Французские материалисты
утверждали познаваемость мира. При
этом основой познания они рассматривали
опыт и показания органов чувств,
т.е. развивали идеи сенсуализма
и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк
и др.). Познание они определяли как процесс
отражения в нашем сознании, в наших знаниях
реальных явлений действительности.
Утверждение материалистических
идей французские материалисты совмещали
с резкой критикой религии и церкви.
Они отвергали идею существования бога,
доказывали иллюзорность идеи бессмертия
души и идеи сотворения мира. Церковь и
религия, полагали они, дезориентирует
массы и тем самым служат интересам короля
и дворянства.
Касаясь общественной
жизни, они доказывали, что история
определяется прежде всего сознанием
и волей выдающихся личностей. Они склонялись
к мысли о том, что лучшее правление обществом
– это правление просвещенного монарха
(каким многим из них представлялась Екатерина
II). Подчеркивали существенную зависимость
психического и морального склада человека
от особенностей той среды, в которой человек
воспитывается.
Конечно, французский
материализм XVIII века отражал особенности
естественных наук этого столетия.
Он был механистическим, ибо в XVIII
веке именно механика выделялась своими
успехами в описании природы. В нем не
было еще развернутых учений о развитии
(хотя о самом развитии, об эволюции они
говорили), ибо наука этого периода лишь
подходила к основательному исследованию
этой стороны природной действительности
(Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк и др.). В последующем
многие философы, и в частности представители
диалектического материализма, отмечали
как недостаток французского материализма
его “идеализм” в понимании общественной
жизни и общественной истории, поскольку
они, мол, и общественную жизнь и историю
объясняют сознанием и волей людей
11.Принцип
историзма–осн.принцип
идей.
До 1770 г–докритический период его тв-ва.В
1770г.пишет докторскую диссертацию,получает
место профессора, полностью посвящает
себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая
наука,при этом удивительно оригинальная
и поучительная.Спать он ложился ровно
в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в
кругу остроумных друзей,за обедом: немного
сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые
рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись
очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря
мудрому образу жизни,прожил долгую и
духовно удивит-но богатую жизнь.Не только
в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным
мыслителем.Разработанная им гипотеза
происхождения Солн.системы из гигантской
газовой туманности до сих пор является
одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал
идею, что причина отливов и приливов–влияние
Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения
животных по порядку их возможного происхождения,а
также идею естественного происхождения
чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно
менялись по мере его дух.развития.Если
до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом
естественно-науч.??,то потом его дух погружается
в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы
бытия,позн-я,чела,нравственности, гос-ва
и права,эстетики,т.е.всей системы ф-ии.(«Чел,этика
и право–вот альфа и омега всего фил.учения
великого мыслителя»).С 1770г.–критический
период его тв-ва.До Канта в теории позн-я
господствовало представление,что структура
и зн-е определяются объектом позн-я.Кант
говорил обратное:структуру позн-я определяет
субъект позн-я.Для док-ва нужны след.понятия:феномен,ноумен,
вещь в себе.Феномен–явление,т.е.чувственное
восприятие вещи,как она является нам(в
повседневной жизни имеем дело с феноменами).Ноумен–постигаемая
сущность явления, проникновение нашего
мышления вглубь предмета–промежуточная
стадия м/д феноменом и вещью в себе. Имея
дело с феноменом,мы постигаем ноумен,но
никогда не познаем вещь в себе.Чтобы ориентироваться
в мире феноменов,мы используем априорные
формы рассудка,к-ые живут в нашем созн-и,но
к-ых нет в реальной жизни (мери-дианы есть
на карте,но их нет на самом деле).Несоответ-ствие
феномена и вещи в себе–основание для
скандала в ф-и:мы знаем,что мир сущ-ет,но
док-ть это логически не сможем.Мы будем
работать не с предметами,а с их феноменами.Кант:«Разум
имеет дело с феноменами, способен немного
проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи,
но познать вещь в себе невозможно», следовательно,
этот мир непознаваем.Разум может себя
чувствовать спокойно и уверенно в мире
феноменов,а вне него–трансцендентально–там
уже господствует вера.Априорные формы
рассудка в нашем созн-и уже есть.Мы окружены
феноменами.Чтобы разобраться с потоком
феноменов, мы должны их упорядочить.Это
упорядочение не имеет ничего общего с
содержанием того объективного мира,к-ый
является источником феноменов.Понятия
пространства и времени помогают расположить
феномены рядом, установить причинно–следственные
связи,но в мире нет понятия пространства
и времени,они есть только в нашей голове.Кант
опровергает существование врожденных
идей(а как же быть с понятием пространства
и времени–это априорные формы рассудка).Вывод:Кант
воздвигнул непроходимую границу м/д субъектом
и объектом,если под объектом мы понимаем
не феномен,а его сущность.
Субъект всегда
будет внешним по отношению к
объекту. Поэтому вещь в себе не может
быть познана. Априорные формы рассудка
субъективны. Как же можно передать знания
от одного человека к другому? Априорные
формы идентичны(трансцендентальный идеализм).
8.Философия
Нового времени
Развитие
фил.мысли в Нов.время было тесно
сопряжено с утверждением и развитием
капитализма.Последний возник в регионе,очерченном
географией основных процессов, связанных
с его генезисом.Итал.Возр-е,германская
Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как
инструменты в оркестре,дополняя друг
друга и сливаясь в одну общую симфонию.В
ожесточенной борьбе были сломлены мощь
феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчищены
пути для невиданного доселе развития
промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно
освобождается от средневек.связанности,вследствие
чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К
сущностным явлениям Нов.времени,по справедливому
замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат
также наука,машинная техника и искусство,к-ое
выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть
понимается в целом как культура.Ускоряющееся
развитие буржуазных отн-й предъявляло
новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно
в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е.
наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется
в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в
17-18-физика,химия, биология и др.В 17-18вв.появляется
плеяда видных ученых и мыслителей,сыгравших
огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в
разработке науч.и фил.проблем.Особое
место среди них принадлежит Ньютону,открытия
к-ого произвели подлинную революцию.Его
трудами был заложен фундамент механ.картины
мира и механист.мировоззрения.Содержание
науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия
и з-ны),устанавливаемые на основе опыта
путем индукции.Цель этого метода-противопоставление
достоверного естественнонауч.зн-я домыслам
натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз ученого"гипотез
не измышляю"стал лозунгом такого противостояния.
эмпиризм
и рационализм. Основной темой философии
Нового времени стала тема познания.
Сложились два крупных течения:
эмпиризм и рационализм, по-разному
трактовавшие источники и природу человеческого
знания.
Сторонники
эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали,
что основным источником достоверного
знания о мире являются ощущения и
опыт человека. Наиболее обстоятельно
эта позиция изложена в творчестве
Бэкона.
Бэкон
был сторонником эмпирических методов
познания (наблюдение, эксперимент). Философию
он считал опытной наукой, основанной
на наблюдении, а ее предметом должен быть
окружающий мир, включая и самого человека.
Сторонники эмпиризма призывали во всем
полагаться на данные опыта, человеческой
практики.
Сторонники
рационализма считали, что основным
источником достоверного знания является
знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем
рационализма считается Декарт - автор
выражения "подвергай все сомнению".
Он считал, что во всем надо полагаться
не на веру, а на достоверные выводы, и
ничто не принимать за окончательную истинную.
12.
Окруж.нас мир
многообразен,прекрасен. Он состоит
из отд.явлений.Что с ним происходит?На
эти и др.??призвана ответить диалектика.Д.греч.«вести
беседу».В совр.понимании,д.-т-я и метод
позн-я дей-ти,учение о наиболее общ.з-ах
развития природы, общ-ва,мышления.Элементы
ф-и соде-ржались уже в учениях др.ф-ах.3формы:1.стихийная
д.древних. 2.идеалистическая д.нем.класс.ф-и.3.материалисти-ческая
д.марксизма.(2)Существенное знач-е для
развития д.имеют фил.работы-Гегель,-Кант,-Шеленг.Высшей
ступени развития достигла в ф-и Гегеля.Г.-выдающийся
пред-ль нем.класс.идеализма.Его осн. труды:"Феноменология
духа","Наука логики","Лекции
по истории ф-и","Лекции по ф-и истории".Ф-ей
Гегеля завершается нем.класс.идеализм.Заслуга:он
впервые представил весь при-родный,истор.и
дух.мир в виде процесса,т.е.в беспрерывном
движении,изменении,развитии,и сделал
попытку раскрыть внутр.связь этого движения
и развития.Его истор.заслуга состояла
в том,что он ее поставил.Д.Г.-опред.взгляд
на мир.-метод подхода к дей-сти,метод её
позн-я.Д. составляет то раци-ональное
зерно в ф-и Гегеля,к-ое послужило исходным
пунктом раз-работки ф-и марксизма.Осн.черты:признание
взаимосвязи, движения, развития явлений;противоречия
как источника движения,развития; превращения
колич-ых изменений в качеств-ые;признание
зависимости метода от самого исследуемого
предмета;рассм-е истины как процесса;признание
преемственности в развитии.Он разработал
и сформировал осн.з-ны диалектики.Но д.Гегеля
не была диалектикой объективной дей-сти.Её
з-ны и категории ф-ф выводил не из природы
и чел.истории,а умозрительно,навязывая
их природе и общ-ву в качестве з-нов чистого
мышления.Именно поэтому Гегеглем нередко
высказывались абсурдные мысли,напр.,о
развитии природы в пространстве,а не
во времени или о завершении исторического
движения позн-я его фил.системой.Т.к.д.Гегеля
разрабатывалась на идеалистической основе,то
она не м.б.до конца последовательной.это
была д.идей,а не вещей.В диалектике идей,он
лишь угадал диалектику вещей и не более.Он
игнорировал революц.роль отрицания,его
неразрывную связь с борьбой противоположностей,природа
у него не развивается во времени,а лишь
разнообразится в пространстве,сама его
система ставит предел развитию мышления,хотя
метод требует отказа от границ в развитии
и т.д.Резко критиковали Гегеля за его
мистику русск.революционеры-демократы
19в.-Герцен,Бе-линский,Чернышевский.Несмотря
на это,в целом ф-я Гегеля послужила важнейшей
предпосылкой возникновения марксизма."Гегель,—
говорил Ленин, — гениально угадал диалектику
вещей(явлений,мира,природы)в диалектике
понятий".И далее:"Именно угадал,
не больше".
13.Л.Фейербах–нем.ф-ф,создатель
одн.из вариантов антрополог.мат-ма.Ф.импонировала
идея «реа-льн.чувств.чела».Осн.–его мат-зм.Хар-ая
черта:антропо-логизм,закл-ийся в понимании
чела как высшего продукта природы.Природа–основа
духа.Она же должна стать основой нов.ф-и,призванной
раскрыть земную сущ-ть чела.Однако«природная»сторона
в челе гипертрофи-ровалась,а соц.–недооценивалась.Из
всех чел.чувств выделял чув-во любви(нравст).Сосредот-ся
на пр-ме нрав.сути религии,что нашло свое
выражение в его осн.труде«Сущ-ть хр-ва».Исходным
пунктом воззрений Ф.явл.идея,выраж-ая
в концептуальном афоризме:«Не Бог создал
человека,а человек создал Бога». Осн.
заслуга:связал идеологию Гегеля с религией.ДляФ.ф-я
и религия–2 исключ.понятия-плод чел.фантазий.Критикуя
религию,Ф.от религии не отказался,чел
жить без бога не может.По Ф.,религия–не
просто продукт чел.невежества, она обладает
мн-ом достоинств:в религии нельзя не видеть
предписания к благоговейному отн-ю чела
к челу,в 1-ую очередь к любви.Сосредоточившись
на челе,на его чувствах дружбы и любви,ярко
хар-я любовь,Ф.стремился именно на этих
началах создать т-ю созидания общ-ва,в
к-ом царствовали бы любовь и справедливость.Видимо,этим
объясняется то,что он вступил в ряды социал-демократ.партии
и проповедовал идеалы соц.справедливости.
Осуждая идеал.толкование мышления,Ф.приходит
к вы-воду,что?об отн-и бытия к мышлению
есть?о сущ-ти чела,ибо мыслит лишь чел.значит
ф-я д.б.антрополо-гией,т.е. уч-ем о челе,в
существовании,в дея-ти к-го этот ? находит
свое факт., реальное решение. Науки вскрывают
связь мышления с матер.пр-ссами в чел.организме.Чел
неотделим от природы;мышление есть необход.выраж-е
прису-щей ему биолог.,физиолог.дея-ти.Антропология
указывает на его стремление разраб-ть
матер.систему взглядов.возражал против
хар-ра св.уч-я как мат-ма из за вульгарных
материалистов(мысль-вещ-во,выделяемое
мозгом).Сущ-ым содержанием и назнач-ем
антрополог.принципа:науч.истолкование
общ.созн-я,в к-ом он видит отражение сущ-ти
чела.Эта сущ-ть-чувст.жизнь ума и сердца,многообразие
переживаний индивида.Речь идет след-но
о том,чтобы рассм-ть разл. формы общ созн-я(и
религию) с точки зрения заключенном в
ней жизн.содержании.Здесь он идет дальше
предшествующих мат-ов,к-ые утверждали,что
религия лишена реального содержания.Ф.сводит
сверхестественное к естественному,нереальное
к реальному-в этом осн.черта его антрополог.
метода.Осн. антропологии:матер.учение
о природе.Природа явл.един. реальностью,а
чел ее высшим продуктом..Многообразие
явлений природы не м.б. сведено к общей
первоматерии.Природа вечна.Возникновение
и уничто-жение относятся только к отд.явлениям.Природа
бесконечна в прост-ве.У природы нет ни
начала не конца,все в ней наход.во взаимодействии;все
относительно.Все одновременно явл.дей-ем
и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...”Однако
эта глубоко диалект.догадка не находит
дальн.развития у Ф.отстаивает положение
о неразрывной связи материи и движения.Однако
не указывает на кач.многообразие форм
движения материи, на их взаимопереход.Ф.говорит
и о развитии,но понимает ее метафизично.Пытается
преодолеть механицизм.Он говорит о не
сводимости высших форм сущ.материи к
низшим. Психические акты сущ-о отличаются
от их физиолог.основы. Ед-во субъект.с
объект.,псих.с физ.не устраняет внутр.
различия м/д ними.Многообразие чел.ощущений
соответст-вует многообразию кач-в природы,оно
обусловлено им и принципиально невозможно
без него.Поэтому нельзя противопоставлять
содержание чел.ощущений кач. определенности
чувственно-воспринимаемых явлений. Тем
не менее,Ф.понимание субъекта и объекта
носит антрополог. хар-р.Несмотря на огран-ть
его взглядов,Ф. явился непосредственным
предшеств-ом марксизма.
14.Понятие
классич.и неклассич.типов
филос-ии.
Классич.и
неклассич.философия - термины, появившиеся
из естествознания. Геометрия Евклида,
Ньютонова физика считаются классич. В
конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики-
создание неклассич.физик, геометрий.
Те же процессы происходят и в философии.
Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию
(от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема
рацион., разумного познания. При чем разум
рассматрив.не только, как индивид, но
и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях,
в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым
сознанием. Человек осваивает мир только
с помощью разума. В этой фил-ии господствует
вера в разум, в его совершенство и всемогущество.
Считается, что разум ведет к просвещению
масс и демократии. Классич.фил-ия полагает,
что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе,
общ-ве, в самом человеке. Задача человека
- с помощью разума постичь законы природы,
общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки,
антигуманизм во всем (войны, убийства
и т.д.). Все это поставило под сомнение
идею всевластности разума. Кроме того,
были открытия в области биологии, психологии
человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное
понимание идеи Фрейда приводит к новому
пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить
классич.фил-ию был марксизм. Он первым
вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую
деятельность, в остальном же он придерживался
классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают
с классич.теорией вообще. Они уже не основываются
на разуме, их идеалом становится иррационализм,
т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто,
что не противоречит разуму, оно выше разума.
Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится
познание законов не объективн., а субъективн.мира:
внутр.состояний, переживаний человека.
Человек рассматривается в иррацион-ме
как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь
с миром (будь то мир др.человека или общ-ва).
В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход.
В фил-ии 20в гл.становится аксиологический
подход. Аксиология - наука о ценностях.
Предметом анализа явл.страх, тоска, забота,
отчаяние. Фил-ия становится психологичной.
15.Гл.фил.идея:материалисти-ческое
пони-мание истории.Ее обоснование М.дал
в Предисловии к «Критике пол.экономии»,впервые
введя в науч.оби-ход такие фил-социолог.понятия,как"производ.силы",
"про-изв.отн-я","базис",«соц.рев-ция".Особого
вним-я зас-луж-ет осуществл.М-ом анализ
природы товара,в рез-те к-го была опред-на
суть диалектики прир.и соц.в вещи.М выявил
противоречивость соотн-я прир.и соц. хар-к
товаров.При этом он развенчал представление,
хар-ое для боль-ва предшеств.экон-ов,вкл.Смита,
согласно к-му ст-сть выводилась из их
потреб.кач-в,т.е.из прир.хар-к.Маркс показал,что
в опред.общ.усл-ях в матер.вещах,выступающих
в кач-ве товаров,проис-ходит своеобразное"расщепление"прир.и
соц.знач-й ве-щей.Однако общ.знач-я вещей
не выводятся из их прир.кач-в,а прир.кач-ва
не опред-ся общ.знач-ми вещей,их общ.бытием.Отсюда
след-о,что товар как выражение прир.кач-в
вещей и тот же товар как выражение соц.знач-й
сущ-ет и функционирует в общ-ве совершенно
по-разному.В итоге это свидетельство-вало
о том,что в"расщеплении" прир.и соц.кач-в
вещей проявл-ся различие м/д прир.и общ-ом
вообще. Т.о. была представлена сложная
картина диалектики прир. и соц.в товарах.Были
также прослежены истоки хар-к прир.и общ.в
товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и
общ., объяснены причины этого феномена,осуществлен
анализ соотн-я прир.и общ.в товаре как
развиваю-щегося ед-ва противополож-ностей.Мысль
М.о двойственности товара,диалектике
прир.и соц.в нем явилась глубочайшим методолог.про-рывом
в ф-и экономики.По сущ-ву,это методолог.
ключ к учению о прибавочной ст-ти.Маркс
также убе-дительно показал,что"вещь
не может быть ст-стью не будучи предметом
потребления.Если она бесполезна,то и
затраченный на нее труд бесполезен,не
считается за труд,поэтому не образует
никакой ст-сти".В св.трудах М.показал
также,что чел.сознание явл-ся весьма слож.