Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:29, реферат
С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!”.
В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится в ровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек?” остается по-прежнему актуальным.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Проблемы человека в философии, человек как предмет философии……...4
2. Антропосоциогенез…………………………………………………………11
3. Что есть человек?.............................................................................................17
4. Единство природного и обществе4нного в человеке……………………...20
5. Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смысл смерти?................23
Список использованных источников………………………………………….28
д) в процессе перехода от предтруда к труду ослаблялась инстинктивная основа поведения, становившаяся все более осмысленной, формировались воля, конструктивные способности людей, их интеллект, усложнялись разнообразные потребности человека.
При постоянно возобновляющемся
процессе труда формируется
В зависимости от
материально-трудового фактора
Современная философия вносит коррективы и дополнения в ранее высказанные гипотезы о происхождении человека. В качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека - юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями (космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов и у некоторых приматов произошел качественный "биологический скачок", приведший к появлению человека). В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. Данная, весьма сомнительная позиция, навеяна усиливающейся компьютеризацией человеческой деятельности, вытеснением вещно-телесной среды информационно-знаковой, что имеет неоднозначные последствия.
Как выражение ценностного поведения возникли нравственно-социальные нормы: запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из членов рода, позже распространившееся на человеческий род в целом и на животных. Нравственность - один из факторов антропосоциогенеза. Она лежит в основании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животное состояние.
Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Для человека характерно наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. Повышенная сексуальность человека не следствие его "греховности", а особый механизм выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбия в отношениях между общинами, родами, племенами.
Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни. Переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению - земледелию, скотоводству, ремеслу - был первым обнаружением роста народонаселения (30 - 40 тыс. лет назад). Неолитическая революция (7-5 тыс. лет до н.э.) привела ко второму демографическому всплеску. Третий демографический взрыв - детище XX в., современной НТР, следствие успехов медицины и гигиены.
Сложно переплетаются экономические процессы и эталоны демографического поведения. Для последних характерны самостоятельность и длительность их формирования, относительная устойчивость. В благоприятной экономической среде имеются предпосылки для роста населения. Вместе с тем, обогащение потребностей, складывающиеся высокие стандарты жизни в условиях экономического процветания тормозят рост населения. Ведь при большем числе людей на каждого члена сообщества приходится меньше материальных благ, а в семье остается меньше свободного времени для всестороннего личностного развития. К тому же неконтролируемый рост населения повышает экологическую нагрузку, уменьшает пространственные параметры жизни. С позиций синергетической методологии в пока продолжающемся на Земле росте населения содержится возможность переключений режимов, торможения демографических процессов. Современный демографический взрыв уже прошел (в 60-е гг. XX в.) свой апогей. Демографы высказывают гипотезу, устанавливающую "потолок" в 9 - 10 млрд жителей Земли.
Рост населения не является самоцелью. Оказалось целесообразным, ограничив в разумных пределах рождение детей, уделить больше внимания и ресурсов сохранению и восстановлению здоровья (биологического и социального), увеличению длительности жизни с тем, чтобы достигнуть гармонии между количеством и качеством населения. Еще Гераклит говорил: "Для меня один важнее 10 000, если он наилучший". Качество народонаселения выражается помимо здоровья человека в развитии его разнообразных способностей, позволяющих добиваться высокой результативности деятельности при минимуме затрат умственной, физической, эмоционально-психологической энергии.
В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и одновременно творцы обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.
1. Объектно-генезисный
подход выявляет факторы
а) космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни, шире - макросреда;
б) микросреда, т.е. непосредственное окружение, в первую очередь семья, трудовой коллектив;
в) социальные общности людей, межличностное общение;
г) общественные и политические организации, партии, формирующие общественное мнение, ценностные ориентации, морально-психологический климат;
д) система обучения и воспитания;
е) средства массовой информации и учреждения культуры.
2. Человек - не только объект среды, но и ее субъект, действующее лицо истории, творит мир и самого себя, но не произвольно, а в наработанных природой и историей объективных условиях и обстоятельствах, сообразуясь с логикой действительности, оценивая ее. Субъектно-функциональный анализ раскрывает включенность человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную, социальную, политическую и духовную силу общества.
Человек воплощает
единство двух названных противоположных
начал: постоянной восприимчивости
ко всем импульсам, идущим от мира, общества,
и личностного придания этим импульсам
собственно человеческого смысла. Обстоятельства,
импульсы, определяющие поведение, познание,
деятельность человека, и тот результат
на "выходе", пропущенный и трансформирующийся
через человеческую субъективность, представляют
собой далеко не одно и то же. Человек связан
с миром и одновременно дистанциирован
от него. Некоторые воздействия мира, общества
человек в целом воспринимает и реализует,
к другим приспосабливается, от третьих
пытается отмежеваться и не воспринимать.
Итак, имеется соответствие и несовпадение
между обстоятельствами реальности и
итогами реагирования человека на эти
обстоятельства, импульсы, поэтому человек
есть продукт обстоятельств и вместе с
тем их оппонент. А.И. Герцен в своем произведении
"Былое и думы" писал, что за каждым
человеком, как за волной, чувствуется
напор целого океана всемирной истории,
мысль всех веков. Конечно, жизнедеятельность
человека не только запрограммирована
всей историей, но и самопрограммирована
(репродуктивно-традиционно и творчески-новаторски),
опирается на собственный выбор, свободу
воли, свою природно-социальную энергию.
3. Что есть человек?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить природу (содержательное разнообразие проявлений и выражений человека) и сущность человека (глубинную его основу).
Ф. Фукуяма полагает, что природа человека - это сумма поведения и типичных видовых характеристик, обусловленных генетическими, а не средовыми факторами. Видимо, подход к природе человека должен быть более широким, комплексным.
Человек по своей природе:
земное творение (лишь опосредованно он является продуктом Космоса, ибо планета Земля - составная часть космической эволюции);
входя в природу, человек возвышается над ней, т.е. бытие человека социально-природно;
как и высшие животные, имеет психику;
обладает разумом и ценностями, этическими и эстетическими качествами;
существо общительное,
коммуникативное, символическое, сочетание
сознательного и
изменяя условия своего существования, человек создает мир культуры и совершенствует самого себя.
С древних времен сущностью человека полагалось единство духа, души и тела.
Сущность человека
реализуется через
Существование среды и человека всегда процессуально. Так, человек эпохи дикости и варварства уже был умелым, разумным, говорящим, оперирующим простыми орудиями труда и символами. Человек цивилизованный дополнительно приобретает новые свойства. Это человек - гражданин, опирающийся на право, технологический, политический, познающий научно и т.д.
Высказываются различные точки зрения по вопросу о сущности человека. Указывается, например, что человек - "пучок привычек" (Пирс), наделенное религиозностью в отличие от животных существо (Веркор), существо, способное оценивать, наделять смыслом личности, предметы, явления.
Известная точка зрения К. Маркса о сущности человека как ансамбля всех общественных отношений весьма логична. Ведь биологические факторы человека хотя и имеют важное значение, но действуют через опосредование и преобразование со стороны факторов социального порядка как ведущих. Человек, оставаясь по сущности социальным, изменяется в зависимости от эпохи. Вместе с тем следует иметь в виду, что человек соотнесен не только с обществом, а с Универсумом, Миром, со всей Историей, с другим человеком.
Неофрейдисты главное
внимание обращали не на социальную сторону
жизни, а на переживания одиночества
в противостоящем человеку обществе.
Представители франкфуртской
Э. Фромм считал человеческую природу исторически обусловленной, в то же время не отбрасывал значения биологических факторов. Он определял человека как животное, по сравнению с другими животными недостаточно оснащенное инстинктами, поэтому выживание человека возможно тогда, когда он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, если он развивает свой язык и инструменты. Сущность человека - в противоречии между двумя конфликтующими в нем мирами: животным и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом разум. Итак, Фромм, особенно когда рассуждал о выживании человека путем производства средств, удовлетворяющих его материальные потребности, неявно подошел к идее о биосоциальной сущности человека. В современной отечественной литературе также часто высказывается точка зрения, согласно которой человеческая сущность социоприродна и личностно воплощена, персонифицирована.