Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:08, реферат
ДИАЛЕКТИКА - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода.Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной Д. внесла элейская школа, выявившая глубинную Д. сущего, не укладывающегося в логику понятий.
ДИАЛЕКТИКА - философская
концептуализация развития, понятого
как в онтологическом, так и
в логико-понятийном его измерениях,
и соответственно конституирующаяся
в историко-философской традиции как в
качестве теории, так и в качестве метода.Создателем
первой формы философской диалектики
принято считать Гераклита, придавшего
традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую
и в то же время не порывающую с образами
форму. Большой вклад в становление античной
Д. внесла элейская школа, выявившая глубинную
Д. сущего, не укладывающегося в логику
понятий. Замечательные образцы античной
Д. встречаются в учении Платона, осмыслявшего
Д. движения и покоя, различия и тождества,
а само бытие трактовавшего как активно
самопротиворечивую координированную
раздельность. Диалектические идеи Платона
нашли свое дальнейшее развитие в учении
Аристотеля и в неоплатонизме, диалектически
трактовавшем основные иерархии бытия.
В средние века Д. становится одной из
теологических дисциплин, включавших
в себя логику и силлогистику. Несмотря
на господство в целом метафизического
мировоззрения, философия Нового времени
также выдвигает целый ряд замечательных
диалектических идей (Декарт, Спиноза,
Лейбниц). Особое место Д. приобретает
в работах представителей немецкой трансцендентально-критической
философии, т.к. именно здесь впервые в
истории философии была разработана целостная
диалектическая концепция развития, поколебавшая
господство метафизического метода. Самой
развитой формой этой Д. явилась Д. Гегеля.
Однако у истоков этого метода, предлагая
порой не менее интересные и неортодоксальные
ее разновидности, стоит все же Кант с
его антиномикой чистого разума. Диалектический
метод пронизывает все разделы гегелевской
системы философии. Д., или метод развития,
согласно Гегелю, следует понимать как
методическое обнаружение и разрешение
противоречий, содержащихся в понятиях.
Сами противоречия Гегель понимал как
столкновение противоположных определений
и разрешение их путем объединения. Главной
темой его Д. стала идея единства взаимоисключающих
и одновременно взаимно предполагающих
друг друга противоположностей, или тема
противоречия. Оно полагается Гегелем
как внутренний импульс развития духа,
который шаг за шагом переходит от простого
к сложному, от непосредственного к опосредствованному,
от абстрактного к конкретному и все более
полному и истинному результату. Такое
прогрессирующее движение вперед придает
процессу мышления характер постепенно
восходящего ряда развития. Гегель очень
глубоко и конкретно охарактеризовал
внутреннюю природу самого противоречия.
Оно для него не просто отрицание той мысли,
которая полагалась и утверждалась, это
- двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия
и его разрешение, когда исходная антиномия
одновременно осуществляется и снимается.
Высшая ступень развития включает в себя,
т.обр., низшую, а последняя отменяется
в ней именно в этом двойственном смысле.
Именно диалектический метод позволил
Гегелю критически переосмыслить все
сферы современного ему знания и культуры.
В философии марксизма Д. понимается как
учение о наиболее общих закономерных
связях и становлении, развитии бытия
и познания, а также как основанный на
этом учении метод творчески познающего
мышления. (В пределе этой - гегелевско-марксистской
- версии, Д. как теория бытия и Д. как теория
познания трактуются как ступени становления
тотальной диалектической системы, в рамках
которой Д. субъекта и объекта понимается
как нечто цельное и взаимообусловливающее.)
В философии 20 ст. Д. была подвергнута достаточно
жесткой критике за ее притязания на универсальную
всеохватность и избыточную абстрактность.
(По мысли Поппера, "любое развитие можно
подогнать под диалектическую схему, и
диалектик может не опасаться опровержения
будущим опытом".) В историко-философской
и собственно философской ретроспективах
правомерно предположить, что в качестве
определенной универсалии культуры (на
ранних этапах своего существования -
в статусе всеобщей теории бытия) Д. исполнила
роль первой метафизической программы,
фундировавшей перспективные преднаучные
изыскания (космос как мерно вспыхивающий
огонь у Гераклита, динамизм четырех субстанций
у Эмпедокла, взаимная корреляция четырех
мироформирующих причин у Аристотеля,
диалектическое по сути своей единство
микро- и макрокосмоса у Николая Кузанского,
организованность мира монад у Лейбница
и т.д.). Одно из первых метафорических
возражений против диалектической философской
парадигмы, отражавшим тем не менее базовые
тенденции философского модернизма (см.),
стало замечание Т.Тцары: "Диалектика
- это развлекательная машина, которая
доставляет нас (банальным образом) к тем
мнениям, которые мы и из того непременно
имели бы". В современной философии
постмодернизма Д. оценивается как доминировавший
в философии неклассического типа стиль
мышления, - соответственно этому в новых
условиях, согласно постмодернистской
позиции, нельзя заставить философию "говорить
на языке диалектики" (Фуко). По оценке
Фуко, постклассической философии еще
только "предстоит найти язык", столь
же адекватный для "нового опыта"
(см. Трансгрессия), сколь адекватным был
язык диалектики для "опыта противоречия
". (См. также Диалектический материализм.)
Т. Г. Румянцева
Диалектика — метод аргументации в
философии, а также форма и способ рефлексивного
теоретического мышления, имеющего своим
предметом противоречие мыслимого содержания
этого мышления[1]. Диалектический метод
является одним из центральных в европейской
и индийской философской традиции. Само
слово «диалектика» происходит из древнегреческой
философии и стало популярным благодаря
«Диалогам» Платона, в которых два или
более участников диалога могли придерживаться
различных мнений, но желали найти истину
путем обмена своими мнениями.
Диалектический метод
Гегеля
Марксисты
говорят, что их философия —
диалектический материализм —
исторически связана с
С точки зрения Гегеля, космический процесс есть развитие абсолютной идеи, или абсолютного духа. Мысль и все существующее тождественны в этом процессе. Так как космический процесс развивается диалектически, его философская интерпретация совершается посредством диалектического метода, который представляет собой не что иное, как саму объективную диалектику, достигшую самосознания философа.
Отправной
пункт диалектики —
Таким образом,
понятие переходит от тезиса
к антитезису. Однако оно не
может на этом остановиться: содержание
антитезиса также требует
Это тождество
есть не абстрактное тождество
рассудка, а конкретное тождество
разума; оно состоит в том, что
живая действительность не
При внимательном рассмотрении оказывается, что третья ступень развития, синтезис, содержит, кроме живого тождества противоположностей, некоторые дополнительные элементы рационалистической односторонности, которые требуют нового отрицания, и т. д. Таким образом, саморазвитие идеи всегда происходит в форме триады, т. е. через три ступени — тезис, антитезис, синтезис.
Пример этого
можно найти в начале
Гегель находит
подлинное выражение этого
Согласно
традиционной формальной
В целях
критики возьмем более
Возьмем какой-нибудь
частный пример психического
состояния и его телесного
выражения. Предположим, что
Конечно, невозможно
в этом случае говорить о
тождестве между внутренним и
внешним, между психическим
Все эти сокровенные, внутренние, иначе говоря, психические, процессы имеют только временную форму, а внешнее, т. е. телесное, выражение является пространственно-временным. Отделяя путем умственного анализа одну сторону от другой, можно легко заметить, что качественная разница между психическим и материальным огромна. Неспособность сосредоточить внимание то преимущественно на одном, то на другом, для того чтобы обнаружить различие между ними, ведет к их смешению, что является такой же нелепой ошибкой, как утверждать, что цвет и протяженность красного диска, на который мы смотрим, тождественны, и не быть в. состоянии мысленно отличать его красноту от его пространственной формы (круг).
Глубокое
различие между психическим и
его материальным проявлением
не мешают им находиться в
самом тесном единстве, даже более
тесном, чем единство красного
цвета и его протяженность.
В примере, который мы
Тождество противоположностей, нарушающее закон противоречия, совершенно не осуществимо, так как оно бессмысленно. Нарушение закона противоречия означало бы, например, что “краснота по своему существу не является красной”. Подобного рода абсурд может быть только словесной головоломкой, но невозможно представить его себе даже мысленно.
Гегель полагает,
что всякое изменение есть
воплощенное противоречие. На самом
деле, однако, всякое изменение есть
единство противоположностей, а
не их тождество, нарушающее
закон противоречия.
2)Обычно истину определяют
как соотв знания объекту. Истина - это
адекватная информ о объекте, получаемая
посредством нго чувственного или интелектуального
постижения либо сообщения о нем и характеризуемая
с точки зрения ее достоверности. Т.о.
истина сущ как субъективная реальность
в ее информ и ценностном аспектах. Ценность
знания определ мерой его истинности.
Истина есть свойствознания, а не объекта
познания.
Знание есть отражение
и сущ в виде чувственного или понятийного
образа. Образ может быть не только отраж
наличного бытия, но также и прошлого.
А будущее - может ли оно быть предм отражеия?
Можно ли оценить как истинную идею, выступающую
в виде замысла? Видимо нет. Разумеется
замысел строится на основании знаний.
И в этом смысле он опирается на истинное.
Однако замысел оценивается в терминах
целесообразности и реализуемости, а не
терм истинности или ложности.
Т.о. истину определяют
как адекватное отражение объекта познающим
субъектом, воспроизводящей реальность
такой, какая она есть сама по себе, вне
и независимо от сознания. Истина есть
адекватное отражение реальности в динамике
ее резвия. Это придает ей особ ценность,
связанную с прогностическим измерением.
Истиные знания дают людям возможность
разумно организовывать свои практ действия
в настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество
редко достигает истины иначе, как
через крайности и заблуждения.
Заблуждение - это содержание сознания,
е соответствующее реальности, но
принимаемое за истинное. Заблуждения
тоже отражают, правда односторонне,
объективн действительность, имеют реальный
источик. В любом вымысле содержатся нити
реальности. Заблуждения обусловлены
и относительной свободой выбора путей
познания, сложностью решаемых пробле,
стремлением к реализ замыслов в ситуации
неполной информации.
Итак заблуждения
имеют и гносеолог и психологические,
и соц основания. Но их следует отличать
от лжи как нравственно-психологического
феномена. Ложь - это искажение действительного
состояния дел, имеющее целью ввести кого-то
в обман. Ложью м.б как измышление о том
чего не было, так и сознательное сокрытие
того, что было. Источником лжи м.б. и логически
неправильное мышлеие.
Научное познание по
своей сути невозможно без столкнов
различных мнений, убеждений, также как
невозможно и без ошибок. Ошибки нередко
совершаются в ходе наблюдения, измерения,
расчетов, суждений, оценок. До тех пор
пока чел стремится вперед он блуждает,”
- говорил Гете.
Гораздо сложнее
все в обществ нуках в частности
в истории. Тут и доступность источников
и их достоверность и политика.
Истина исторична.
Понятие конечной или неизменной
истины - всего лишь призрак. Любой
объект познания - неисчерпаем, он меняется,
облад множеством свойств и связан бескон
числом связей с окруж миром. Каждая ступень
познания ограничена уровнем развития
общества, науки... Научные знания поэтому
нсят относительный характер. Относит
знаний закл в их неполноте и вероятностном
характере. Истина поэтому относительна,
ибо она отраж объект не полностью, не
исчерпывающим образом. Относительная
истина есть ограничено-верное знание
о чем-либо.