Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
3. Философия древней индии
В Инд.пр-сс зарождения
ф-и наз-ся"эпохой брожения умов".Ф.возникает
в Инд.как критика брах-манизма.Инд.ф-я
мысль–древн.в мире.Осн.школы: джайнизм(позн-е
мира),буддизм(попытка осознать дух.и телесное),адживика(фатально-
6.Номинализм
и реализм.Средневек.Ф.-ф-я западноев-роп
феод общ-ва,развивавшаяся в эпоху от крушения
Рим империи(5в.)до возникн-я ранних форм
капит.общ-ва(14-15вв.).Падение ант рабовладе-льч.общ-ва
сопровож-далось упадком ф-и.Ант.фил. наследие
было ут-рачено и оставалось до 2пол 12в.неизвестным
ученым Зап.Европы. Господств. идеологией
ста-ла религиозная:в Передней Азии, Аравии
и арабояз-ых странах-мусульманская,в
Евро-пе- хр-ая в 2-х разновидностях (римский
католицизм и византийское православие).
Школа, просвещение перешли в руки церкви,догмы
кот. лежали в основе всех представлений
о природе,мире и челе.Развитие школ(светских
и дух-ых),а с сер12в.и осн-е 1-ых универов(в
Италии,Анг,Чехии,Фр)поставили пе-ред ф-ей
задачу помочь церкви в фил-ом объяснении
и даже обосновании догматов веры. Фил-ия
на несколько веков стала “слугой богословия”.Роль
эту она исполняла уже в дея-ти апологетов-защитников
хр-ва против яз-ва, затем в соч.“отцов
церкви”.Крупн.из них на Западе- Августин
ввел в систему уч-й хр.ф-ии ряд идей неоплатонизма.Др.-для
Запада-источником влияния нео-платонизма,
приспособленного к задачам хр.идеологии,
стали вост.неоплатоники,в их числе так
называем.Лже Дионисий Ареопагит(5в.).Важн.роль
в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн
Скот,или Эригена.При объяс-нении догм
веры перед средневек.фил-ми возникли
слож.?? об отн-и единичного к общему и о
реальности общего.В зависимости от способа
их решения школьная ф-я,получившая название
схоластики,выработала ряд точек зрения,осн.среди
кот.стали вступившие в борьбу м/д собой
уч-я реализма и номинализма.Реализм-
7.Ф-я
Возр-я.Соц.-эк.изменения к.15-нач.16в.привели
к возникновению довольно многочисленного
слоя буржуазной интеллигенции.Если до
этого ученые и фил-ы были под влиянием
церкви,то теперь оно ослабевало.В данный
период возникла новая культура,получившая
название гуманизма,к-ый означал светскую
образованность.Гуманисты противо-поставляли
светские науки церковно-схоласт.учености.
Особенность ранней буржуазной культуры
закл.в широком использовании антич.культ.наследия.Антич.
9.XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства.. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
В XVIII веке
еще более закрепляется безграничная
вера в науку, в наш разум. Если
в эпоху Возрождения
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.
В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.
можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);
• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;
• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.
Основой теории
“общественного договора” является положение
о том, что государству предшествовало
естественное состояние человека. Условия
жизни людей и характер человеческих взаимоотношений
в естественном состоянии представлялись
не однозначным образом. Гоббс видел естественное
состояние в царстве личной свободы, ведущей
к "войне всех против всех"; Руссо
считал, что это есть мирное идеалистическое
первобытное царство свободы;
10.. В истоках французского материализма лежат философские идеи Б.Спинозы, Д.Локка, Р.Декарта, П.Гассенди, а также многие достижения естественных наук, связанные с именами И. Ньютона, П.Лапласа, Ж.Бюффона и др. Итак, что же конкретно представляет собой французский материализм XVIII века? Его наиболее яркими представителями являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.
Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.
Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идут дальше Б.Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна.
Более того, французские
материалисты предвосхитили некоторые
положения эволюционного
Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит. Здесь они были, по-видимому, в плену механистического детерминизма Лапласа, полагавшего, что все изменения, все события в этом мире жестко определяются фундаментальными законами механики: все разложимо на материальные точки и их движение, и потому все подчинено механике.