Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
21.Герменевтика - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов).
Герменевтика
как подсобная философская
Эта теория была
развита и получила свое развитие
в философии жизни (Шопенгауэр, Ницше).
Герменевтика превращается в методологию
научного познания в учении Дельтея (основоположника
академической философии жизни).Дельтей
рассматривал Герменевтику как методологическую
основу гуманитарных наук. Он противопоставлял
науку о духе наукам о природе, т.е. если
науки о природе объясняют окружающую
действительность, но науки о духе ее истолковывают.
Философия познания Дельтея стала основой для герменевтики М. Хайдегерра.
Учеником Хайдегерра
является основатель современной герменевтики
Ганс Георг Гадамер (1900-2002) философ долгожитель.
Ганс Георг
Гадамер предполагал что в
основе человеческого познания лежит
пред-рассудок. Основное произведение
Гаддамера - “Истина и метод”. В
этой книге Гадамер утверждает, что
понимание обусловлено исторически определенным
контекстом. Этот исторический контекст
представляет собой систему сложившихся
стереотипов и предрассудков. Исследователь
может уточнять, корректировать это пред-понимание,
но не может полностью освободится от
него.
“В действительности
не история принадлежит нам, а
мы принадлежим истрии.. Самосознание
индивида есть только вспышка в замкнутой
цепи исторической жизни, поэтому пред-рассудки
влияют на человека в гараздо большей
степени, чем его суждения составляя
действительность его бытия”.
Гаддамер утверждал,
что в современной философии
центральное место получили проблемы
языка. “Язык является хранящей и
оберегающей силой”. Интерпретация
связи с определенными
22.Структурализм,
научное направление в гуманитарном
знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее
позднее различные философские и идеологические
интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного
направления связано с переходом ряда
гуманитарных наук от преимущественно
описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому
уровню исследования; основу этого перехода
составило использование структурного
метода, моделирования, а также элементов
формализации и математизации. Лежащий
в основе конкретно-научного С. структурный
метод первоначально был разработан в
структурной лингвистике (или лингвистическом
С.), а несколько позднее был распространён
на литературоведение (см. Структурализм
в литературоведении), этнографию, историю
и некоторые др. гуманитарные науки.
Структурная лингвистика,
совокупность воззрений на язык и
методов его исследования, в основе
которых лежит понимание языка как
знаковой системы с четко выделимыми структурными
элементами (единицами языка, их классами
и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся
к точным наукам) описанию языка. Своё
название С. л. получила благодаря особому
вниманию к структуре языка, которая представляет
собой сеть отношений (противопоставлений)
между элементами языковой системы , упорядоченных
и находящихся в иерархической зависимости
в пределах определённых уровней Структурное
описание языка предполагает такой анализ
реального текста, который позволяет выделить
обобщённые инвариантные единицы и
соотнести их с конкретными речевыми сегментами
на основе строгих правил реализации.
Эти правила определяют границы варьирования
языковых единиц в речи, допустимого с
точки зрения сохранения ими самотождественности,
т. е. фиксируют набор допустимых синонимических
преобразований единицы языка.
Объект исследования
конкретно-научного С. — культура как
совокупность знаковых систем, важнейшая
из которых — язык, но в которую
входят также наука, искусство, религия,
мифология, обычаи, мода, реклама и т.д.
Именно на этих объектах структурно-семиотический
анализ позволяет обнаружить скрытые
закономерности, которым бессознательно
подчиняется человек. Этим закономерностям
соответствуют глубинные пласты культуры,
по-разному определяемые в разных концепциях
(понятия «эпистема» и «дискурсивные формации»,
характеризующие глубинные уровни знания
у Фуко, понятие «письмо» у Барта и Ж. Деррида,
«ментальные структуры» у Леви-Строса
и т.д.), но во всех случаях рассматриваемые
в качестве опосредующих отношение человеческого
сознания и мира. Сознание и самосознание
человека, игнорирующие это опосредование,
оказываются, по С. источником иллюзий
относительно свободной и суверенной
деятельности человеческого «Я». В связи
с этим в С. пересматривается ряд традиционных
понятий гуманистики — таких, как автор,
творчество, произведение и др. Выступая
против традиционной «истории идей», С.
делает упор на качественных преобразованиях
культуры, основанных на радикальных перестройках
глубинных структур. Одновременно на др.
уровне абстракции в С. развиваются поиски
широких типологических обобщений, общечеловеческих
универсалий, всеобщих схем и законов
деятельности интеллекта.
Конкретно-научный
С. показал свою плодотворность
в изучении культуры первобытных племён,
в фольклористике и др. областях. В то же
время он вызвал острые дискуссии в конкретно-научном
и философском плане.
23.В
философии постмодернизма
отмечается сближение ее не с наукой, а
с искусством. Таким образом философская
мысль оказывается не только в зоне маргинальности
по отношению к науке, но и в состоянии
индивидуалистического хаоса концепций,
подходов, типов рефлексии, какое наблюдается
и в художественной культуре конца ХХ
века. В философии так же как и в культуре
в целом действуют механизмы деконструкции,
ведущие к распаду философской системности,
философские концепции сближаются с «литературными
дискуссиями» и «лингвистическими играми»,
преобладает «нестрогое мышление». Декларируется
«новая философия», которая «в принципе
отрицает возможность достоверности и
объективности…, такие понятия как „справедливость“
или „правота“ утрачивают свое значение…»[6]
В общем картина может быть охарактеризована
как хаотичная.
Т.о. постмодернизм
определяется как маргинальный китчевый
философский дискурс с характерной антирациональностью.
Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание
диалектики как закона развития, великие
завоевания культуры превращаются в свою
противоположность Состояние утраты ценностных
ориентиров воспринимается теоретиками
постмодернизма позитивно. «Вечные ценности»
— это тоталитарные и параноидальные
идефиксы, которые препятствуют творческой
реализации. Истинный идеал постмодернистов
— это хаос, именуемый Делезом хаосмосом,
первоначальное состояние не упорядоченности,
состояние не скованных возможностей.
В мире царствует два начала: шизоидное
начало творческого становления и параноидальное
начало удушающего порядка. При этом постмодернисты
утверждают идею «смерти автора», вслед
за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка
нуждается в немедленной деконструкции
— освобождении смысла, путем инверсии
базовых идеологических понятий, которыми
проникнута вся культура.
Философия искусства
постмодернизма не предполагает никакого
соглашения между концепциями, где
каждый философский дискурс имеет право
на существование и где объявлена война
против тоталитаризма любого дискурса.
Таким образом осуществляется трансгрессия
постмодернизма как переход к новым идеологиям
на современном этапе. Однако можно предполагать,
что состояние хаоса устоится рано или
поздно в систему нового уровня и есть
все основания рассчитывать на то, что
будущее философии определится ее способностью
обобщить и осмыслить накапливаемый научный
и культурный опыт.
24. Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины ΧΙΧ — начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России — высылку большевиками в 1922 последних представителей «старорежимной» философской школы.
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
Проблема человека;
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.
25.Бел.ф-я.История
формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа
уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её
зарождение связано с образованием Киевской
Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров
и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн.
знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):
№26.Бытия.Люб.фил.рассуждение
начинается с понятия о бытии,? о том,что
такое бытие,постоянно присутствует в
люб.философствовании.Он возник вместе
с зарождением ф-и и будет постоянно сопровождать
ее,пока будет сущ-ть мыслящее чел-во.Это
вечный ?. И глубина его содержания неисчерпаема.Под
бытием в самом широком смысле этого слова
имеется в виду предельно общее понятие
о существовании,о сущем вообще.Бытие
и реальность как всеохватывающие
понятия–синонимы.Бытие есть все то, что
есть–«вся видимая же и невидимая».Как
утверждается Символом веры.Это и материальные
вещи,и все процессы (физи.,хим.,геолог.,биолог.,
.Бытие как
фил.категория–не просто
Следовательно
мир есть и будет,правда док-ть это
мы не можем.1.Признание
существования или несуществования
мира.Везде или нет–мир?Все ли пространство
заполнено миром?Все существующее должно
иметь предел.Нам проще представить мир
безграничным,как только представим безграничным-?–где
граница?Непротиво-речивое определение
бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ».2.Мы
воспринимаем мир единым
и бесконечным.Все явления в мире конечны,а
мир–бесконечен.Существование–
Уровни бытия: