Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 64 вопроса.

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

В естественных науках одним из главных приемов  исследования является эксперимент, а  в общественных науках - статистика.  

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом. 
 
 
 

46.Нayчное nознaние.Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.

Для научного  познания  характерно  наличие  2  уровней:  эмпирического  и  теоретического.  Для   эмпирического   познания   характерна   фактофиксирующая  деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание,  осуществляемое  на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться  решить  поставленную  проблему  можно  2  путями: искать  нужную  информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов  и теоритического  мышления.  Наблюдение   и эксперимент   важнейшие   методы иследования в научном познании. Часто говорят,  что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют  ряд осбых логических приемов:

     1)прием универсализации, который  состоит  в  том,  что  общие  моменты  и  свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на  все возможные случаи.

     2)перием идеализации, состоящий  в том, что указываюся условия,  при которых  описываемые в  законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в  самой  действительности они происходить не могут.

     3)прием концептуализации, состоящий  в  том,  что  в  формулировку  законов  вводятся  понятия,  заимствованные  из  других  теорий,  и  получивщие  в   них  достаточно точный смысл и значение.

     Важнейшие методы научного познания:

     1)Метод  восхождения  от  абстрактного  к  конкретному.  Процесс  научного  познания  всегда связан с переходом  от предельно простых понятий  к более сложным  - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий,  все  более  соответсвующих  действительным называют методом 1)

     2)Метод моделирования и принцип  системности. Состоит  в   том,  что  объект  недоступный   непосредсвенному  иследованнию  заменяется  его  моделью.   Модель  обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.

     3)Эксперимент и наблюдение. В  ходе  эксперимента  наблюдаталь  исскуственно  изолирует ряд характеристик  иследуемой системы  и  изучает   их  зависимость  от  других параметров. 

50.Структура  науч.зн-я-сов-ть предметных представлений об исследуемой реальности,т.е.гл.внимание уделяется содержанию элементов науч.зн-я,восроизводящих особенности строения,функционирования и развития исследуемых объектов.Базовый уровень системы науч.зн-я:данные наблюдений и эмпирические факты.1-ые отражают само наличие исследуемых объектов,их св-ва,типы отн-й с др.объектами в соответствии с хар-ом общей направленности науч.исследования,его целей,задач.Они связаны с др.элементами хар-ом решаемых проблем и задач,а также используемых ср-в и методов.Эмпирич.факты-осн.форма эмпирич.зн-я,выраженного в особого рода предложениях,истинность к-ых определяется рез-ами наблюдения и эксперемента.Отличаются от данных наблюдения:устойчивостю содержания и наличием интерпретации-истолкования на основе имеющегося зн-я.Над базывами элементами структуры науч.зн-я надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического зн-я. Теоретические зн-я-гипотеза и теория.Гипотеза-науч.предложение,вероятность к-ого обоснована фактич.данными с учетом уже известных закономерностей,присущих исследуемому объекту.Это не только форма развития науч.зн-я,но и один из важн.элементов его структуры. Теория-форма науч.зн-я,содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и з-нов,к-ые воспроизводят исследуемый объект в виде структурированной сов-ти идеализированных элементов и их корреляций.Представление о развитой теории применимо и к частным теоретич.моделям и з-нам,к-ые в посл.время стали выделять в кач-ве самостоятельных элементов в общей структуре науч.зн-я.Частные теоретич.модели и з-ны-формы теорет.зн-я,содержащие абстрактные конструкты,репрезентирующие ограниченную область исследуемой реальности,и сов-ть з-нов,выражающих корреляции их элементов.Сов-ть метатеоретическогго зн-я по другому-основания науч.зн-я.Гл.функции:мировозренческая и концептуальная.К ней относятся:науч.картина мира,,идеалы и нормы науч.исследования и фил.основания науки.Нач.картина мира-схема познаваемог ообъекта,идеалы и нормы исследования-схема метода.Науч.картина мира-форма науч.зн-я,выражающая особенности системной организации иследуемой реальности.Развитая внутр.структура,4типа представлений:1.о фундаментальных объектах;2.о типологии изучаемых объектов;3.об общих закономерностях их взаимодей-я;4.о пространственно-временной структуре исследуемой реальности.Идеалы и нормы исследования-форма предпосылочного зн-я,имеет развитую внутр.структуру.3 осн.гр.идеалов и норм:1.описания и объяснения.2.обоснования и док-ва;3.организация и развития зн-й. Фил.основания науки содержат представления о всеобщих предпосылках,возможности и общей напрпавленности познават.процессов.выполняют мировоззренческую функции.Изложенные представления о структуре познават.дей-й и науч.зн-я хар-ют естественнонауч.позн-е.Соц.позн-е имеет ряд своих особенностей.Осн.отличия:1.общ-во-самы сложный из познаваемых объектов; 2.дополн.сложность создает специфика взаимодей-я дух.и матер.сфер общ-ва;3.в соц.позн-и наблюдается совпадение субъекта и объекта позн-я;4.истина как рез-т соц.позн-я имеет человеко-размерный хар-р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

48.Ме́тод (от греч. μέθοδος — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о методах) — система принципов, методов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и их отношений.[1] 

Методоло́гия — это поиск цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели. 1. Теоретической цели — истинного знания; 2. Практической цели — приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.

Классификация:

1. Философские  методы, среди которых наиболее  древними являются диалектический  и метафизический. По существу  каждая философская концепция  имеет методологическую функцию,  является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

2. Общенаучные  подходы и методы исследования, которые как бы выступают в качестве своеобразной “промежуточной методологии” между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как “информация”, “модель”, “структура”, “функция”, “система”, “элемент”, “оптимальность”,  “вероятность” и др.

3. Частнонаучные  методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских  приемов и процедур, применяемых  в той или иной науке. Это  методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. Методы психолого-педагогического исследования, о которых далее будет идти речь, относятся к частнонаучным методам.

4. Дисциплинарные  методы – система приемов,  применяемых в той или иной  научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного  исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных исследований и программ. 

49.Сегодня  выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.

Эмпирический  — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.

Теоретический уровень знания опирается на абстрактное  мышление, для которого исходным пунктом  исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных  и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — своеобразной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания 

50.В  динамике научного  знания особую  роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций.

Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования.

Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.

Перестройка оснований  научной дисциплины в результате ее внутреннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира. Такие факты выражают характеристики новых типов объектов, которые наука втягивает в орбиту исследования в процессе решения специальных эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование средств и методов исследования (например, появление новых приборов, аппаратуры, приемов наблюдения, новых математических средств и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

51.Наука  как соц.институт-общ-во  занятых науч.дея-стью людей,организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят проф-есион. дея-стью.Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел.Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.

Важной  проблемой развития совр.науки является соблюдение учеными этических норм науч.дея-сти.К числу исторически сложившихся осн.норм такого рода относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового зн-я;запрет на плагиат;бескорыстность(вознаграждение за рез-ат для ученого не гл.цель,а одно из усл-й работы);организованный скептицизм(отказ от прежних ошибочных рез-тов); равноправие всех членов науч.сообщ-ва в обязанности исполнять данные и ряд др.этических норм и требований науч.дея-сти.Особое знач-е имеет требование соц.ответственности ученых за хар-р рез-тов своих исследований и их возможное применение в антигуманных целях.Впервые наиболее масштабно проблема соц.ответственности ученых встала в связи с использованием достижений физики микромира в военном деле(создание ядерной,водородной,нейтронной бомб и др.). Чернобыльская катастрофа показала ее остроту в ином измерении.Аналогичная ситуация складывается сегодня в области генной инженерии,биотехнологий,биомедицины,в нек-ых областях психологической науки.Однако и ученые и подавляющее боль-во людей верят в то,что гуманистический потенциал науки использован еще не в полной мере и что именно ее ср-вами будут решены гл.проблемы общ.развития. 

52.Основные  исследовательские программы в обществознании.

Информация о работе Ответы по философии