Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 64 вопроса.

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

21.Герменевтика - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов).

Герменевтика  как подсобная философская наука  известна с античности и существует до сих пор в религиозном знании. Основатель философской герменевтики считается Ф. Шлейкмахер (иногда относится к немецкой классической философии). Этот философ истолковывает реальность как определенного рода текст, который может быть интерпретирован. 

Эта теория была развита и получила свое развитие в философии жизни (Шопенгауэр, Ницше). Герменевтика превращается в методологию научного познания в учении Дельтея (основоположника академической философии жизни).Дельтей рассматривал Герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о природе, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, но науки о духе ее истолковывают.  

Философия познания Дельтея стала основой для  герменевтики М. Хайдегерра.

Учеником Хайдегерра является основатель современной герменевтики Ганс Георг Гадамер (1900-2002) философ долгожитель.  

Ганс Георг  Гадамер предполагал что в  основе человеческого познания лежит  пред-рассудок. Основное произведение Гаддамера - “Истина и метод”. В  этой книге Гадамер утверждает, что понимание обусловлено исторически определенным контекстом. Этот исторический контекст представляет собой систему сложившихся стереотипов и предрассудков. Исследователь может уточнять, корректировать это пред-понимание, но не может полностью освободится от него.  

“В действительности не история принадлежит нам, а  мы принадлежим истрии.. Самосознание индивида есть только вспышка в замкнутой  цепи исторической жизни, поэтому пред-рассудки влияют на человека в гараздо большей  степени, чем его суждения составляя  действительность его бытия”.  

Гаддамер утверждал, что в современной философии  центральное место получили проблемы языка. “Язык является хранящей и  оберегающей силой”. Интерпретация  связи с определенными языковыми  конструкциями. Кроме Гадамера современной  герменевтику развивал Поль Риккер (французский философ 20 века) - интерпретация субъекта и проблема идентичности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22.Структурализм, научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Лежащий в основе конкретно-научного С. структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике (или лингвистическом С.), а несколько позднее был распространён на литературоведение (см. Структурализм в литературоведении), этнографию, историю и некоторые др. гуманитарные науки. 

Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и  методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Своё название С. л. получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы , упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах определённых уровней  Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы  и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими самотождественности, т. е. фиксируют набор допустимых синонимических преобразований единицы языка. 

Объект исследования конкретно-научного С. — культура как  совокупность знаковых систем, важнейшая  из которых — язык, но в которую  входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т.д. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях (понятия «эпистема» и «дискурсивные формации», характеризующие глубинные уровни знания у Фуко, понятие «письмо» у Барта и Ж. Деррида, «ментальные структуры» у Леви-Строса и т.д.), но во всех случаях рассматриваемые в качестве опосредующих отношение человеческого сознания и мира. Сознание и самосознание человека, игнорирующие это опосредование, оказываются, по С. источником иллюзий относительно свободной и суверенной деятельности человеческого «Я». В связи с этим в С. пересматривается ряд традиционных понятий гуманистики — таких, как автор, творчество, произведение и др. Выступая против традиционной «истории идей», С. делает упор на качественных преобразованиях культуры, основанных на радикальных перестройках глубинных структур. Одновременно на др. уровне абстракции в С. развиваются поиски широких типологических обобщений, общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. 

  Конкретно-научный  С. показал свою плодотворность в изучении культуры первобытных племён, в фольклористике и др. областях. В то же время он вызвал острые дискуссии в конкретно-научном и философском плане. 

23.В  философии постмодернизма  отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[6] В общем картина может быть охарактеризована как хаотичная. 

Т.о. постмодернизм  определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние не упорядоченности, состояние не скованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. 

Философия искусства  постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где  каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24. Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины ΧΙΧ — начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России — высылку большевиками в 1922 последних представителей «старорежимной» философской школы.

Предметами философского поиска русских мыслителей были:

Проблема человека;

Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

Проблемы морали и нравственности;

Проблемы выбора исторического пути России — между  Востоком или Западом (сугубо специфическая  проблема русской философии);

Проблема власти;

Проблема государства;

Проблема социальной справедливости;

Проблема идеального общества;

Проблема будущего. 

25.Бел.ф-я.История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово о полку игореве,повесть временных лет.Выдающ.мыслителем в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитаниюВ лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию наци-он.самосозн-я.(зафиксировано в летопесях).В 14-16вв. формируется бел.народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотво-рным влиянием эпохи Возрож-я.Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит.роль принадлежала и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму.т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрица-ния самого Бога.Мысли Будного,направленные на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение мысли от церковных пут,имели для своего времени прогрессив-ное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог рефор-мационного движения.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу. ,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов.В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры.Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси знасительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1.ре-лиг.-пол-кое.2.марксиское;3.нац.-возрожденческое. На-чиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.акже работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№26.Бытия.Люб.фил.рассуждение начинается с понятия о бытии,? о том,что такое бытие,постоянно присутствует в люб.философствовании.Он возник вместе с зарождением ф-и и будет постоянно сопровождать ее,пока будет сущ-ть мыслящее чел-во.Это вечный ?. И глубина его содержания неисчерпаема.Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании,о сущем вообще.Бытие и реальность как всеохватывающие понятия–синонимы.Бытие есть все то, что есть–«вся видимая же и невидимая».Как утверждается Символом веры.Это и материальные вещи,и все процессы (физи.,хим.,геолог.,биолог.,соц.,псих.,дух.),это их св-ва, связи и отн-я.Плоды самой буйной фантазии,сказки, мифы,даже бред больного воображения–все это тоже сущ-ет как разновидность дух.реальности,как часть бытия.

.Бытие как  фил.категория–не просто существование,а  то, что гарантирует существование.Почему бытие не называют существованием?Понятие существование наделяет предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку:«Ты для меня не существуешь». Бытие же имеет смысл«есть»,эта связка подчеркивает смысл существующего(Сидоров есть человек).Аспекты бытия:

  • Что существует?  Мир.
  • Где?   Здесь и везде.
  • Как долго? Сейчас и всегда.

Следовательно мир есть и будет,правда док-ть это мы не можем.1.Признание существования или несуществования мира.Везде или нет–мир?Все ли пространство заполнено миром?Все существующее должно иметь предел.Нам проще представить мир безграничным,как только представим безграничным-?–где граница?Непротиво-речивое определение бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ».2.Мы воспринимаем мир единым и бесконечным.Все явления в мире конечны,а мир–бесконечен.Существование–предпо-сылка ед-ва мира.Если есть мы и природа–бытие-уже предпосылка ед-ва мира.Материальность,ед-во простран-ства и времени(Е=mc2).Тождество бытия:А=А-одно из фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в процессе наших рассуждений).3.Как все то,что сущ-ет в отдельности сущ-ет?Все то,что нас окружает–дей-сть,имеет ли оно логику существования или нет?(Мы выделяем растения и животные,т.к.нам это хо-чется или это разделение не зависит от нас).Реальность:как мы эту дей-сть познаем.Действительность:все то,что сущ-ет и дей-ет на нас.

Уровни  бытия:

  • Бытие природы
  • Бытие общества
  • Бытие личности

Информация о работе Ответы по философии