, мышление и воля, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция - это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, готовность к действию. Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.д.

Изучение того, каким образом устроена социальная жизнь. Как общество в целом соотносится с потребностями личности; насколько общество должно и может выражать ее интересы или оно независимо от нее, подчиняется только собственной логике развития. Это один из основных вопросов социологии как науки. Личность, так или иначе, организует свои изобретения, творения (в социальной сфере) как явления, в конечном счете, производные от ее собственных потребностей. Вместе с тем является независимой, обладает собственной логикой развития.

Взаимоотношения личности и социальной среды можно выразить посредством формулы: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью из предложенного обществом или обществом конкретную личность из многих). Автономия, а, следовательно, и ответственность личности, проявляется в процессе восприятия и осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (т.к. каждый человек  эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном).

Таким образом, человек в социальных науках рассматривается как биосоциальное существо, как единство биологического и социального. В качестве индивидуума определяется человек как единичная биологическая особь, а также человек как единичная личность, включенная в систему конкретных общественных отношений. Под личность понимается конкретный индивидуум (человек) как единство биологического и социального, но через призму социального, то есть человек как член конкретного общества.

 



Информация о работе Проблемы человека в философии и науке