Критерии, теории, концепции истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:08, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы истины и её критерии. Для реализации цели выдвинут ряд задач:

Рассмотреть проблемы истины в философии и науке;
Выявить особенности классической концепции истины;
Представить обзор неклассических теорий истины;
Охарактеризовать критерии истины.

Оглавление

Введение ……………………………… ………. ………. ………. ……. 2

1. Проблема истины в философии и науке ……………………………… 4

2. Классическая концепция истины ……………………………… ……. 7

3. Обзор неклассических теорий истины ……………………………… 11

4. Критерии истины ……………………………………………………… 13

Заключение ………………………………………………………………… 17

Список литературы, цитаты ………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 Введение  ……………………………… ………. ………. ……….  …….       2

1. Проблема истины  в философии и науке ………………………………      4

2. Классическая  концепция истины   ……………………………… …….       7

3. Обзор неклассических  теорий истины   ………………………………        11

4. Критерии истины    ………………………………………………………      13

Заключение   …………………………………………………………………     17

Список литературы, цитаты   ……………………………………………….     18 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблемы  истины и её критериев всегда волновали  лучшие умы человечества и входили  в число фундаментальных проблем  человеческого бытия, а, следовательно, и философского дискурса, поэтому  проблема истины в философии никогда  не потеряет своей актуальности и  значимости.

     Актуальность  проблемы истины обусловлена тем, что  в современную эпоху происходят глобальные изменения в экономике, политике, культуре, влекущие за собой  трансформации ценностных ориентаций. В то время, когда начинается осмысление и переосмысление ценностей, особенно актуализируются исследования истины и поиски ее критерия.

     Следует сказать, что не было в истории  такого мыслителя, который не касался  бы в своих работах того или  иного аспекта истины. Понятие  истины всегда находилось в центре внимания философских дискуссий, начиная  с античных времен и заканчивая философией наших дней.

     Именно  в античности происходит формирование классических представлений об истине как о соответствии знания реальности. Начиная с первых (греческих, индийских, китайских) философов проблема истины конституировалась как знаковая для философской, научной и религиозной мысли.

     Поиски  истины и переосмысление ценностей в современном мире связаны со стремлением гармонизировать отношения разновекторных сил, действующих как в сфере материального, так и духовного производства. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают мощной интеллектуальной традицией и обширным материалом по избранной нами тематике исследования. Имеется ряд содержательных работ по исследованию теорий истины, представленных широко и разнообразно в ракурсном и тематическом диапазоне.

     В каждую эпоху, новый период развития цивилизаций, человеческих сообществ  и просто этносов возникали и  бурно развивались различные  философские течения, образующие сегодня многообразную совокупность понимания истины.

     Цель  данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы истины и её критерии. Для реализации цели выдвинут ряд задач:

  1. Рассмотреть проблемы истины в философии и науке;
  2. Выявить особенности классической концепции истины;
  3. Представить обзор неклассических теорий истины;
  4. Охарактеризовать критерии истины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема истины  в философии и  науке  

     Истина  является одной из центральных категорий  теории познания. Классическое толкование, идущее ещё от Аристотеля, определяет истину как адекватное отображение  объекта в сознании субъекта. По форме своего существования истина субъективна, поскольку как определенное знание она принадлежит сознанию субъекта, будучи продуктом его деятельности. Но по своему содержанию истина объективна как знание, адекватно воспроизводящее  объект, то есть не зависящее от субъекта (человека и человечества)[1].

     Знание, адекватно отображающее объект (истина) не может быть получено сразу и  целиком, а лишь, в процессе постепенного, поэтапного движения познания к все  более полному и адекватному  отображению объекта. Процессуальность истины означает, что на каждом конкретном этапе познания объекта в наших  о нем представлениях наряду с  моментами, идущими от объекта, верно, его воспроизводящими, присутствуют положения, которые оказываются  заблуждением и которые опровергаются  в ходе дальнейшего познания. Сохраняющиеся, инвариантное, не опровергаемое содержание наших знаний носит название абсолютной истины, точнее момента абсолютности в истине, а то, что принимается  за истину, но таковым впоследствии не оказывается, то есть опровергается, носит название относительной истины. Таким образом, можно сказать, что  истина есть единство абсолютности и  относительности, устойчивости и изменчивости.

     С точки зрения метафизического материализма, истина не совместима с изменчивостью, относительностью, она может быть только абсолютной. Если в истине обнаруживается изменчивость, то это не истина. С  точки зрения диалектического материализма, истинность и изменчивость совместимы и эту совместимость выражает понятие относительной истины, означающее, что в относительном, изменчивом есть абсолютное, устойчивое, непреходящее[2].

     Абсолютизация момента абсолютности в истине носит  название догматизм. Абсолютизация  изменчивости - релятивизм. Догматизм  хотя и трактует истину метафизически, но не отрицает само понятие истины, то есть адекватное воспроизведение  в знании объекта. Релятивизм же фактически "снимает" саму проблему истины. Если в наших представлениях нет ничего устойчивого, сохраняющегося, идущего  от объекта, то наши представления, сменяя друг друга, остаются сами по себе, а  реальность - сама по себе. В таком  случае нет смысла вообще говорить об истине как адекватном отображении  объекта.

     Как в прошлом, так и в современных  условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой  жизни человека - его служение истине, добру и красоте[3]. Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором  соединяются добро и красота. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал  Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том  непременном условии, что оно  истинно[4].

     Истина  есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание о мире и даже об отдельных  его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение  истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

     На  протяжении всего развития философии  предлагается целый ряд вариантов об обозначении истины, истинного познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.

     Наконец, отдельными исследователями как  истинное рассматривается знание, которое  вписывается в ту или иную систему  знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, то есть сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция  прагматизма сводится к тому, что  истина состоит в полезности знания, его эффективности.

     Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким  распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая  свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

     Классическая  концепция истины хорошо согласуется  с исходным гносеологическим тезисом  диалектико-материалистической философии  о том, что познание есть отражение  действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизведение его  таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. Особое место занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.  

2. Классическая концепция  истины  

     Классическая  концепция истины получила развитие в трудах Боэция, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Дж. Локка, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, А. Тарского, К. Поппера и др. Особенностью эволюции классической концепции истины является осознание факта невозможности  добиться однозначного соответствия познающей  мысли и реальности. Поздние варианты классической концепции истины последовательно ограничивают область применения понятия истины «дедуктивными науками» (А. Тарский), а также представлением об абсолютной истине как недостижимом идеале, осуществляющемся в реальном научном познании либо как совокупность «относительных истин» (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.), либо как теоретическое «правдоподобие» (К. Поппер).

Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко. Это не только объективная  реальность, внешний мир, но и любая  область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные  и теоретические области рассуждения[5].

     Исследования  показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам, но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Знание является истинным, если оно, прежде всего, формально корректно. А под формальной корректностью подразумевают непротиворечивость того мира, к которому относится данное знание. Непротиворечивость делает возможным осуществление мыслительной деятельности по отношению к мыслимым мирам, какими бы они по своей природе ни были.

     Для классической концепции истины характерны следующие  

     принципы:

  • действительность не зависит от мира знания;
  • между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие;
  • существует критерий установления соответствия мыслей действительности;
  • сама теория соответствия логически непротиворечива.

     Классическая  концепция истины столкнулась со значительными трудностями. Первая из них была связана с понятием действительности. Чтобы иметь возможность  сопоставлять знание с действительностью, необходимо быть уверенным в подлинности  последней. Но эта уверенность отсутствует, потому что сравниваются знания не с самой действительностью, а  с восприятием ее, с фактами, которые  могут быть обозначены как мир  опыта.

     Но  эти факты не могут быть независимы от познавательных способностей, как, впрочем, и сам мир знания. Фактический, опытный мир - это концептуально  осмысленный и "пропущенный" через  человеческое сознание мир. Существуют такие области познания, в которых  действительность полностью зависит  от субъекта, моделируется им, например, в математике или в квантовой  механике.

     Далее следует уточнить само понятие соответствия. Для этого нужно учесть, что  отношения между мыслями и  действительностью не носят характер простого соответствия. Мысль - не копия  действительности, а сложное идеальное  образование, имеющее многоуровневую структуру. Столь же сложную структуру  имеет внутреннее содержание языковых выражений, фиксирующих мысли. Слово  предназначено для обозначения  предметов и явлений, для описания внутренних характеристик рассматриваемых  предметов, для утверждения или  отрицания определенных свойств, для  выражения отношения человека к  мыслимому миру, в слове невольно отражаются субъективные особенности  конкретного человека, его характер, темперамент и пр. Достаточно очевидно, что прямое проведение принципа соответствия может и не привести к успеху. Поэтому стали накладывать ограничения на те выразительные средства, при помощи которых мысли фиксируются в языке. В частности, утверждается, что не любая мысль может быть оценена с точки зрения ее истинности, а только определенная форма мышления, а именно суждение, выражаемое в языке повествовательными предложениями, то есть классическая концепция истины при ее обосновании подстраивается под структуру искусственных языков, одним из которых является формализованный логический язык[6]. Истина стала свойством повествовательных предложений, которые лишь описывают мысленное содержание. Если это мысленное содержание соответствует действительному положению дел, то предложение считается истинным.

Информация о работе Критерии, теории, концепции истины