Сферы
бытия:
- Органическая
сфера
- Неорганическая
сфера
- Техносфера
и т.д.
Формы
бытия:1.Вещей и процессов–естественное
бытие, иногда его разделяют на миры: микромир–на
уровне элементарных частиц, макромир–на
уровне человека, мегамир–дали.Представлены
первой и второй природой:Первая природа–существовала
до чела,с ним и после него.Вторая природа–вечный
мир,созданный челом.Чел создает вторую
природу на основе законов первой природы.2.Человека.Чел
сущ-ет как чел благодаря уникальной связи
природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта
уникальность связи в других объектах
отсутствует.3.Духовного(идеального).
- Индивидуализированного
духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир
уходит с нами.Мы произвольны в формировании
своего дух. мира(он субъективен).
- Объективированного
духовного–не зависит от конкретного
индивида.
- Социального
духовного–форм общ-ва.
Итог:
Бытие-существование во всех его многообразных
формах.Бытие–категория единая,его деление
произведено в познавательных целях.
Метафи́зика (др.-греч.
τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики»)
— раздел философии, занимающийся исследованиями
первоначальной природы реальности, бытия
и мира как такового.
Онтология как
отдельная наука появилась в
немецком классическом идеализме благодаря
разбиению метафизики на два раздела
Вольфом, а впоследствии и Кантом: metaphysica
generalis и metaphysica specialis. Первый раздел преобразовался
в онтологию, а второй раздел непосредственно
в метафизику в том понимании, которое
вкладывал в это понятие Иммануил Кант,
т.е. в совокупность психологии, теологии
и космологии.
Разделением чистой
метафизики и онтологии также
занимался Мартин Хайдеггер
27.СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ФИЛ
КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”.Материя-фундаментальная
исходная кате-гория фил.,от того или иного
ее понимания зависит реше-ние практ всех
других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е
удерживалось до 20в.,когда произошла револ
в физике.1ой ступенью в осознании материальности
мира был стих.материализм.Началом
форм понятия материи явился переход от
качеств разнообразия сущ.вещей к понятию
единой,объемлющей это кач.разнообразие
основы мира-первоматерии.Это абстрагирование
сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось
из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир.
воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но
уже Демокрит заметил,что с помощью одного
кач.определ-я в-ва невозможно объяснить
происхожд другого,т.к.он не содержит принципа
своего превращения.Дальнейшее развитие
мысли привело к атомистике.Атомы
тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи
всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная
картина мира.Она была очень плодотворной
для ф-и и науки в целом.С этой теорией
связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение
в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять
большую часть явл.и событий мира на основе
взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть
и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве
осталось еще что-нибудь открывать?”Однако
был открыт электрон, ядерный распад и
превращеие атомов.Атом оказался вовсе
не мельчайшей частицей в-ва.Открытие
электромагн.полей и ядерных сил тоже
внесли свою лепту.Поле-принципиально
отличное от в-ва состояние материи.Первоначально
поле понималось как окруж какой-нибудь
предмет пространство,для каждой точки
кот можно определить величину и направл
силы взаимодей-я м/д данным объектом и
другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было
доказано,что поле не только атрибут объекта,
но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид
материи,основным св-вом кот.является
непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя
исчезла”.Этот кризис связан с утратой
представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение
массы электр.при измен усл-й поля или
скорости,ядерные реакции-превращение
в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно
воспринимать объекты микромира заставила
обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали
при этом материю забвению=идеализм.К
этому привело и то,что материализм традиционно
был связан с механи-чески-вещественным
пониманием материи.Был этот мир глубокой
тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился
Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\
Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\.Диалектико-материалист.понятие
материи.Необходимо было осво-бодить категорию
материи от ее будто бы неразрывной
связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что
исчезла не материя,а метафиз.представление
о ней.Единственное св-во материи-“быть
объективной реальностью, сущ-ть вне нашего
созн-я.” Короче “материя есть фил.категория
для обозначения объективной реальности,кот.дана
челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся
нашими ощущениями,существуя независимо
от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А
? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому
нельзя дать опреде-ления центр.категории
теории позн-я как только через ее соотнесение
с др, столь же шир.категорией-созн-ем и
определением того,что из них берется
за первичное. При-чем противопол.материи
и созн-я имеет абсол.значение только в
пределах очень огранич.области:искл-но
в пре-делах основного гносеолог.? о том,что
признать превич-ным.За этими пределами
относительность данного противоположения
несомненна”.
28.Движение-способ
существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся
в непрерывном взаимодей-ии и изменении
материальных образований.Выделяют основные,
специфические и общие формы движения
материи.Критериями их классификации
явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального
носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем
организации неорганической,живой или
соц.материи;2)наличие специф.или системы
специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими
опред.уровень организации материи;3)наличие
относительно замкнутой системы з-ов,управляющих
специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь
высших форм движения с предшествующими(высшая
форма движения возникла на основе предшествующей
и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость
высших форм движения к предшествующим(лежащие
в основе предшествующих форм движения
взаимодей-я и управляющие ими законы
не охватывают всего содержания взаимодей-й
и з-ов,присущих высшим формам движения).На
основе отмеченных критериев выделяют
5 основных форм движения материи:механическую-пространственное
перемещение любых материальных образований,
представляющее собой внеш.форму специф.материальных
процессов;физическую-охватывает взаимодей-е
материальных образований и сопутствующие
им изменения на субмикроэлементарном,
микроэлементарном,ядерном и атомном
уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены
агрегатных состояний вещества, движения
в газах, жидкостях и телах и другие, носителями
к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы
взаимодей-я и изменения материальных
образований на атомном и молекулярном
уровнях (химические реакции-процессы
взаимодей-я атомов и молекул).Носителями
хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы
и др.комплексные соединения;биологическую-взаимодей-я
и сопутствующие им изменения объектов,
образующих уровни организации живой
материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах,
их самовоспроизведения и приспособляемости,образования
и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы
взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения
их структуры и функций в рамках общ-ва
как целостной системы.Специфические
формы движения материи предполагают
наличие особого материального носителя
и в основном соответствуют уровням организации
материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную,
внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую
и др.Общие формы движения материи,к числу
к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную
и электромагнитную,-общий способ бытия,общий
тип функционирования материальных систем.Неразрывная
связь движения с материей-важн. хар-ка
как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так
и материи(движение-способ существования
материи).К важн.хар-кам движения относятся
также его абсолютность и противоречивость.Движение
противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости
и стабильности (покоя), непрерывности
и прерывности,абсолютного и относительного.Оно
абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна
во всех формах движения одновременно,имея
место в одной из них,она устраняется совокупным
движением материи.
29.прост-во
и временя в
ф-и.То или иное понимание прост-ва
и времени складывается в зависимости
от хар-ра взаимодей-я материи и движения,
движения и покоя.Демокрит:вводит
понятие пустого прост-ва для движения
атомов как необходимого объективного
усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и
однородно,оно является вместилищем неограниченного
числа миров. Время отождествлялось с
бесконечностью, вечностью, как объективной
основой вечного движения;вся природа
представлялась в вечном и неустанном
движении. Пространство и время рассм-лись
в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой
подход к пониманию прост-ва и времени
был хар-н для мн.материалистов Др.Греции.
Идеалисты:Платон
и Фома Аквинский определяли вечность
как нечто вневременное,божественное,
сверх-природное, совершенное.Аристотель:отвергал
существо-вание пустого,однородного и
бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля
неоднородно и конечно.Время выражает
число движений и течет равномерно.Ньютон:у
него абсолютное прост-во было демакритовой
пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное
вместилище всех материальных тел и их
движений.Время-чистое,однородное,равномерное,
непре-рывное, вечная и неизменная длительность,оно
имеет одно направление и течет от прошлого
через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во
и время не от чего не зависят.Такое понимание
прост-ва и времени было хар-но для Лейбница,
Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни
чистой длительности,как самостоятельных
начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения
тел,а время-порядок сменяющих друг друга
событий или состояний тел,т.е.прост-во
и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые
активны,абладают движением,наделены
способностью самодвижения.В тесных рамках
идеализма,но глубоко диалектически пытался
решить эту проблему Гегель:он считал,что
только в движении прост-во и время действительны,они
неразделимы и определяют друг друга как
ед-во противоположностей.Диалектика
прост-ва,времени и движения лежит в мировом
духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные
идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах.Кант:считал
прост-во и время в качестве априорных,доопытных
и врожденных св-в чел.созн-я как чистые
формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает
явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант
считает,что тела представляются нам как
имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому
что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во
и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический
материализм: прост-во и время-форы или
способы существования материи.Св-ва прост-ва
и времени.1.Общие св-ва:1). Объективность;2).абсолютность–движение,как
и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием
прост-ва и времени является движущаяся
материя,поэтому прост-во и время меняются
в разл.частях света,на разных уровнях,
в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается
в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические
св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во
связано с движением прост-ва
и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся
переход от одних пространственно-временных
струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные
отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных
отн-й и одного временного отн-я; существует
понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются
др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно
необратимо,это св-во обусловлено хар-ом
причинно-следственных отн-й.Прост-во-когда
любой объект занимает место,т.е.обладает
протяженно-стью,находится на каком-то
расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет
с ними и обладает определенной кон-фигурацией.Время–1)длительность
явления;2)следова-ние сменяющих друг друга
событий и явлений, имеющих одно
измерение.
30.Диалектика
– признанная в современной философии
теория развития всего сущего и основанный
на ней философский метод. Диалектика
теоретически отражает развитие материи,
духа, сознания, познания и других аспектов
действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.
Главная проблема
диалектика – что такое развитие?
Развитие –
общее свойство и главнейший признак
материи: изменение материальных и
идеальных объектов, причем не простое
(механическое) изменение, а изменение
как саморазвитие, результатом которого
является переход на более высокую ступень
организации.
Развитие –
высшая форма движения. В свою очередь,
движение – основа развития.
Среди способов
понимания диалектики развития –
законов, категорий, принципов –
основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это
объективные (не зависящие от воли человека),
общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся
связи между сущностями и внутри
сущностей.
Законы диалектики
отличаются от законов других наук
(физики, математики и др.) своей всеобщностью
и универсальностью, поскольку они:
охватывают все
сферы окружающей действительности;
раскрывают глубинные
основы движения и развития – их
источник, механизм перехода от старого
к новому, связи старого и нового.
Выделяются три
базовых закона диалектики:
единства и
борьбы противоположностей;
переход количества
в качество;
отрицания отрицания;
Основные принципы
диалектики.
Основными принципами
диалектики являются:
принцип всеобщей
связи;
принцип системности;
принцип причинности;
принцип историзма.
Категория диалектики
– наиболее общие понятия, которыми
оперирует философия для раскрытия
сути диалектических проблем. К основным
категориям диалектики относятся:
сущность и
явление;
форма и содержание;
причина и следствие;
единичное, особенное,
всеобщее;
возможность и
действительность;
необходимость
и случайность.
31.Среди
способов понимания
диалектики развития – законов, категорий,
принципов – основополагающими являются
законы диалектики.
Закон – это
объективные (не зависящие от воли человека),
общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся
связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики
отличаются от законов других наук
(физики, математики и др.) своей всеобщностью
и универсальностью, поскольку они:
охватывают все
сферы окружающей действительности;
раскрывают глубинные
основы движения и развития – их
источник, механизм перехода от старого
к новому, связи старого и нового.
Выделяются три
базовых закона диалектики:
единства и
борьбы противоположностей;
переход количества
в качество;
отрицания отрицания;
Закон единства
и борьбы противоположностей.
Закон единства
и борьбы противоположностей заключается
в том, что все сущее состоит
из противоположных начал, которые,
будучи едиными по своей природе,
находятся в борьбе и противоречат
друг другу (пример: день и ночь, горячее
и холодное, черное и белое, зима и лето,
молодость и старость и т.д.).
Единство и
борьба противоположных начал –
внутренний источник движения и развития
всего сущего.
Закон перехода
количественных изменений в качественные.
Вторым законом
диалектики является закон перехода
количественных изменений в качественные.
Качество –
тождественная бытию определенность,
стабильная система определенных характеристик
и связей предмета.
Количество –
исчисляемые параметры предмета или
явления (число, величина, объем, вес, размер
и т.д.).
Мера – единство
количества и качества.
При определенных
количественных изменениях обязательно
меняется качество.
При этом качество
не может меняться бесконечно. Наступает
момент, когда изменение качества приводит
к изменению меры (то есть той системы
координат, в которой раньше происходило
изменение качества под влиянием количественных
изменений) – к коренной трансформации
сущности предмета. Такие моменты получили
название «узлов», а сам переход в иное
состояние понимается в философии как
«скачок».