Закон отрицания
отрицания.
Закон отрицания
отрицания заключается в том,
что новое всегда отрицает старое
и занимает его место, но постепенно
уже само превращается из нового в
старое и отрицается все более новым.
32.Единичное,общее,особенное,целое
и часть,система,
структура,элемент,содержание
и форма.В практ.воздей-я на
мир чел сталкивается с отдельными материальными
образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное
не обладают самостоятельным существ-ем,они
не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно
сущ-ют отд.предметы, явления,процессы.Общее
же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое
отдельное представляет собой единство
противоположностей.В одно и тоже время
оно и единичное и общее.Единичное схватывает
неповторимые черты отдельного,а общее
отражает то,что повторяется и в др.материальных
образованиях.При опред.усл-ях развития
отдельного единичное может становится
общим,общее-единичным(мода).чтобы составить
себе более полное полное представление
о том или ином объекте,надо установить
не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными
образованиями,но и то,что отличает его
от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы
ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными
явлениями,а затем пере-ходим к поиску
единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны
м/д собой и связь выражается категорией
особенного.Особенное-такие общие
черты,свойственные индивид.предмету,к-ые
отличают его от нек-ых др.пред-метов.Часть
и целое-фил.категории,отражающие отн-е
м/д сторонами отд.предмета.Люб.предмет
состоит из частей. Целое не сводится к
сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения
этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет
не может быть представлен через сумму
составляющих его частей потому,что они
возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое
целое-целое,составленное из частей,а
не целое,разделенное на части.Первичное-части,а
не целое.Таким мир сформировался в нашем
созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный
пункт теорет.анализа именно потому,что
оно представляет собой ту форму,поср-вом
к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть
вещей.Категории«целое»и«часть»сходны
и взаи-мосвязаны с понятиями«система»,«структура»,«элемент».
Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть
эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях
друг с другом,к-ая образует опред.целостность,ед-во.Структура(отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть
устойчивых связей объекта,обеспе-чивающих
его целостность и тождественность самому
се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных
внеш.и внутр. Изменениях.Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие,означающее
превич.частицы,простейшие звенья сис-темы,из
конбинаций к-ых она складывается.Системы
делят на целостные(связи м/д элементами
прочнее,чем связи этих элементов со средой)
и суммативные(связи одного порядка).Различают
динамические системы(изме-няющиеся с
теч.времени)и статические;открытые(обмени-вающиеся
с окруж.средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся(их
изменения происходят автом-ки)и неорганизованные
и т.д.Категория,охватывающая сов-ть всех
компонентов вещи,явления,процесса, их
взаимодей-й и измененийназывается содержанием.Вкл.:внутренее
и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация
устойчивых связей м/д компонентами содержания.Люб.система
всегда имеет как форму,так и содержание.Нет
бессодержатель-ной формы и неоформленного
содержания.Находясь во взаимосвязи,форма
и содержание выражают противопо-ложные
стремления предмета.Содержание стремится
к изменчивости,форма-к постаянству.Содержание
опреде-ляет форму,но и форма активно влияет
на содержание. Категории имеют
мировоззренческое значение, т.к. отра-жают
объект.мир,раскрывают его сущность
33.Причина
и следствие,необходимость
и случайность,воз-можность
и дей-ть.Причина-дей-е,обусловливающее
опреде-ленное изменение.Следствие-рез-т
взаимодей-я явлений,в к-ом фиксируется
то новое,что побуждалось причиной.Причи-на
и следствие не являются застывшими сторонами
дей-ти.Они переходят друг в друга,меняются
местами.То,что в одинх усл-ях явл-ся причиной,в
др.-следствием и наоборот. Чтобы изучить
предмет всесторонне,нужно его рассм-ть
и как причину и как следствие взаимодей-я
опред.явлений.Од-но и то же следствие
может возникнуть в рез-те дей-я разных
причин.Если одно и то же явление может
вызывать-ся к жизни разн.причинами,то
сущ-ет мн-во путей достижения одного и
того рез-та.Нужно выбрать наиб.эф-фект.путь.Различают
причины:внутренние(пораждаются взаимодей-ем
м/д элементами целостными)и внешние(выте-кают
из взаимодей-я м/д предметами,процессами).Опреде-ляющую
роль играют внутр.Сложилось 2 осн.подхода
пони-мания-детерменизм(усчение о всеобщей,закономерной
свя-зи,причинной обусловленности явлений)и
индетерменизм (хар-но отрицание всеобщего
хар-ра причинности,в край-ней форме отрицает
все вообще).Последовательный детер-зм
утверждает объект.хар-р причинности(нет
явлений без причины).Необходимость первонач-но
была замечана в пр-ссе позн-я причинно-следственных
отн-й.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что
за известной при-чиной следует не любое,а
строго опред.следствие.Необходи-мость
есть то,что обязательно должно произойти
в конкрет-ных усл-ях.Она вытекает из внутр.основы
явления, его сущ-ности.Случайность-то,что
м.б.,а может и не быть,может произойти,а
может и нет.Она имеет основание не в сущно-сти
данного явления,а в взаимодей-и на данное
явление др.явлений.Необх.и слу-ть не сущ-ют
раздельно.Каждое яв-ление в одно и то
же время и необходимо и случайно.Случ-ть
выступает как форма проявления необходимости.Нахо-дясь
в орган.взаимосвязи и взаимозависимости,случайность
и необходимость в ходе движения и развития
объекта пере-ходят друг в друга,меняются
местами:случайное становится необходимым,необходимое-случайным.Т.к.необходимое
при опред.усл-ях может становиться случайным,а
случай-ное-необходимым,то,познав эти
усл-я,можно создать их ис-куственно и
превратить случайные св-ва,соответствую-щие
практ.интересам,в необходимое,а необходимые
- в случай-ные.Одна из сторон взаимосвязи
м/д объективно существу-ющими и возникающими
на их основе нов.явлениями пред-ставлена
в теории диалект.материализма категориями
дей-ть и возможность.Возм-ть-то,чего еще
нет,но оно м.б.,дей-ть-ставшая,реализовавшаяся
возможность.Возм-ть и дей-ть выступают
как тесно связанные противоположности,к-ые
подвижны.В пр-ссе развития они могут меняться
местами. Чтобы быть результат-ой,практ-ая
дея-ть должна опираться на дей-ть.Возм-ть
м.б.прогресивными(ускоряют развитие)и
реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые
за-кономерным развитием системы и необходимыми
связями и отн-ями,называются реальными.Формальные
возм-ти опи-раются на случайность как
дополнение необходимости(пр. каждый чел
может стать милионером).Различают:абстракт-ные(общий
признак-отсутствие в дей-ти достаточных
для их реализации усл-й и факторов);конкретные(для
их осущ-я имеются необход.усл-я)возможности.Всякая
возм-ть начи-нает проявляться в виде абстр.,а
реализовываться способна лишь конкретной.Наш
выбор всегда связан с возм-ями. Возм-ть
выбора-великое благо.Гл-ое-не упустить
время. Время сокращает эту возм-ть.Выбрать
всегда труднее,чем просто найти.Категории
имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают
объект.мир,раскрывают его сущность
34.
Природа. Типы
отношения человека
к природе.
Взаимодей-е
общ-ва и природы является одной
из актуальных проблем соц.ф-и.Не так давно
чел-во лишь"эксплуатировало"природу,беспечно
считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными
и бесконечными.Адекватное понимание
знач-я природы дли жизни и развития общ-ва
не сформировалось полностью и по сей
день.Но сегодня эта проблема из чисто
теорет.превратилась в злободневную практическую,решение
к-ой во многом может повлиять на будущее
всего чел-ва.В широком смысле слова природа-все
сущее,весь мир в многообразии его форм
и проявлений.В более узком смысле-объект
исследований естествозн-я.В лит-ре часто
встречается толкование понятия"природа"как
сов-сти естественных усл-й существования
чел.общ-ва.Данный термин используется
и для обозначения созданных челом материальных
ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как
заметил еще Маркс,постоянное осуществление
обмена вещ-в м/д челом и природой-закон,регулирующий
общ.пр-во;без такого обмена была бы невозможйа
сама чел.жизнь.В истории взаимодей-я природы
и общ-ва можно выделить 4 типа отн-я чела
к природе:Первый-древнейший.Хар-но присвоение
и использование готовых продуктов природы
с помощью примитивных орудий труда.Осн.видами
дея-сти были собирательство,охота,рыболовство.В
качестве жилищ использовались природные
укрытия. Крупн.достижения этого этапа-овладение
огнем,отбор нек-ых наиболее ценных для
чела видов растений и животных.Но в целом
чел еще был"в плену"у природы;Второй-аграрный,
т.к.гл.сферами дея-сти людей становятся
земледелие и животноводство,начинают
развиваться ремесла,появляются города.К
концу этого периода достигает значительного
прогресса простое товарное пр-во,возникает
мануфактура.Истор-ки данный этап охватывает
древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В качестве
источника энергии использовались мускульная
сила чела и животных,энергия ветра и воды;Третий-промышленный.В
области энергетики формирование этого
типа отн-й началось с применения в пр-ве
пара,а затем и электричества.В производств.целях
стали создавать машины,использование
к-ых резко повысило производительность
труда людей.В хозяйственный оборот было
вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,органических
и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают
с/х и транспорт.Интенсивно развивается
наука,превращаясь в важный фактор прогресса
чел-ва.Природные ресурсы планеты уже
не считаются практически не исчерпаемыми.Мощь
чел-ва сопоставима с мощью природных
стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся
промышленность,машинное пр-во;Четвертый(совр-ый)хар-ется
бурным науч.-техн.развитием,превращением
науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На
этом этапе прослеживается не только тенденция
возрастания масштабов потребления природных
и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию
в необходимых размерах,что порождает
ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И
прежде всего проблему управления биосферой,решение
к-ой возможно лишь на основе науч.управления
всеми общ.процессами.Хар-ной особенностью
4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва
является возрастание степени сложности
проблем, к-ые возникают в русле этого
процесса.Совр.чел-во живет в эпоху небывалого
развития науки и техники,сопровождающегося
активным воздей-ем на природную среду.И
хотя в последние годы принимаются меры
по ее охране и оздоровлению,тем не менее
общее состояние окруж.среды продолжает
ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем
и отдаленном будущем?Однозначного ответа
на этот ? прогностика не дает.
35.Единство
природного и социального
в человеке. Индивид, индивидуальность,
личность. Личность и общество. Цель и
смысл жизни человека.
Крайне усложняющаяся
система изучения человека, охватившая
почти весь диапазон познания (от физико-математических
наук до гуманитарных), предъявляет
новые требования к философскому учению
о человеке…
В любой из проблем
человекознания взаимодействие естествознания,
психологии и общественных наук основывается
на философском учении о человеке.
Уже в настоящее время взаимодействие
наук, относящихся к естествознанию,
с одной стороны, и обществоведению -- с
другой, служит делу интеграции знаний
о человеке
В философии
античности и Древнего Востока человек
понимался как фрагмент природы,
сущность которого обусловлена безличностным
мировым духом или разумом, а
его жизненный путь определен законами
судьбы. Существенное отличие западной
и восточной философии на этом этапе заключалось
в том, что Восток никогда не знал того
резкого противопоставления тела и души,
которое оформилось в западной философии
и культуре, начиная с Платона.
В христианской
философии библейское представление
о человеке как образе и подобии
Бога», внутренне раздвоенном вследствие
грехопадения, сочетается с учением
о соединении божественной и человеческой
природы в образе Христа. Философия
Ренессанса обосновала самодостаточную
ценность человека и его земной жизни.
Проблема человека
стала центральной для ряда философских
и религиозных течений. За философским
течением, основателем которого стал
Макс Шелер, закрепился термин «философская
антропология». «Философская антропология
-- это раздел философии, в котором изучается
человек как особый род сущего, осмысливаются
проблемы человеческой природы и человеческого
бытия, анализируются модусы человеческого
существования, выявляется потенциал
антропоцентрической картины мира».
Проблема смысла
жизни человека осуждается философами
разных направлений, разных эпох.
36.Проблема
жизни и смерти.Аспекты проблемы
смерти:1.Как определить,что данный чел
уже умер?2.М.б. имеет смысл определить,что
этому челу уже пора умереть?3.Непримеримость
чел.созн-я,гордого чел.духа с фактом своей
физ.смерти.Ситуация глобального цивилизационного
кризиса,к-ый может привести к гибели всего
чел-ва:цена чел.жизни возросла,а ценность
упала. Сейчас осозн-е своей смертности
вызывает сильнейшие эмоцион.потрясения
у людей.Шкала ценностей:
1.шкала
биологическая–феномен самопорождения
жизни, ее саморазвитие.Право
на жизнь для любого живого
сущ-ва в силу его рождения.2.Акцентирует
внимание на специфику чел.жизни.Чел.жизнь
отличается от жизни всего другого.Жизнь
и смерть не связаны с чел.разумом,с оценками
его совр-ами и потомками.3.Идея обретения
бессмертия.Волнует всех зрелых людей.
Различные категории людей определяют
бессмертие по-разному:
1.бессмертие
в генах потомства–увековечить
себя в своих детях.2.Мумификация
тела с расчетом на его вечное хранение–хар-на
для тоталитарных общ-в.3.Упование на растворение
тела и духа в космическом бессмертии–хар-но
для восточных религ.и фил.течений.4.Результаты
чел. тв-ва–произведения,идеологические
концепции5.Дости-жение различных состояний,смерть–возможный
прорыв в др.миры.
Средневек.ф-я:жизнь
чела–мука,настоящая жизнь насту-пит
после смерти.Древний мир:жизнь–пир–кровавый
или веселый.Эпоха рационализма:чел–механизм,его
задача–не умереть раньше времени,нужно
вовремя его отремонтировать.Эпоха просвещения:в
своей жизни руководствоваться дух.ценностями.Экзистенциальная
ф-я: преддверие смерти заставляет чела
всерьез ощутить ценность своей жизни.Христ-во:стремление
к жизни вечной,к-ая наступит после жизни
телесной.Ислам: исходит из факта того,что
все подчинено воле Аллаха, более легкое
отн-е к смерти,чел более легко может стать
причастным к смерти чела.Та религия,к-ая
постоянно разрастается.Общее для христ-ва
и ислама:чел живет для того,чтобы умереть
и воскреснуть.Буддизм:чел живет для того,чтобы,умерев,прервать
цепь возрождений,не возрож-даться в этом
виде.Марксистская ф-я:смерть–естественный
конец всего живого,обмен м/д органической
и и неорганической природой.
Жизнь
сама является смыслом,страдание–тоже
жизнь. Смысл жизни имеет биолог.происхождение:
1.Жизнь
для себя,подпитывается инстинктом
самосохра-нения.2.Жизня для семьи–подпитывется
половым инстинктом.3. Жизнь для вида,для
коллектива.
Проблема:право
на жизнь и право на смерть.Все,
рожденное женщиной–чел,имеет право
на жизнь,все живое должно жить.
Категорический
эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна
сама по себе».Проблема эвтаназии:как
быть с теми людьми,к-ые обречены на
смерть.Чел должен иметь право на достойную
смерть–позиция патерналистов.Позиция
антипатерналистов–за эвтаназию.
Патерналисты:эвтаназия
недопустима,чел,к-ый решил уй-ти из
жизни,приносит страдания близким,возникают
проблемы:кто это сделает,«дурной пример»,вдруг
изобретут лекарство и чела можно будет
спасти..