Проблемы человека в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!”.

В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится в ровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек?” остается по-прежнему актуальным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2

1. Проблемы человека в философии, человек как предмет философии……...4

2. Антропосоциогенез…………………………………………………………11

3. Что есть человек?.............................................................................................17

4. Единство природного и обществе4нного в человеке……………………...20

5. Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смысл смерти?................23

Список использованных источников………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Проблемы человека в философии3.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

        д) в процессе перехода от предтруда к труду ослаблялась  инстинктивная основа поведения, становившаяся  все более осмысленной, формировались  воля, конструктивные способности людей, их интеллект, усложнялись разнообразные потребности человека.

        При постоянно возобновляющемся процессе труда формируется социокультурное  объединение людей. Средством организации  совместных действий, хранения и передачи знаний, выражения норм общения становился язык. Через сознание и практику структура языка в конечном счете в модифицированном виде выражает структуру мира. Итак, труд, мышление и язык спасли предчеловека в той проблемной ситуации, в которой он очутился (неприспособленность к изменившимся условиям жизни, плохая защищенность от хищников), и сформировали человека. Для него характерно преодоление врожденного и развитие нормативно-преемственного, ценностного, многовариантного поведения. Общественные отношения, складывавшиеся в процессе трудовой деятельности, формировали у людей социальные качества, которые надстраивались над инстинктами и ограничивали, существенно их модифицировали.

        В зависимости от материально-трудового фактора Льюис  Морган (1818 - 1888) выделил в истории  человечества три исторические эпохи - дикость, варварство и цивилизацию. Эпоха дикости характеризуется применением огня, возникновением охотничьего промысла и изобретением лука; варварство - гончарным ремеслом, приручением животных и возделыванием полезных растений, плавкой железной руды; эпоха цивилизации открывается изобретением буквенного письма, созданием огнестрельного оружия. Если Морган в основу классификации истории положил сугубо материальный фактор и его отдельные предметы, то К. Маркс и Ф. Энгельс - характер общественных отношений во всей его широте и глубине, выделяя этапы общественного развития труда, появление частной собственности, социальной и политической структур.

        Современная философия  вносит коррективы и дополнения в  ранее высказанные гипотезы о  происхождении человека. В качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека - юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями (космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов и у некоторых приматов произошел качественный "биологический скачок", приведший к появлению человека). В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. Данная, весьма сомнительная позиция, навеяна усиливающейся компьютеризацией человеческой деятельности, вытеснением вещно-телесной среды информационно-знаковой, что имеет неоднозначные последствия.

        Как выражение ценностного  поведения возникли нравственно-социальные нормы: запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из членов рода, позже распространившееся на человеческий род в целом и на животных. Нравственность - один из факторов антропосоциогенеза. Она лежит в основании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животное состояние.

        Важную роль в  становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Для человека характерно наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. Повышенная сексуальность человека не следствие его "греховности", а особый механизм выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбия в отношениях между общинами, родами, племенами.

        Продолжение человеческого  рода как биосоциальный процесс  находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни. Переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению - земледелию, скотоводству, ремеслу - был первым обнаружением роста народонаселения (30 - 40 тыс. лет назад). Неолитическая революция (7-5 тыс. лет до н.э.) привела ко второму демографическому всплеску. Третий демографический взрыв - детище XX в., современной НТР, следствие успехов медицины и гигиены.

        Сложно переплетаются  экономические процессы и эталоны  демографического поведения. Для последних  характерны самостоятельность и длительность их формирования, относительная устойчивость. В благоприятной экономической среде имеются предпосылки для роста населения. Вместе с тем, обогащение потребностей, складывающиеся высокие стандарты жизни в условиях экономического процветания тормозят рост населения. Ведь при большем числе людей на каждого члена сообщества приходится меньше материальных благ, а в семье остается меньше свободного времени для всестороннего личностного развития. К тому же неконтролируемый рост населения повышает экологическую нагрузку, уменьшает пространственные параметры жизни. С позиций синергетической методологии в пока продолжающемся на Земле росте населения содержится возможность переключений режимов, торможения демографических процессов. Современный демографический взрыв уже прошел (в 60-е гг. XX в.) свой апогей. Демографы высказывают гипотезу, устанавливающую "потолок" в 9 - 10 млрд жителей Земли.

        Рост населения  не является самоцелью. Оказалось целесообразным, ограничив в разумных пределах рождение детей, уделить больше внимания и ресурсов сохранению и восстановлению здоровья (биологического и социального), увеличению длительности жизни с тем, чтобы достигнуть гармонии между количеством и качеством населения. Еще Гераклит говорил: "Для меня один важнее 10 000, если он наилучший". Качество народонаселения выражается помимо здоровья человека в развитии его разнообразных способностей, позволяющих добиваться высокой результативности деятельности при минимуме затрат умственной, физической, эмоционально-психологической энергии.

        В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и  одновременно творцы обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.

        1. Объектно-генезисный  подход выявляет факторы формирования  человека:

        а) космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни, шире - макросреда;

        б) микросреда, т.е. непосредственное окружение, в первую очередь семья, трудовой коллектив;

        в) социальные общности людей, межличностное общение;

        г) общественные и  политические организации, партии, формирующие общественное мнение, ценностные ориентации, морально-психологический климат;

        д) система обучения и воспитания;

        е) средства массовой информации и учреждения культуры.

        2. Человек - не  только объект среды, но и  ее субъект, действующее лицо истории, творит мир и самого себя, но не произвольно, а в наработанных природой и историей объективных условиях и обстоятельствах, сообразуясь с логикой действительности, оценивая ее. Субъектно-функциональный анализ раскрывает включенность человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную, социальную, политическую и духовную силу общества.

        Человек воплощает  единство двух названных противоположных  начал: постоянной восприимчивости  ко всем импульсам, идущим от мира, общества, и личностного придания этим импульсам собственно человеческого смысла. Обстоятельства, импульсы, определяющие поведение, познание, деятельность человека, и тот результат на "выходе", пропущенный и трансформирующийся через человеческую субъективность, представляют собой далеко не одно и то же. Человек связан с миром и одновременно дистанциирован от него. Некоторые воздействия мира, общества человек в целом воспринимает и реализует, к другим приспосабливается, от третьих пытается отмежеваться и не воспринимать. Итак, имеется соответствие и несовпадение между обстоятельствами реальности и итогами реагирования человека на эти обстоятельства, импульсы, поэтому человек есть продукт обстоятельств и вместе с тем их оппонент. А.И. Герцен в своем произведении "Былое и думы" писал, что за каждым человеком, как за волной, чувствуется напор целого океана всемирной истории, мысль всех веков. Конечно, жизнедеятельность человека не только запрограммирована всей историей, но и самопрограммирована (репродуктивно-традиционно и творчески-новаторски), опирается на собственный выбор, свободу воли, свою природно-социальную энергию. 
 

        3. Что есть человек?

        Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить природу (содержательное разнообразие проявлений и выражений человека) и сущность человека (глубинную его основу).

        Ф. Фукуяма полагает, что природа человека - это сумма  поведения и типичных видовых  характеристик, обусловленных генетическими, а не средовыми факторами. Видимо, подход к природе человека должен быть более широким, комплексным.

        Человек по своей  природе:

        земное творение (лишь опосредованно он является продуктом  Космоса, ибо планета Земля - составная  часть космической эволюции);

        входя в природу, человек возвышается над ней, т.е. бытие человека социально-природно;

        как и высшие животные, имеет психику;

        обладает разумом  и ценностями, этическими и эстетическими  качествами;

        существо общительное, коммуникативное, символическое, сочетание  сознательного и бессознательного;

        изменяя условия  своего существования, человек создает мир культуры и совершенствует самого себя.

        С древних времен сущностью человека полагалось единство духа, души и тела.

        Сущность человека реализуется через существование  и в нем созидается. В качестве всеобщих форм существования человека выступают социосозидание и ее составляющие - творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т.п., смысло-ценностное самоутверждение, устремленность к идеалу. Эти модусы взаимодействуют с антимодусами: социоразрушение, утрата в человеке личностных свойств, догматическое (стандартное) мышление и соответствующая деятельность, превращение идеалов в идолов, свободного человека лишь в функцию и т.д.Ф. Шеллинг отмечал, что в глубинном онтологическом измерении в человеке содержится вся мощь темного начала и вся сила света, и крайняя глубина бездны, и высший предел неба. Действительно, если признать, что человек, согласно Протагору (480 - 410 до н.э.), есть мера всех вещей, то имеются наряду с позитивными и негативные вещи, обусловливающие отрицательные облик и поступки личности. "Светлые" и "теневые" стороны в человеке обусловлены не только противоречивыми обстоятельствами (вещами), но и содержатся в самой внутренней природе человека. (Человек относительно самодостаточен, дистанциирован от среды.) Протагор рассуждал: "Быть постоянно хорошим невозможно, тот же самый человек способен стать и дурным". Наличие в природе человека предрасположенности к добру и злу отмечали многие философы: Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Гегель, B. C. Соловьев и др.) Итак, человек есть не только мера добра, но и зла, а сами добро и зло в разных обстоятельствах относительны.В.Г. Белинский подчеркивал: добро для одного народа или века бывает злом для другого народа в другой век.

        Существование среды  и человека всегда процессуально. Так, человек эпохи дикости и варварства уже был умелым, разумным, говорящим, оперирующим простыми орудиями труда и символами. Человек цивилизованный дополнительно приобретает новые свойства. Это человек - гражданин, опирающийся на право, технологический, политический, познающий научно и т.д.

        Высказываются различные  точки зрения по вопросу о сущности человека. Указывается, например, что  человек - "пучок привычек" (Пирс), наделенное религиозностью в отличие  от животных существо (Веркор), существо, способное оценивать, наделять смыслом личности, предметы, явления.

        Известная точка  зрения К. Маркса о сущности человека как ансамбля всех общественных отношений  весьма логична. Ведь биологические  факторы человека хотя и имеют  важное значение, но действуют через  опосредование и преобразование со стороны факторов социального порядка как ведущих. Человек, оставаясь по сущности социальным, изменяется в зависимости от эпохи. Вместе с тем следует иметь в виду, что человек соотнесен не только с обществом, а с Универсумом, Миром, со всей Историей, с другим человеком.

        Неофрейдисты главное  внимание обращали не на социальную сторону  жизни, а на переживания одиночества  в противостоящем человеку обществе. Представители франкфуртской философской  школы (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.) считали необходимым направить  марксизм от анализа социально-классовых отношений в сторону рассмотрения психологии индивида, структуры его инстинктов и влечений. Человеческая деятельность объяснима, по Ю. Хабермасу, лишь с позиций психоанализа, с помощью которого можно раскрыть связь бессознательного и сознательного в поведении человека. Франкфуртцы пытаются сблизить Маркса и Фрейда, материалистическую диалектику и психоанализ, которые, как считал А. Шмидт, "взаимопроникают" и "отражаются друг в друге".

        Э. Фромм считал человеческую природу исторически обусловленной, в то же время не отбрасывал значения биологических факторов. Он определял человека как животное, по сравнению с другими животными недостаточно оснащенное инстинктами, поэтому выживание человека возможно тогда, когда он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, если он развивает свой язык и инструменты. Сущность человека - в противоречии между двумя конфликтующими в нем мирами: животным и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом разум. Итак, Фромм, особенно когда рассуждал о выживании человека путем производства средств, удовлетворяющих его материальные потребности, неявно подошел к идее о биосоциальной сущности человека. В современной отечественной литературе также часто высказывается точка зрения, согласно которой человеческая сущность социоприродна и личностно воплощена, персонифицирована.

Информация о работе Проблемы человека в философии