Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
В естественных
науках одним из главных приемов
исследования является эксперимент, а
в общественных науках - статистика.
Общенаучными логическими
приемами являются индукция, дедукция,
анализ, синтез, а также системный и вероятный
подходы и многое другое. В каждой науке
различается эмпирический уровень, то
есть накопленный фактический материал
- итоги наблюдений и экспериментов, и
уровень теоретический, то есть обобщение
эмпирического материала, выраженное
в соответствующих теориях, законах и
принципах; основанные на фактах научные
предположения, гипотезы, нуждающиеся
в дальнейшей проверке опытом. Теоретические
уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом,
философском объяснении открытых принципов
и законов, в формировании мировоззренческих
и методологических сторон научного познания
в целом.
46.Нayчное
nознaние.Науч.позн-е-
Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд осбых логических приемов:
1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на все возможные случаи.
2)перием идеализации,
3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.
Важнейшие методы научного
1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным называют методом 1)
2)Метод моделирования и
3)Эксперимент и наблюдение. В
ходе эксперимента наблюдаталь
исскуственно изолирует ряд характеристик
иследуемой системы и
50.Структура
науч.зн-я-сов-ть предметных представлений
об исследуемой реальности,т.е.гл.внимание
уделяется содержанию элементов науч.зн-я,восроизводящих
особенности строения,функционирования
и развития исследуемых объектов.Базовый
уровень системы науч.зн-я:данные наблюдений
и эмпирические факты.1-ые отражают само
наличие исследуемых объектов,их св-ва,типы
отн-й с др.объектами в соответствии с
хар-ом общей направленности науч.исследования,его
целей,задач.Они связаны с др.элементами
хар-ом решаемых проблем и задач,а также
используемых ср-в и методов.Эмпирич.факты-осн.
48.Ме́тод (от греч. μέθοδος — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Методоло́гия (от
греч. μεθοδολογία — учение о методах)
— система принципов, методов и способов
организации и построения теоретической
и практической деятельности людей; в
то же время методология является учением
об этой системе понятий и их отношений.[1]
Методоло́гия — это поиск цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели. 1. Теоретической цели — истинного знания; 2. Практической цели — приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.
Классификация:
1. Философские
методы, среди которых наиболее
древними являются
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые как бы выступают в качестве своеобразной “промежуточной методологии” между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как “информация”, “модель”, “структура”, “функция”, “система”, “элемент”, “оптимальность”, “вероятность” и др.
3. Частнонаучные
методы – совокупность
4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного
исследования – совокупность ряда
синтетических, интегративных способов
(возникших как результат сочетания элементов
различных уровней методологии), нацеленных
главным образом на стыки научных дисциплин.
Широкое применение эти методы нашли в
реализации комплексных научных исследований
и программ.
49.Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.
Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.
Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Анализируя проблемы
научного познания, необходимо исходить
из факта существования сложных
и противоречивых связей между эмпирическим
и теоретическим уровнями научного
знания. Ориентация на какое-либо одно
из этих гносеологических направлений
не приведет к пониманию сути этих связей.
Ибо гносеология эмпиризма ограничивается
суммированием, сопоставлением и обобщением
данных эмпирии, а односторонность всеохватного
теоретизма — своеобразной реакции на
узкий эмпиризм — игнорирует наличие
эмпирии как самостоятельного элемента
познания
50.В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций.
Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования.
Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.
Перестройка оснований
научной дисциплины в результате
ее внутреннего развития обычно начинается
с накопления фактов, которые не находят
объяснения в рамках ранее сложившейся
картины мира. Такие факты выражают характеристики
новых типов объектов, которые наука втягивает
в орбиту исследования в процессе решения
специальных эмпирических и теоретических
задач. К обнаружению указанных объектов
может привести совершенствование средств
и методов исследования (например, появление
новых приборов, аппаратуры, приемов наблюдения,
новых математических средств и т.д.).
51.Наука как соц.институт-общ-во занятых науч.дея-стью людей,организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят проф-есион. дея-стью.Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел.Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.
Важной
проблемой развития совр.науки является
соблюдение учеными этических норм науч.дея-сти.К
числу исторически сложившихся осн.норм
такого рода относятся: установка на поиск
объективной истины как высшей ценности
и на приращение нового зн-я;запрет на
плагиат;бескорыстность(
52.Основные исследовательские программы в обществознании.