Проблема человека в философии и науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В старости чрезвычайно важно избегать сильных раздражителей, быть умеренным во всем, в том числе и в питании. Редкая или беспорядочная еда, слишком горячая или слишком холодная пища, плотный ужин непосредственно перед сном, возбуждающие разговоры и торопливость во время еды, плохое пережевывание пищи – все эти нарушения могут вызвать у любого человека, а тем более у пожилого, заметные сбои в деятельности пищеварительных и других органов и систем.

Файлы: 1 файл

нормальный вариант.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт  государственного управления

Кафедра философских наук

Специальность Государственное управление и экономика 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ 
 
 
 

                    Студентка 1 курса, группа ГУЭ- 4                       Толкачёва Ольга Анатольевна 
                     

                    Руководитель

доктор философских наук, профессор                Чуешов Виктор Иванович

                           
                     
                     
                     

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

 

     Человек — уникальное творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. В человеке остаётся невероятно много скрытого, таинственного. Он – головокружительной сложности кроссворд, загадка из загадок. Его действия зачастую не поддаются рациональному истолкованию и адекватной оценке, по крайней мере, с помощью существующей теории и методологии.

     Вопрос  о том, что такое человек, восходит к глубокой древности. Этот вопрос может быть отнесен к вечным темам, поскольку нет для нас более интересного и значимого объекта изучения, нежели мы сами. Есть учёные, полагающие, что проблема человека вообще неразрешима. Скорее прав был Ф. М. Достоевский: “Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время...”

     Тема моей курсовой работы «Проблема человека в философии и науке». Объектом моего исследования является сам человек и его сущность, предметом изучения – определение множеством мыслителей и философов роли человека во Вселенной.

     Целями данной курсовой работы являются изучение проблемы человека в философии и науке во все времена.

     Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:

    • изучить, что говорила мифология о человеке, какую роль ему приписывала, как он зависел от внешних обстоятельств;
    • проанализировать, как религия относится к человеку, что считает в нем наиболее ценным;
    • рассмотреть определения философской антропологии;
    • проследить развитие философской антропологии в XX веке.

     Информационной  базой исследования служат теоретические  и методические материалы, достижения научной мысли отечественных  и зарубежных философов.

     Основными методами исследования являются методы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования  и обобщения. Только в совокупности, используя комплексный подход, и  возможно изучить данную проблему.

     Изучая проблему человека в философии и науке, невозможно не обратить особое внимание на вклад ХХ века в историю и развитие философии. И конечно нельзя не поговорить о таких выдающихся личностях как, Макс Шелер, Арнольд Гелен, Зигмунд Фрейд, Тейар-де-Шарден.

1 МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

 

     Первые  попытки взглянуть на себя философски возникает у человека в мифологическом сознании. В Древней Греции оно очень наглядно вбирает в себя противоречия, связанные с расслоением соседской общины, что выразилось и в представлениях и поведении гомеровских героев. В «Илиаде», очевидно, присутствует родовое сознание, связанное с представлением о роде как могущественной силе, способной встать на защиту своих членов, с одной стороны, и стремление к независимому мышлению, связанному с индивидуальным выбором – с другой.

     Как отмечает Гегель, у гомеровских героев «все приписываемое богам должно именно скоро оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидуумов, так что, следовательно, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными, самостоятельными, но, с другой стороны, это внешнее человеку оказывается тем, что имманентно его духу и характеру» [2, с.231].

     В «Одиссее» герои действуют более  независимо от воли богов. Сам Одиссей  проявляет  невероятную смекалку и хитрость для того, чтобы уйти от, казалось бы, неминуемой гибели. Тем самым злой рок судьбы преодолевается. Здесь имеется и прямое расхождение воли индивида и бога. Так, Эгист убивает Агамемнона и женится на Клитемнестре вопреки судьбе и прямому указанию Зевса.

     Первоначально олимпийские боги предстают перед нами как совершенно безнравственные существа. Прежде всего это боги-завоеватели. Они не создают мир. Они лишь покоряют его. Как отмечает Гильберт Марри: «Боги большинства наций претендовали на роль создателей мира. Олимпийцы не претендовали на это. Самое большее, что они когда-либо сделали, состояло в том, что они завоевали его….Что же они делают после того, как они завоевали свои царства? Заботятся ли они о правлении? Содействуют ли они земледелию? Занимаются ли торговлей или промышленностью? Нисколько. Да и почему они должны честно трудиться?

     Они считают, что легче жить на годовые  доходы и поражать ударами молнии тех, кто не платит. Они – вожди-завоеватели, королевские пираты. Они воюют, пируют, играют, музицируют; они напиваются допьяна, покатываются со смеху над пришедшим к ним хромым кузнецом. Они никого не боятся, кроме своего собственного царя. Они никогда не лгут, если дело касается войны и любви» [5, с. 29-30].

     Вводя антропоморфных богов, человек  как  бы одновременно приближает их к себе, делает их действия более понятными и, в то же время, отдаляет их от себя, т.к. активно противопоставляет себя им. Он оказывается существом зависимым от внешних обстоятельств действия, от судьбы, его действия вовлечены в орбиту мнений, оценок других людей, в то время как богам позволено все.

     И все же именно антропоморфные боги были нужны для первоначального  осознания субъектом своих собственных  нравственных характеристик. Уже в  «Илиаде» герои отстаивают свои индивидуальные черты характера, ссылаясь на волю богов, на свое божественное предназначение. Так, например, Парис, отвечая Гектору на его упрек в том, что он плохой воин, говорит: «Зато я красив. В этом мое божественное предназначение» [8, с.70].

     Но  бог так или иначе предстает  в сознании как существо всемогущее, а могущество издревле связывалось в сознании людей с образом героя. Герой же – это борец за правду, справедливость, победитель темных сил, дающий начало развитию созидательных сил людей. Бог, даже олимпиец, завоеватель, поэтому не мог долго восприниматься сознанием человека как существо нравственно нейтральное. Сначала он начинает выполнять картельные функции. Так, анализируя античные мифы, связанные с образами богов-олимпийцев, А.Ф.Лосев обращает также внимание на моральные мотивы, связанные с идеей наказания. Они находят отражение в образах великих грешников Тития, Тантала, Сизифа. Затем позитивные, нравственно окрашенные функции богов-олимпийцев расширяются. Боги становятся покровителями избранными ими любимых мест и, наконец, выступают гарантами высшей справедливости.

     Кроме нравственных идей, так или иначе  связанных богами-олимпийцами, в  культуре Древней Греции можно выделить и другую линию развития мифологического  сознания. Оно связано с культом  бога дионисия, или Вакха [8, с.71].

     Культ Донисия был заимствован греками  о фракийцев, у которых Дионис был богом плодородия, характерным  для сознания всех народов, занимающихся земледелием. Когда фракийцы научились  делать пиво, они стали представлять состояние опьянения как божественное. Отсюда началась эволюция представлений о Вакхе, как боге плодородия, к Вакху, как богу виноделия и празднеств. Культ Вакха включал женские танцы, при которых участницы доводили себя до экстаза. Этот феминистический элемент, по-видимому, происходил от древних оргий, осуществляемых в период подготовки к половому запрету, распространяющемуся на период полевых работ (а Вакх как раз и был богом плодородия). «Культ Вакха, - отмечает Б.Рассел, - в своей первоначальной форме был варварским и во многих отношениях отталкивающим. Однако не  в этом первоначальном виде он оказал влияние на философов, а в одухотворенной форме, приписываемой Орфею, в аскетической форме, ставящей на место физического духовное опьянение» [5, с.34].

     Орфей – легендарный герой, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы–фракийский певец, изобретатель музыки, участвовавший в походе аргонавтов, не побоявшийся спуститься в ад за своей женой, был убит вакханками во время празднества как женоненавистник. В действительности, он просто сохранял верность своей умершей жене. Тело Орфея было разорвано вакханками на куски и выброшено в реку вместе с его арфой. Последняя при этом начала чудесным образом производить звуки, а река наполнилась новыми водами. Останки Орфея были вынесены в море и прибиты волнами к острову Лесбос, который стал центром греческой поэтической жизни.

     В этом мифе обращает на себя внимание изначальное  божественное происхождение Орфея. Несовместимость его божественных качеств с условиями земного  бытия, в результате чего он гибнет. Продолжение жизни в виде влияния его духа на жизнь природы (она оплакивает его гибель и одновременно одухотворяется).  Влияние останков как материального носителя духовного наследия на последующее развитие человеческого духа. Часть доктрины, выраженной этим мифом, по-видимому, прямо была усвоена орфиками в смысле противопоставления чистого небесного и отягощенного земной материей бытия [8, с. 72].

     У древних греков, как и у большинства  народов Востока, еще не сложилось  ощущение личности. Чтобы подойти  к тайне человека, важно было исторически отделить индивида от космоса, от всеобщей субстанции.

     Изначально, еще в первобытнообщинное время, формой человеческих верований являлся  политеизм, который был представлен  тотемизмом, фетишизмом, анимизмом, верой  в загробную жизнь, магией и колдовством. Человек полностью отождествлял себя с природой, считал, что он полностью зависит от нее. Он надавал неодушевленным предметам определенные магические свойства, сверхъестественные способности, не осознавая при этом, что он имеет способность преобразовывать мир, подчинять его себе.

     Принципиально новый поворот в осмыслении человека содержится в христианстве (1 век нашей эры, Палестина). Это древнее учение рассматривает человека как храм, вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе знак иного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток абсолютной личности творца. Происходит своеобразное соединение теоцентризма и антропоцентризма.

     Человек обретает в христианстве некую самоценность, независимую от космологических  сюжетов. Вместе с тем рождается идеальное представление о человеке как существе, воплотившем в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью. "Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, — писал русский философ Николай Бердяев, — в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы"1.

     Отныне  человек рассматривается как  центр и высшая цель мироздания. Природа, космос, социальная действительность осмысливаются через определенную установку — помещение человека в центр мироздания. Все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Именно христианство явилось почвой европейской персоналистской традиции. В нем личность понимается как своеобразная святыня, абсолют [8, с. 11].

     Личность  не есть нечто тварное, она представляет собой и божественное начало. Речь идет о трактовке человека как  безусловной ценности. Христианство в целом принципиально отличается от язычества в понимании человека. Оно подчеркивает в нем индивидуальное, тогда как язычество растворяет индивидуальность в какой-либо социальной общности.

     По  мнению К. Ясперса, язычество постоянно  вторгается в тончайший слой современной культуры, возрождая ложное обожествление человека. Но в целом христианская традиция, как это очевидно, утвердилась гораздо прочнее. Она-то и противостоит, по Ясперсу, всем формам философского неверия, которые пытаются восстановить демонологию, культ кумиров, языческое боготворение2.

2 ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

     Бытие человека представляет собой совокупность трех сложных его форм – природной, социальной и духовной и является сложнейшим объектом исследования науки  и философии. Конкретные характеристики и свойства человека изучают естественные и социогуманитарные науки такие, как медицина, психология, социология. Наука исследует человека предметно, с одной стороны. Но философия исходит из того, что простая сумма знаний частных наук, полученные в ходе исследования, полного представления о человеке не формируют, и в своих принципах основным выделяет принцип целостности. Уже в древности начали зарождаться антропологические основы философского знания. Еще Сократ, закладывая основы философской программы постижения человека, говорил:«Познай самого себя». То есть разберись в своем внутреннем мире, загляни в собственную душу. Согласно философии Канта все онтологические, гносеологические, эстетические и этические вопросы можно свести к одному вопросу «Что есть человек?». В связи с развитием теории Канта стало понятно, что центральной темой философии является проблема бытия человека, что человек – это не вещь среди вещей, не просто объект, а именно субъект, который способен познавать и преобразовывать мир. Но философия, опираясь на научные знания, дает более глубокий анализ человеку, признавая его индивидуальность и неповторимость.

Информация о работе Проблема человека в философии и науке