Проблемы человека в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!”.

В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится в ровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек?” остается по-прежнему актуальным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2

1. Проблемы человека в философии, человек как предмет философии……...4

2. Антропосоциогенез…………………………………………………………11

3. Что есть человек?.............................................................................................17

4. Единство природного и обществе4нного в человеке……………………...20

5. Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смысл смерти?................23

Список использованных источников………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Проблемы человека в философии3.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

        Все многоклеточные организмы смертны, но лишь человек осознает неизбежность своей смерти, отказываясь тем самым от возможности утешения. Эпикур говорил, что когда мы есть, смерти нет, когда смерть приходит, нас нет. В пессимистическом варианте смерти жизнь становится абсурдной. Тем не менее, смерть имеет смысл - создать условия для обогащения жизни. Неизбежность смерти делает жизнь не абсурдной, а, напротив, содержательной и ответственной. Смерть присутствует в жизни как ее упорядочивающий элемент, дарованная человеку возможность ярко проявить себя в жизни. Человек, осознающий себя как конечное существо, в идеале стремится прилагать к своей конечности масштаб бесконечного, максимального. Многие люди, бравшие на себя максимальные задачи, остались в человеческой памяти в относительной вечности: Сократ, Бруно, Пушкин и др.

        Уже в древнеиндийской  философии существовало понятие "страх  перед смертью". Впоследствии к  этой проблеме обращались Ф. Бэкон, И. Кант,

        3. Фрейд, М. Хайдеггер  и др. Чувство страха проистекало  из инстинкта самосохранения, основного для высших животных и характерного также для человека. Пытаясь избавиться от страха, человек бежит от самого себя и "растворяется" в обществе, забывается в суете общественной жизни.

        Как компенсация  неизбежности смерти родилась мечта о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и переселяющейся в другие существа или обретающей вечную жизнь в Боге (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Достоевский и др.). Напротив, Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс выступали против веры в личное бессмертие. JI. H. Толстой и B. C. Соловьев писали о неизбежности биологической смерти и утверждении нравственного, духовного бессмертия человека. Ф.Ж. Кюри рассуждал о научном бессмертии, о существовании человека через жизнь остающихся после него идей.

        Н.Ф. Федоров (1828 - 1903) высказывал мысль о возможности  обретения человеком и человечеством  более высокого онтологического  статуса, включающего его бессмертие, вплоть до возвращения ("имманентного воскрешения" на основе "регуляции природы") к преобразованной жизни всех прошедших поколений.

        В некоторых представлениях в XX в. возобновилась на новой основе идея о формировании нетленной душевной субстанции. Провозглашается, что смерть не означает полного исчезновения с  разрушением тела, а предполагает выход интеллектуально-эмоционального сгустка в форме биополевой структуры на новый уровень бытия. Современный российский доктор философии К. Кедров через идею клонирования и белорусский автор В. Цепкало через идею возможного в неопределенном будущем повторения генов каждого человека проводят мысль, что люди при известных условиях могут обрести биологическое бессмертие. А по некоторым прогнозам, к 2050 г. появится возможность "скачать" все содержимое человеческого мозга в один суперкомпьютер, что позволит сознанию пережить смерть тела. Будущее кибернетического бессмертия человека приводит в возбуждение, но и пугает, считает футуролог Ян Пирсон. В позиции биологического и кибернетического бессмертия допущен разрыв тела и души, биологического и социального, не учтено, что внешний фон, социально-культурные условия, формирующие личность, всегда являются новыми для новых поколений людей.

        С точки зрения науки  и реалистической философии можно  рассуждать о видах относительного бессмертия человека в следующих формах:

        а) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение  их в вечный кругооборот материи;

        б) результат жизненного творчества человека;

        в) значительное увеличение средней продолжительности жизни  человека (учеными открыт механизм, замедляющий старение человеческих клеток).

        Достижения в биологии, медицине и других науках позволяют  значительно продлевать жизнь людей (по прогнозам, до 120 - 150 лет), усиливать  память и другие когнитивные способности. А традиционная философия, опирающаяся на идею естественного развития, предполагала человеческую природу, общую у всех людей на планете. Однако применение дорогостоящих биотехнологий создаст резкое различие между индивидами в их биологической основе, лишь богатые люди смогут воспользоваться новыми достижениями науки. Справедливо решить проблему продления жизни людей можно тогда, когда (если) будут созданы гуманные условия для массового использования новых технологий.

        Смерть - естественное явление, играет необходимую и полезную роль в ходе длительной биологической эволюции, способствуя выживанию наиболее приспособленных организмов, прогрессу органических видов. Без этого прогресса не появился бы и человек.

        В социальном аспекте  смерть делает нам близкими общие  заботы, объединяет нас глубоко прочувствованными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Список  использованной литературы.

1. Хаврак, А.П.  Философия: учебное пособие / А.П.  Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.

2. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А. В.3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 608 с.

3. Философия:  Учебное пособие / Вишневский М.И. - Минск: Высшая школа, 2008. - 480 с.

4. Калмыков В.Н.  Философия: Учебное пособие / В.Н.  Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2008. - 431 с.

5. Спиркин А.Г.  Философия / Спиркин А. Г.2-е  изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с

Информация о работе Проблемы человека в философии