Проблема человека в философии и науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В старости чрезвычайно важно избегать сильных раздражителей, быть умеренным во всем, в том числе и в питании. Редкая или беспорядочная еда, слишком горячая или слишком холодная пища, плотный ужин непосредственно перед сном, возбуждающие разговоры и торопливость во время еды, плохое пережевывание пищи – все эти нарушения могут вызвать у любого человека, а тем более у пожилого, заметные сбои в деятельности пищеварительных и других органов и систем.

Файлы: 1 файл

нормальный вариант.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     В философской антропологии особо выделяются биологическая, психологическая и религиозная концепции человека.

     Наиболее  известным представителем биологической  концепции является немецкий философ  Арнольд Гелен (1904 – 1976гг.). Он утверждал, что человек – это биологически неспециализированное животное (отсутствие мехового покрова, мощных конечностей, клыков, когтей и т.п.). И это  не позволяло ему вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомическим строением. Физиологическая ущербность человека, по мнению Гелена, является стимулятором его активности, представляющей компенсацию его биологической ущербности и неспециализированности. Если животное органически связано со средой своего обитания, то человек практически может обитать в любом уголке планеты. Благодаря созданию орудий, усиливающих его физиологические возможности, человек не только приспосабливается к природе, но приспосабливает её к себе, руководствуясь своими биологическими предпочтениями.

     Жизнь человека по Гелену регулируется тремя основными инстинктами:

     1) забота о потомстве; 

     2) восхищение перед цветущей и  состраданием гибнущей жизни; 

     3) безопасность [5, с. 56].

     Именно  на этой основе формулируются стабильные черты индивидуального характера. Из материального инстинкта, из заботы о потомстве вырастает гуманизм. Из восхищения и сострадания - потребительство; из инстинкта безопасности – формируется этика “Закона и порядка”, возникает государство. Социальный статус человека определяется предпочтительным развитием одного из инстинктов.

     Ещё одним представителем биологической  концепции был лауреат Нобелевской  премии, австриец Конрад Лоренц (1903 – 1989гг.). Он считал, что биологическая природа  человека определяется комплексом инстинктов, регулирующих питание, размножение, кровообращение, дыхание.

     Основополагающим  инстинктом по Лоренцу является агрессия (нападение, злость, применение силы, сквернословие, оскорбление и т.п.). Этот инстинкт, присущий и животным, есть врождённое качество. Оно проявляется в социальных отношениях людей, в обычаях, ритуалах. Любое отклонение от общепринятых форм общения вызывает агрессию, а потому люди вынуждены следовать установленным нормам, т.е. “зверь в человеке” может быть усмирён. Этому способствуют не только всевозможные запреты - ТАБУ (правовые, нравственные, религиозные), но и воспитательные приёмы, способные вызывать воодушевление, сплачивать против врага, пропагандировать ценности, священные для каждого.

     Психологическая концепция нашла наибольшее изложение  в творчестве Зигмунда Фрейда (1856 – 1936 гг.) и его последователей, создавших теорию психоанализа. Её ядром является тезис об извечной “тайной войне” между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является “либидо” – сексуальное влечение) и общественными нормами и правилами поведения людей в обществе, зафиксированными в культуре, препятствующими реализации побуждений мира бессознательного. Поскольку сознание и бессознательное (“Оно” и ”Я” по Фрейду) постоянно противоречат друг другу, постольку человек постоянно находится в состоянии конфликта, иногда буквально в невыносимых условиях. Это является причиной того, что развитие культуры, по Фрейду, ведёт к росту неврозов и несчастий людей, к увеличению чувства вины, к отказу от собственных желаний. Культура выступает запретительным механизмом и поэтому ненавидима человеком, т.к. “мешает” осуществлению его сущности [1, с. 209].

     Самым влиятельным представителем религиозной  концепции человека в ХХ веке был  французский учёный-палеонтолог, философ  и теолог, член ордена иезуитов, священник и профессор Католического института в Париже, первооткрыватель синантропа (1929г.) Тейяр-де-Шарден (1881 – 1955 гг.).

     Учение  о человеке, созданное этим мыслителем, основывается на важном для христианства принципе божественного творения человека. Однако трактуется этот принцип не в традиционном понимании. Акт творения представляется процессом длительной эволюции космического вселенского начала. Этот процесс проходит через три уровня:

     1)  физико-химический;

     2)  биологический; 

     3) психосоциальный,  охватывающий  возникновение общества и социальных институтов [4, c.141].

     Человек представляется как запланированный  результат всей трёхуровневой космической  эволюции.

     Считая, что им открыт “закон сложности  сознания”, Тейяр-де-Шарден утверждает, что в Космосе происходит рост и концентрация психического, что ведёт к появлению всё более организованных форм: “преджизни” (литосфера), “жизни” (биосфера), “мысли” (ноосфера), “сверхжизни” (точка Омега). Именно из “точки Омега”, которая есть местонахождение коллективного разума, регулируется вся эволюция. Человек, возникший на стадии мысли, представляет “ось и вершину эволюции”, занимая активную позицию в процессе совершенствования мира. «Космическая функция Омеги, - утверждает мыслитель, - состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием». Стадия “сверхжизни” представляет объединение всех душ людей в высшем разуме в то время, когда завершается человеческая история.

     Если  традиционное католичество считает, что Бог сотворил мир ещё до появления человека, и его единственной обязанностью является восхищение и преклонение перед его совершенством, то Тейяр-де-Шарден считает, что процесс творения мира не завершён, он продолжается. И в этом процессе для человека есть необозримое поле деятельности. И достоинство человека определяется его вкладом в процесс творения мира, осуществляемый через труд, работу. Работа поэтому не является наказанием за грехи, она – важнейшая нравственная задача человека. Бездеятельность, праздность, пассивность есть зло. Можно заметить, что Тейяр-де-Шарден, модернизируя христианство, отказался от целого ряда его догматов, за что был отлучён от права преподавания в Католическом институте [2, c.80].

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что философская антропология ХХ века полностью обратилась к человеку, как к особому роду сущего. Центральными проблемами ее исследования стали вопросы непосредственного существования человека, его свободы и ответственности, проблемы взаимоотношения человека и общества, жизни и смерти и наконец смысла жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Подводя итоги, хочется сказать, что с давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

     Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Поэтому философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимания собственно человеческого мира.

     Я считаю, что философская антропология уже сделала большой вклад по изучению проблемы человека, его природы, сложности его сущности и существования. Она обратила внимание и на такие понятия, как свобода человека, смысл его жизни. Философия заложила плотный фундамент, на котором  может строиться огромная теория по изучению человека.

       Поэтому задача философии ХХI века  - более глубокий анализ конфликтов, неравенства и несправедливости, вызванные развитием мультикультурной, техногенной цивилизации и поиск путей их теоретического и практического решения.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     
  1. Алексеев П.В. История философии: учеб.-М.: Проспект, 2009. – 240с.
  2. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)// Вопросы философии. 1989. №2..
  3. Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 14 т.; Л. – Т. 12. – М.: Просвещение, 1985.– 365 с.
  4. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2 Человек. Общество. Культура. – М.:Политиздат, 1991. – 624 с.
  5. Проблема человека в западной философии: Переводы/Сост. и послесл. П.С.Гуревича, общ. ред. Ю.И. Попова – М.: Прогресс, 1988 – 552 с.
  6. Рассел Б. История западной философии. – Т.1. – М.: Книжный дом , 1993 – 582 с.
  7. Тейар–де– Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс , 1987. – 354 с.
  8. Феномен человека: Антология/Сост., вступ. Ст. П.С. Гуревича. – М.: Высш. Шк.,1993 – 349 с.
  9. Философия:  Учебник/ Под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 688 с.
  10. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век/ Редкол.: И.Т.Фролов(отв. ред.) и др.;  –  М.: Республика 1995. – 528 с.
  11. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения/ Редкол.: И.Т.Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. – 463 с.
  12. Чуешов В.И., Таркан И.И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – 364 с.
  13. Шелер М. Положение человека в космосе//Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. – 485с.
  14. Ясперс К. Философская вера.- М.: Мысль, 1991. – 468 с.

Информация о работе Проблема человека в философии и науке