Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
В технике выделяют
объективное (орудия, машины, системы,
коммуникации) и субъективное (знания,
навыки, технологии). Технику в целом
делят на производственную, военную,
транспорт и связь, научную, образовательную,
медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.
Технический прогресс
таков: ручные орудия – машины –
автоматы. И таков: неолитическая
революция – промышленная революция
(XVIII в.) – научно-техническая революция
(с середины XX в.). Причем понятие «технический
прогресс» более емкое, чем «научно-технический
прогресс», и охватывает чуть ли не всю
историю человечества.
В современной
философии 2 концепции: техницизм или
технократизм (где наука и техника
‑ двигатели социального прогресса, способные
решить все проблемы) и антитехницизм
(где техника ‑ угроза социальному и культурному
прогрессу, превращающая человека в безмозглый
винтик Мегамашины).
60.Движущие
силы развития
общества - существенные, необходимые,
длительно действующие факторы, обеспечивающие
функционирование, развитие, прогресс
об-ва. Сторонники идеалистического понимания
истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям,
мотивам исторической деятельности людей,
ищут их в неизменной природе человека,
во внешней природе, в сверхъестественных,
надысторических силах, в механической
комбинации различных факторов.: Классики
марксизма-ленинизма открыли материальные
движущие силы, доказали их первичность
и определяющий характер по отношению
к политическим и духовным, а также активность,
относительную самостоятельность последних,
раскрыли роль народных масс как решающей
движущей силы истории. В общем виде к
Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия,
дающие конечный импульс к самодвижению
и саморазвитию; прогрессивная деятельность
социальных субъектов, разрешающая эти
противоречия; побудительные силы этой
деятельности (потребности, интересы и
др.). В структурно-функциональном аспекте
Д. с. р. о. делятся на природные (демографические
и географические) и общественные факторы;
общественные - на материально-экономические,
социально-политические и духовные, объективные
и субъективные. Осн. общеисторическая
движущая сила - способ производства материальных
благ. Осн. специфической для всех антагонистических
формаций движущей силой является классовая
борьба. В истории происходит наращивание
эффективности движущих сил. Высший их
тип складывается в коммунистической
формации. В об-ве развитого социализма
их ядром являются неантагонистические
противоречия; движущей силой здесь выступает
социалъно-политическое и идейное единство
об-ва во главе с рабочим классом и при
руководящей роли Коммунистической партии;
развиваются все более эффективные материальные
и моральные стимулы к труду, широко развертывается
социалистическое соревнование; возрастает
роль народных масс во всех сферах общественной
жизни; действуют такие духовные движущие
силы, как социалистический патриотизм
и интернационализм, критика и самокритика
и др. Результатом является ускорение
темпов общественного прогресса, все более
полное использование его достижений
в интересах трудящихся.
61.Одна
из важнейших проблем
философии истории
‑ направленность и периодизация
исторического процесса. Есть два типа
интерпретации направлений развития истории:
линейные и не линейные (циклические).
Нелинейные интерпретации
появились раньше как мифологическое
«колесо истории», повторение космических
циклов. Первым научным приверженцем
этой интерпретации авторы называют
Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории:
божественная стадия (власть жрецов без
государства), героическая стадия (аристократическое
государство) и человеческая стадия (демократия),
вырождающаяся в первобытное состояние,
где все сначала.
В неклассической
философии возобладали цивилизационно-циклические
модели: например, культурно-исторических
типов Данилевского, морфологии культуры
Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби.
Общее в этих моделях: отказ от единообразного
развития, приоритет духовно-мировоззренческих
факторов, жизненные циклы.
Линейные интерпретации
исторического процесса восходят к
христианству: «стрела времени» и
единство судеб человечества. Два
основных вида: прогрессизм (просвещение,
немецкая классика) и регрессизм.
Для неклассического
прогрессизма характерно: придание большого
значения материально-производственным
факторам, гарантиям прогресса (прогресс
абсолютизируется) и универсальности
социальных законов.
В зависимости
от единицы периодизации выделяют:
- формационный
подход (марксизм, где формации классово-экономического
характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный,
рабовладельческий, феодальный, капиталистический
и коммунистический строй);
- цивилизационно-стадийный
подход (постиндустриальный и
62.цивилизация
- локализованное во времени и пространстве
общество. Локальные цивилизации являются
целостными системами, представляющими
собой комплекс экономической, политической,
социальной и духовной подсистем и развивающиеся
по законам витальных циклов (европейская
традиционная средневековая цивилизация,
индустриальная цивилизация, постиндустриальная
цивилизация).
63. Глобализация – процесс увеличения экономической взаимозависимости стран за счет более тесной интеграции национальных рынков, миграции, бурного роста информационного обмена. Термин введен в 90 годы XX в., но нет четкой дефиниции (она обсуждается).
Глобализация включает и внеэкономические сферы: культуру, туризм, Интернет.
Предпосылки глобализации: экономические, политические (крах замкнутых режимов), социальные (миграция) и культурные (интернационализация ценностей).
При изучении глобализации
возникла междисциплинарная область
исследования – глобалистика.
Выделяют 3 этапа глобализации:
- 1870-1914 гг. – увеличение доли экспорта и зарубежных инвестиций, а также миграции населения;
- 1950-1980 гг. – еще один быстрый рост торговых и инвестиционных потоков, но только между развитыми странами, которые все сильней отрывались от развивающихся;
- с 1980 г. – снижение стоимости перевозок, отмена госограничений, расширение круга участников глобальных процессов.
Фундаментальная
проблема глобализации: сохранение разнообразия,
национальной и культурной самоиндентичности.
Все больше ученых за это.
64.
Но в XX веке
стало очевидно, что
кроме позитива (повышение производительности
труда, уровня жизни и образования) техногенная
цивилизация несет негатив (экологический,
антропологический и культурный кризисы,
средства массового уничтожения, подавление
биосферы техносферой).
Техногенная культура
отчуждает человека от природы, людей
друг от друга, и всех нас от культуры.
Поэтому надо сменять техногенные приоритеты.
Глобальные проблемы
современности затрагивают все
человечество, то есть планетарны, грозят
человечеству деградацией и гибелью,
требуют солидарности всех людей, а
также быстрого и эффективного реагирования.
Такие проблемы есть:
- во взаимодействии
общества и природы (экология);
- внутри общества
(социально-политические –
- между человеком
и обществом (демографические,
медицинские, сохранения
Для исследования
этих проблем в 60 годы XX в. стали появляться
международные, государственные и
неправительственные
По отношению
к глобальным проблемам различаются
позиции технократизма (приоритет
научно-техническому прогрессу) и технопессимизма
(зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют
прогресс в главных бедах современного
человечества).