Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую.
Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.Проблема получила свое научное разрешение только с позиций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специфическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человеческого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географической и геологической средой.В связи с вышеизложенным можно так определить природу и общество: природа — это материя, не осознающая своего бытия; общество — это материальное образование, развивающееся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития.
Единство законов
природы и законов общества заключается
в следующем:они действуют объективно
и при наличии соответствующих условий
проявляются с необходимостью, т.е. и законы
природы, и законы общества реализуются
независимо от того, знаем мы о них или
нет, познаны они или не познаны. Человек
не может отменить ни законы развития
общества, ни законы природы;изменение
материальных условий влияет на проявление
и действие как общественных, так и природных
законов.Существует и известное различие
между законами общества и законами природы.
Так, природа бесконечна в пространстве
и во времени. Среди законов природы есть
и вечные (например, закон всемирного тяготения),
и очень долговременные (законы развития
растительного мира). Законы же общества
не вечны. Они возникают с образованием
общества и прекращают свое действие с
уходом с исторической арены конкретного
общественного образования, формации.Законы
природы проявляются в действии стихийных
бессознательных сил: природа "не знает",
что она творит. Исторические же законы
осуществляются через сознательную деятельность
масс людей. Они не могут функционировать
"сами по себе", без участия человека.
Законы развития общества и законы природы
различаются и по своей сложности. Это
законы разных уровней движения материи.
Законы низших форм движения материи хотя
и могут оказывать воздействие на законы
общественного развития, но не они определяют
сущность общественных явлений и процессов.Человек
в своем развитии подчиняется и законам
механики, и законам физики, и законам
химии, и биологии. Но сущность его определяется
общественными отношениями и только ими,
а не особенностями биологического вида.
Изменение его общественной природы может
отставать, а может и опережать ход истории
в целом.Рассмотренная научная гипотеза
соотношения природы и общества, их единства
не единственная, она лишь более обоснованная.
Есть и другие подходы: космическое расселение
разума — существование множества миров,
подобных и не похожих на наш; многообразие
форм живой материи, каким-то образом "распределившихся"
в бесконечном космосе, и т.д. Все это гипотезы
и предположения, которые со временем
могут стать объектом пристального внимания
новых научных направлений, школ, а затем
превратиться в доказанные теории, более
точно и объемно объясняющие окружающий
нас мир и нас самих
53.Чел.общ-во-опред.система.В
основе развития: способ пр-ва материальных
благ.Соу.структура общ-ва исторически
изменяется.Элементы ее находятся в движении
и развитии.Основа этого движения –способ
пр-ва.Возьмем первобытный способ пр-ва.Такому
способу лучше всего отвечала родовая
организация людей.Род-обособленную общественно-производст-венную
группу людей,связанных кровно-родственными
связями,основанную на общ.собст-вености
и коллективном труде.С развитием общ.пр-ва
происходит объединение неск-ких родов
в племя,а затем в союзы племен.Возникает
особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья.Рабовладельческий
способ пр-ва вызвал коренные изменнеия.Изменилась
форма семьи,произошло слияние,смещение
и исчезновение родов и племен,возникла
новая языковая,эк.и культ.общность людей-народность.
Положил начало антагонистической соц.структуре
общ-ва благодаря возникновению частной
собственности на ср-ва пр-ва.На основе
капиталистических производ.отн-й народности
превращаются в нации.(лат.племя,народ)-
54.Пр-во-сфера
общ.дея-сти,где создаются материальный
продукт,дух.богатство чел-ва, формируется
чел как производит.сила.Маркс и Энгельс
для обозначения всей сов-сти дей-й людей
по пр-ву материальных ценностей ввели
в науч.оборот понятие"способ пр-ва
материальных благ".Сегодня это одна
из осн.категорий соц.ф-и.Способ пр-ва-особым
образом организованная дея-сть общ-ва
по пр-ву материальных ценностей и воспр-ву
всей общ.жизни в истор-ки конкретный период,хар-ющийся
также конкретным отн-ем людей к природе
и их отн-ями м/д собой(напр.,рабовладельческий,
феод-ый,капиталистический способы пр-ва).Общ-во
не может сущ-ть и развиваться без пр-ва
необходимых для жизни людей материальных
благ.Маркс и Энгельс совершили переворот
в общ.науке.Смысл его:в установлении зависимости
общ.сфер дея-сти от материального пр-ва:"Способ
пр-ва материальной жизни,-писал Маркс,-обусловливает
соц.,полит.и дух.процессы жизни вообще".З-н
определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии
является осн.социологическим з-ом.Материалистический
подход и диалектический метод исследования
позволили:1)свести все общ.отношения к
производственным как определяющим;2)обнаружить
зависимость производ.отн-ий от уровня
производ.сил;3)установить факт определяющей
роли материальных потребностей людей
в возникновении и развитии производ.сил
общ-ва(чел,чтобы заниматься политикой
и идеологией,должен есть,пить и т.д.).Осн.социолог.з-он
имеет боль.методолог.знач-е для науч.объяснения
истории развития общ-ва и разл.сфер его
жизни.Он указывает на то,что причины тех
или иных преобразований в общ-ве нужно
искать в способе пр-ва матер.благ.Материалистическая
соц.ф-я в объяснении развития истории
исходит из признания того факта,что труд
есть 1ое и осн.усл-е чел.жизни.Именно труд-гл.причина
генезиса чела.Ф-фы считают главной детерминантой
истор.развития дух.дея-сть,направленную
на пр-во фил.,религ.,полит., науч.и др.идей.Однако,пр-во
материальных благ-подлинная основа развития
общ-ва, всех др.видов дея-сти людей.Благодаря
его открытию,во-первых,история предстает
как результат чел.труда,во-вторых,
55.Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Социальная структура
общества всегда обусловлена способом
производства и соответственно изменяется
по мере изменения социальных отношений.
Социальные общности
- относительно устойчивые совокупности
людей, отличающиеся более-менее сходными
условиями и образом жизни, более-менее
сходными интересами. Общества различных
типов - формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
статические (номинальные категории) - например, по прописке;
реальные - те же горожане, в реальной обстановке;
массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;
групповые - малые
и большие социальные группы.
Социальная стратификация
(расслоение общества) - иерархически ранжированное
социальное неравенство, а также
процесс, в результате которого индивиды
и группы оказываются неравными друг-другу
и иерархически сгруппированными согласно
социальным признакам. Стратификационная
система подразумевает характерное расслоение
и способ его утверждения.
56.(греч. philosophia
от phileo и sophia - мудрость) - философский,
теоретико-методологический способ исследования
политики. Философский подход к анализу
проблем политики находится в начальной
стадии, поэтому обозначить его содержание.
Приоритеты представляется чрезвычайно
трудным занятием. Сама предметность поля
политического, мира политического в философском
ракурсе вызывает познавательные сложности,
не говоря уже о конкретных характеристиках
политического бытия и сознания, обобщенно
отраженных в специфике философского
знания. Поэтому сегодня можно только
в самом общем виде определить содержание
философии политики как специализированного
раздела обществоведения. Философия политики
есть рефлективная реконструкция предпосылок,
условий теоретико-методологического
свойства, которые в обобщенном виде фиксируют
категориальный инструментарий познания
политики. В него входят прежде всего области
онтологии политики и политической власти,
субстанционального основания политико-властных
отношений, их существенно общие признаки,
политическая гносеология, политическая
праксиология, культура субъектов политики
и власти и другие. Некоторые авторы к
области философии политики относят также
политическую хроногеметрию, хронополитику,
геополитику и многообразные аспекты
взаимодействия политической власти с
неполитико-властными структурами, видами
и формами человеческих отношений, деятельности
субъектов. Особое место в философии политики
занимают вопросы, принципы рефлексии
мира политического, духовные компоненты
политических субъектов - их политическое
сознание, национальное сознание и самосознание,
национально-государственная идеология,
политический менталитет и другие.
57.Философия
культуры, культурфилософия (нем.
Kulturphilosophie), раздел философии, исследующий
сущность и значение культуры. Термин
введён в начале 19 в. нем. романтиком А.
Мюллером. Философия культуры следует
отличать как от философии истории, ибо
процесс культурного творчества человечества
в своих ритмах не совпадает с фазами исторической
эволюции, так и от социологии культуры,
которая рассматривает культуру с точки
зрения её функционирования в данной системе
общественных отношений.
Проблематика
Философия культуры впервые
Марксизм
рассматривает все проблемы, связанные
с осмыслением культуры (взаимоотношение
общества и природы,
58.Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) – вид мировоззрения (миропонимания), основанный на вере в существование сверхъестественного (бога, богов), определяющего происходящее и предписывающего людям нормы правильного поведения. В религию так же включают соответствующее поведение верующих – специфический культ (богослужение).
В религии все исходит от Бога, но у человека есть некая свобода выбора, делающая его ответственным за свое поведение и дающая ему возможности либо соблюсти Божьи предписания, либо понести наказание за строптивость.
Религиозный канон
подается в облачении тех или
иных мифов (сказаний, притч, священных
писаний).
59.Первые
рассуждения о
технике еще в
античности. Техника там – рукотворная
реальность. В новое время осознали специфичность
техники, как новой природы, мастерской
– на фоне старой природы – кладовой.
Философия техники
сложилась во второй половине XIX в.,
потому что множились технические науки,
и бурно шел научно технический прогресс.
С 1960 годов техника
– объект системного философского
исследования (в связи с научно-технической
революцией).
Проблемное поле:
в чем сущность техники, каков ее
статус в человеческой деятельности и
культуре, что такое технический прогресс,
в чем технические угрозы природе, как
управляется техническое развитие, какова
специфика технических наук и их логики.
Техника – исторически
развившаяся совокупность искусственных
средств (орудий, устройств, навыков) для
преобразования природы с целью удовлетворения
человеческих потребностей. Базовые характеристики:
искусственность и инструментальность.
Техника занимает
промежуточное положение между
человеком и природой: поэтому ее
объясняют либо как развитие природных
форм, либо как развитие человеческих
органов.