Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа
В старости чрезвычайно важно избегать сильных раздражителей, быть умеренным во всем, в том числе и в питании. Редкая или беспорядочная еда, слишком горячая или слишком холодная пища, плотный ужин непосредственно перед сном, возбуждающие разговоры и торопливость во время еды, плохое пережевывание пищи – все эти нарушения могут вызвать у любого человека, а тем более у пожилого, заметные сбои в деятельности пищеварительных и других органов и систем.
Философское знание о человеке, представленные в виде идей и концепций, называется философской антропологией.
Философская антропология – это раздел философии, который дает представление о человеке, как о особом роде сущего, углубляется в проблемы бытия и существования человека, описывает существующую антропологическую картину мира.
Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструмент, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, история и общество [3, с. 90].
Но существует несколько подходов к изучению человека, определению его отличительных свойств:
3 ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В античной философии поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Его в современной западной литературе и называют родоначальником философии человека, ее первоначальной версии. Для Сократа самопознание становится главнейшей и единственной целью философии.
Уникальное свойство, которое присуще только человеку, — разум. Разве не здесь надлежит искать меру всего человеческого? Именно так рассуждал Сократ. Однако Протагор понимает человека шире («Человек – мера всех вещей»). Он выделяет не только способность к мышлению, но и всю человеческую субъективность. Под человеком подразумевался конкретный индивид, и тем самым провозглашалась относительность любого знания, любых ценностей, законов и обычаев.
В
философии Аристотеля объединяются
уже две сложившиеся
В христианской философии библейское представление о человеке как образе и подобии Бога", внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием "человек". Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом.
Плоть человека - арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека приобщиться к высшей сущности - Богу. Средневековая христианская философия, провозгласив человека "Образом и подобием Бога", впервые в истории философии и культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.
Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. В своих творческих возможностях человек сам выступает как микротеос. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности. Со времен Возрождения идея антропоцентризма фокусируется все больше на самом человеке, а не на его связи со сверхприродным. Развитие науки было использовано гуманизмом для того, чтобы восславить "экспансионизм" человека, его готовность сорвать с природы присущий ей ореол священности.
В философии Нового времени в соответствии с идеей Декарта "cogito ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") делается акцент на самосознание и связанные с ней процессы индивидуализации личности. Одновременно человек теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Познание необходимости очерчивает границы человеческой свободы. Несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени преимущественно представлен как пассивное начало, являющееся производным от внешних обстоятельств.
Творческий
статус человека был обоснован немецкой
классической философией и романтизмом.
Романтики подчеркнули
Также проблема человека, его сущности является одним из центральных и в философии марксизма. Сущность человека понимается Марксом как совокупность его общественных отношений.
В рассуждениях о человеке, которые характеризуют философию XIX века, присутствует не только готовность дать окончательный ответ на вопросы, поставленные человеческим бытием, но и чувство изумления перед адамовым потомком. Человек загадочен, он представляет собой некую тайну. Без ощущения этой непостижимости человека трудно обрести путеводную нить в философско-антропологическом размышлении. Ни религия, ни наука, ни философия не в состоянии без остатка раскрыть эту тайну. Ведь мы имеем дело с поразительным созданием универсума, с неисчерпаемым миром человеческой субъективности, который обладает текучестью, постоянно преображается и вообще не поддается регулированию.
Подводя
итоги разговору о проблеме человека
в истории классической философии,
отмечу, что практически любая философская
система так или иначе касалась этой проблемы,
пытаясь ответить на вопросы: что есть
человек? для чего он живет? каким образом
познает мир? и др. Иной вопрос: когда эта
проблема стала центральной?
4 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ХХ ВЕКА
В
ХХ веке произошло становление
Философская
антропология, по его мнению, должна
соединить конкретно-научное
Основой
для выводов философской
Термин «философская антропология» употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская антропология» закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер и др. Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением.
Принципиальной
задачей философской
Последователь
М.Шелера, Г.Э.Херстенберг, уточняет:
«Философская антропология – это учение
о человеке с точки зрения бытия самого
человека.
Тем самым она в корне отличается от всех
наук, которые также изучают человека,
но делает это с региональных точек зрения:
философской, биологической, психологической,
лингвистической и т.д.». Первая половина
ХХ века ознаменовалась полным поворотом
западной философии к человеку. Проблема
человека стала центральной для ряда философских
и религиозных течений [5, с.10].
В работе М. Шелера «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами органичного мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от животного. М. Шелер убежден, «Естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и остальными животным миром, по мнению М. Шелера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Наиболее базисно важной характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру». Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность связывается Шелером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.
Всякий дух необходимо носит личностный характер. Личность – это сущностно - необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шелера, представляет как определенная целостность – микрокосм, находящийся в определенном отношении с «макрокосмом – запредельным миром» [10, с.90].