Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:08, реферат
ДИАЛЕКТИКА - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода.Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной Д. внесла элейская школа, выявившая глубинную Д. сущего, не укладывающегося в логику понятий.
На уровне общества, на уровне социально-групповых отношений значительным фактором, инициирующим отход от истинности и формирование лжи, является партийность. К. Мелитан констатирует: "Сложная и могущественная страсть, называемая партийностью, является... неистощимым источником всякого рода лжи; мы, французы, слишком хорошо знаем, в какой ужасной лжи может оказаться виновною та или иная политическая партия, ставящая свои собственные интересы выше справедливости. И мы ежедневно видим такой поразительный, можно сказать, ошеломляющий факт: публицисты или критики руководятся в оценке людей или их произведений только одним критерием, - принадлежит ли оцениваемый человек к их партии, или нет".
Это написано, заметим,
в начале XX столетия. Спустя примерно
четверть века, в 1928 году русский философ
И. А. Ильин опубликует в Берлине,
в эмигрантском журнале "Русский
колокол", статью под названием "Яд
партийности". Размышляя над партийностью,
И. А. Ильин отмечает, в частности,
следующее. Деление на партам неизбежно,
ибо всюду, где люди думают, обнаруживается
и разногласие, и единомыслие; а объединение
единомышленников дает им умственную
уверенность и увеличивает их силы в борьбе.
Но дух политической партийности, подчеркивает
И. А. Ильин, всегда ядовит и разлагающ.
Сущность его состоит в том, что люди из
честолюбия посягают на власть; ставят
часть выше целого; создают атмосферу
разлагающей нетерпимости; обращаются
в борьбе к самым дурным средствам; становятся
зловредными демагогами; превращают партийную
программу в критерий добра и зла. Этим
духом заражаются одинаково - как левые
партии, так и правые. Партийный дух создает
своего рода массовый психоз в пределах
самой партии. Человек, одержимый этим
психозом, начинает верить в то, что только
его партия владеет истиной, и притом всею
истиною и по всем вопросам. Воззрения
делаются плоскими, скудными, трафаретными;
люди живут в партийных шорах и видят только
то, что предусмотрено в партийных брошюрах.
Партийные честолюбцы обращаются ко всем
средствам и не останавливаются даже перед
самыми низкими. Они лгут в доказательствах
и спорах; заведомо обманывают избирателей;
клевещут на конкурентов и противников.
Одни продают свои "голоса", другие
их покупают - то за деньги, то за почести,
то раздавая места, то устраивая прибыльные
дела. Одни борются сплетней, инсинуацией
и интригой; другие, будучи депутатами,
берут деньги у правительства; третьи
организуют партийные заговоры и перевороты;
четвертые прибегают к ограблению ("экспроприации")
и политическим убийствам. Люди начинают
думать, что "цель оправдывает средства";
воцаряются деморализация и авантюризм;
облик политического лидера приобретает
черты профессионального лжесвидетеля
и взяточника. Итак, дух партийности, по
словам И. А. Ильина, расшатывает у людей
совесть и честь, и незаметно ведет их
на путь продажности и уголовщины. Дух
партийности, считает он, извращает все
миросозерцание человека.
То, что отмечал
И. А. Ильин, касалось как политического
опыта России, так и опыта других
стран мира. Многое он увидел проницательно
(в плане деформирующего воздействия
партийности на познание). Да и вывод
его оказался отнюдь не чисто негативным
в отношении партийности. Он фактически
оставил возможность для
И тем не менее, вопрос о взаимоотношении политики и истины, политики и лжи - традиционный и всегда актуальный вопрос. Один из ответов на данный вопрос дан H.A. Бердяевым с книге "Дух и реальность", опубликованной в Париже в 1937 г. Он пишет: "Зависимость духовности от социальной среды есть всегда ее извращение и искажение"; "классовые интересы могут породить ложь, но никогда не могут породить истины"; "в действительности мир организуется не столько на Истине, "сколько на лжи, признанной социально полезной"; "есть социально полезная ложь, и она правит миром".
Вышеприведенные рассуждения К-Мелитана, И. А. Ильина и Н. А. Бердяева относительно лжи нуждаются в самостоятельном обдумывании и анализе.
Понятие "ложь" оказывается близким по смыслу к понятию "дезинформация". Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой. Понятие дезинформации отличается в данном отношении (в отношении интенции, намерения, направленности сознания) от понятия "ложь", кроме того, в нем оттеняется процесс передачи информации, т.е. коммуникативный, момент. "Дезинформация - передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного; оно не зависит однозначно от интенции информатора". Дезинформационная интенция при этом есть стремление информатора ввести реципиента в состояние заблуждения; оно проявляется в том, что имеющаяся у информатора оценка знания как истинного или ложного противоположна той, которая сообщается реципиенту.
Одной из разновидностей дезинформации является "полуправда", "ложь умолчанием". Тоталитарный политический режим порождает стремление нижестоящих инстанций сообщать "наверх" благополучную информацию, скрывая и замалчивая неудачи, ошибки, срывы, провалы. "Вышестоящие" не пресекают такую практику. "Ложь умолчанием" проникает и в средства массовой информации. Формируется иллюзия в "успешном прогрессе", тогда как На самом деле -кризис, распад, движение вспять
Рассмотрим теперь
феномен "заблуждение", причем применительно
к науке.
Существует взгляд, будто наука имеет дело с объективными истинами, и только с истинами. Выдающийся физик Луи де Бройль писал: "Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения; эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых фактов и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ошибки или возврата назад. Однако состояние современной науки, также как и история наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так". Наряду с фактами и теориями в научном познании встречаются псевдофакты, псевдотеории; имеется здесь и дезинформация, и ложь. Вспомним хотя бы псевдонаучные концепции Т.Д. Лысенко и О. Б. Лепешинской.
В сводном реферате "Мошенничество в науке", помещенном в сборнике ИНИОН АН СССР "Науковедение" (1989, № 1), прореферировано 10 работ зарубежных авторов, посвященных этой теме. Названы имена некоторых ученых, обвиняемых в мошенничестве в науке. Отмечается, в частности, что с 1980 г. (статья опубликована в 1987 г.) в США как минимум 25 случаев научного мошенничества попали в печать и еще 7 были рассмотрены конфиденциально. Приводится и ряд других цифровых данных. Среди причин подтасовок наблюдений и экспериментов: гарантировать финансирование своих исследований, закрепить за собой приоритет и др.
В реферируемой статье
сотрудника Мэрилендского университета
А.Шаму отмечается некоторое изменение
ситуации в современной науке по сравнению
с недалеким прошлым. Чистота науки, по
его мнению, всегда покоилась на двух китах:
воспроизводимости научных результатов,
а также честности и добросовестности
людей, занятых научными исследованиями.
Эти два принципа неплохо срабатывали
в прошлом, частично потому, что ученых
было немного, количеству публикаций не
придавалось большого значения, а возможность
публиковать свои исследования они получали
после тщательной проверки своих выводов.
Сто лет назад, пишет он, казалось немыслимым,
чтобы исследователь публиковал по 50 статей
в год, а сейчас ученые не только по многу
лет выдерживают этот темп, но и стремятся
превзойти его. Кто в состоянии проверить
или воспроизвести результаты, содержащиеся
в этом водопаде работ?
Д. Е. Кошланд обращает внимание на усложнение экспериментов, требующих очень тонких и сложных навыков и чрезвычайно больших финансовых затрат, что приводит к значительным трудностям при попытках воспроизвести эксперименты с целью проверки истинности их результатов. В то же время тот факт, что кому-то не удалось повторить опыт, еще не означает, что результаты оригинального эксперимента фальсифицированы.
Рассматривая вопрос о мошенничестве в науке, следует иметь в виду возможность непреднамеренных ошибок или таких ситуаций, когда ученый, фактически невиновный в ошибке, обвиняется в подлоге. Пример тому - опыты П. Каммерера с пятнистой" саламандрой в террариумах с разной окраской, имевшие целью подтвердить механоламаркистскую концепцию. Не выдержав "разоблачений", он покончил жизнь самоубийством (1926 г.).
Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся от лжи и дезинформации. В основе заблуждений может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами.
Причины появления заблуждений в науке, естествознании многообразны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. Субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, базирующиеся на уже известном. Истолкование же области неизвестного с позиций известного далеко не всегда истинно. К гносеологическим факторам относится также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение (вспомним хотя бы историю развития знания о природе света, где сначала познавалась одна сторона внутреннего противоречия, затем другая). Часть выдается за целое, одна сторона, один элемент - за всю систему. В результате полученная первоначальная истина трансформируется в не-истину. Ученого постоянно подстерегают коллизии гносеологического характера. "Все существенные идеи в науке, - подчеркивали А. Эйнштейн и Л. Инфельд, - родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять".
Предположения и
гипотезы, неизбежные в поиске истины,
сами по себе ни истинны и ни ложны:
одни более достоверны, другие менее
достоверны или совсем не достоверны.
Но субъекты, особенно если над ними
довлеют узкогрупповые или
Все ученые равноправны перед лицом истинного знания; ни один ученый, ни одно направление или школа не вправе претендовать на монополизм в науке - ни в процессе движения к истине, ни тем более после ее установления. Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвавшим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование. Он может лишь предполагать, что его конструкция или какая-то ее часть окажется неверной. Но чаще всего он убежден в истинности своих построений.
Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих отправным пунктом для дальнейшего движения науки. Пример - квантовая механика. Для ее создания принципиальное значение имела модель электрона как классического объекта, движущегося по классической орбите вокруг атомного ядра. Само по себе такое представление об электроне было заблуждением, но именно оно позволило сформулировать рад проблем. Возникли следующие вопросы: почему электрон имеет устойчивую орбиту и не падает на атомное ядро? Чем объясняется дискретный характер его излучения? И т.д. Необходимость ответа на эти вопросы привела вначале к формулировке квантовых постулатов Бора, а затем - к созданию квантовой механики. В результате этого само представление о классических орбитах электронов было устранено из науки, но оно дало жизнь новой научной теории.
Известны также
результаты, к которым привела
алхимия. Хотя в целом она оказалась
заблуждением, в ее недрах развивались
идеи, впоследствии получившие статус
истинных. Алхимия привела к открытию
свойств многих элементов и в конце
концов заложила предпосылки действительной
науки - химии. Заблуждения, отмечает Э.
М. Чудинов, могут вести к созданию проблемных
ситуаций, способствовать нахождению
правильного пути решения проблем, построению
истинной теории и определению границ
ее применимости. История науки убеждает,
что путь к истине лежал через заблуждения.
Они были не иррациональным началом в
познании, отвращающим от истины, а, наоборот,
необходимой ступенькой, опираясь на которую
наука приближалась к истине.