Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 64 вопроса.

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом  делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую. 

Технический прогресс таков: ручные орудия – машины –  автоматы. И таков: неолитическая  революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества. 

В современной  философии 2 концепции: техницизм или  технократизм (где наука и техника  ‑ двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника ‑ угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины). 
 
 
 
 
 

60.Движущие  силы развития  общества - существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов.: Классики марксизма-ленинизма открыли материальные движущие силы, доказали их первичность и определяющий характер по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторическая движущая сила - способ производства материальных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. В истории происходит наращивание эффективности движущих сил. Высший их тип складывается в коммунистической формации. В об-ве развитого социализма их ядром являются неантагонистические противоречия; движущей силой здесь выступает социалъно-политическое и идейное единство об-ва во главе с рабочим классом и при руководящей роли Коммунистической партии; развиваются все более эффективные материальные и моральные стимулы к труду, широко развертывается социалистическое соревнование; возрастает роль народных масс во всех сферах общественной жизни; действуют такие духовные движущие силы, как социалистический патриотизм и интернационализм, критика и самокритика и др. Результатом является ускорение темпов общественного прогресса, все более полное использование его достижений в интересах трудящихся. 

61.Одна  из важнейших проблем  философии истории  ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические). 

Нелинейные интерпретации  появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических  циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала. 

В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы. 

Линейные интерпретации  исторического процесса восходят к  христианству: «стрела времени» и  единство судеб человечества. Два  основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм. 

Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов. 

В зависимости  от единицы периодизации выделяют: 

- формационный  подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй); 

- цивилизационно-стадийный  подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество). 

62.цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов (европейская традиционная средневековая цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная цивилизация). 
 

63. Глобализация – процесс увеличения экономической взаимозависимости стран за счет более тесной интеграции национальных рынков, миграции, бурного роста информационного обмена. Термин введен в 90 годы XX в., но нет четкой дефиниции (она обсуждается).

Глобализация  включает и внеэкономические сферы: культуру, туризм, Интернет.

Предпосылки глобализации: экономические, политические (крах замкнутых  режимов), социальные (миграция) и культурные (интернационализация ценностей).

При изучении глобализации возникла междисциплинарная область  исследования – глобалистика. 

Выделяют 3 этапа  глобализации:

- 1870-1914 гг. –  увеличение доли экспорта и  зарубежных инвестиций, а также  миграции населения;

- 1950-1980 гг. – еще один быстрый рост торговых и инвестиционных потоков, но только между развитыми странами, которые все сильней отрывались от развивающихся;

- с 1980 г. –  снижение стоимости перевозок,  отмена госограничений, расширение  круга участников глобальных  процессов.

Фундаментальная проблема глобализации: сохранение разнообразия, национальной и культурной самоиндентичности. Все больше ученых за это. 
 
 
 
 
 
 
 
 

64. Но в XX веке  стало очевидно, что  кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой). 

Техногенная культура отчуждает человека от природы, людей  друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому надо сменять техногенные приоритеты. 

Глобальные проблемы современности затрагивают все  человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а  также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть: 

- во взаимодействии  общества и природы (экология); 

- внутри общества (социально-политические – война-мир  и социально-экономические ‑ нищета); 

- между человеком  и обществом (демографические,  медицинские, сохранения культурной и национальной самобытности). 

Для исследования этих проблем в 60 годы XX в. стали появляться международные, государственные и  неправительственные организации, особо Римский клуб (1968 г.) с его  манифестом коллективной глобальной ответственности, где истинные пределы роста определяются в первую очередь экологическими, биологическими и культурными критериями. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности.

По отношению  к глобальным проблемам различаются  позиции технократизма (приоритет  научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества). 

Информация о работе Ответы по философии