За́падный маркси́зм
— течение, которое, с одной стороны,
противостоит ленинской интерпретации
марксизма, критически отзываясь и о «реальном
социализме» в СССР 30-80 гг., а с другой —
критически развивает наследие Маркса
и Энгельса, критикуя капиталистическую
систему. Основоположниками принято считать
Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.
В рамках этого
направления сформировались две основные
традиции:
«Диалектико-гуманистическое»,
предлагавшее поставить человека в
центр марксистской философии. В
данном случае сочетаются разработки
Маркса из «Экономического философских
рукописей 1844 года» и фрейдизм, экзистенциализм,
неогегельянство.
«Сциентистское
направление», предлагавшее поднять
марксизм на высокий научный уровень,
очистив его от абстрактного философствования.
16.С
сер.19в.в Европе
совершается целая серия "фил.революций",
направ-ленных против рациона-листич.концепций.Одним
из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществил
Шопенга-уэр,в труде"Мир как воля и представление".Мир
может обнаруживаться челом и как воля,и
как представление.Воля-абсолютное начало
всякого бытия,некая космическая и биолог.по
своей природе сила,созидающая мир и чела.С
появлением последнего возникает мир
как представление,как чел.картина.Чел
является рабом воли, поск-ку во всем служит
не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела
жить,каким бы бессмысленным ни было его
существование.Она заманивает индивида
призраками счастья и такими соблазнами,как,напр.,сексуальное
наслаждение.На самом же деле чел имеет
для воли лишь косвенное значение,так
как служит средством для ее сохранения.У
чела есть только один выход-погасить
в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности
людей,к-ые перестали быть рабами воли:святые
в земной жизни и гении в искусстве.Согласно
Ш.,гениальность- способность пребывать
в чистом созерцании. Погруженный в такое
состояние чел уже не индивид,а чистый,
безвольный,вневременной субъект позн-я.Обыкно-венный
чел не способен к созерцанию подобного
рода.Он обращает внимание на предметы
в связи с тем,что они имеют отношение
к его воле.Поэтому он должен довольствоваться
или неудовлетворенными желаниями,или,в
случае их удовлетворения, скукой.Каждый
чел располагает 3мя высшими благами жизни-здоровьем,молодостью
и свободой.Пока они есть,индивид их не
осознает и не ценит,осознает же лишь в
случае их утраты,поск-ку эти блага,по
Ш.,только отрицательные величины.Ш.1ым
в 19в.дал фил. обоснование пессимизма.Однако
его рассуж-дения о бессмысленности чел.существования
казались недоста-точно убедительными.Европейское
общ-во продолжало оптимистично смотреть
вперед,идеал прогресса еще не был омрачен
будущими потрясениями.Слава подлинного
мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет
значительно позднее.Одним из ярчайших
представителей европ.фил. иррационализма
был нем.мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь
рассм-л как"волю к власти".Все живое
стремится к власти,неравенство же сил
создает естественную дифференциацию.Жизнь-борьба
всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально
чистое проявление прирожденной воли
чела к власти. Гл.причину краха совр.ему
цивилизации ф-ф видел в засилии интеллекта,в
превалировании его над волей.Там, где
интеллект возвышается над волей,она обречена
на неминуемое разложение.Именно поэтому
разум должен быть подчинен воле и работать
как орудие власти.В данной связи Ницше
выделяет 3 задачи познавательного процесса:1.
Приспосабливать организм к среде,сохраняя
тем самым его существ-е.2.Не познавать
предметы и вещи окруж.мира,а практически
овладевать ими.3.Накапливать в кач-ве
истин полезные для жизни заблуждения.
Т.о. Ницше пытался разорвать границы чисто
теоретического познания и ввести в него
в качестве регулятора практ.жизнь.Однако
этот регулятор оказался инстинктивной
дея-тью,направляемой слепой иррациональной
волей к власти.Ницше одним из 1ых сказал
о наступлении нигилизма,т.е.времени,когда
христ.Бог утратил свою значимость для
европ.куль-туры.Назначение отрезвленного
нигилизмом европ. чела мыслитель видел
в том,чтобы мужественно востор-жествовать
над остатками иллюзий.Нем.ф-ф-пророк был
прав,хар-уя совр.ему европейскую культуру
как "тоненькую яблочную кожуру над
раскаленным хаосом".Идеи Шопенгауэра,
Ницше существенным образом повлияли
на сам хар-р фил.рефлексии. Предложенный
ими путь вскоре стал господствующим.Он
объединил таких несхожих мыслителей,как
Зиммель,Бергсон,Джемс и др.
17.Позитивисты
объединили логический и эмпирический
методы в единый научный метод. Сущность
единого для всех наук метода, обеспечивающего
надежным и достоверным знанием закономерностей
природы, была выражена в манифесте «Венского
кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали
научное миропонимание в основном посредством
двух определяющих моментов. Во-первых,
оно является эмпиристским и позитивистским:
существует только опытное познание, которое
основывается на том, что нам непосредственно
дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается
граница для содержания легитимной науки.
Во-вторых, для научного миропонимания
характерно применение определенного
метода, а именно метода логического анализа».
Основная цель
позитивизма — борьба с метафизикой.
Под ней понимались термины, которым
ничего не соответствовало в реальности,
например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск
научного метода преследовал цель найти
свободные от метафизических предрассудков
достоверные основания знания. Позитивисты
считали надежным знание, которое должно
опираться на нейтральный опыт, а единственной,
познавательно ценной формой знаний, по
их мнению, является эмпирическое описание
фактов. Для выражения результатов наблюдения
должны использоваться особые «протокольные
предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально
под „протокольными предложениями“ понимались
— как это видно из самого наименования
— те предложения, которые выражают факты
абсолютно просто, без какого-либо их переделывания,
изменения или добавления к ним чего-либо
ещё, — факты, поиском которых занимается
всякая наука и которые предшествуют всякому
познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно
говорить о недостоверных фактах. Только
утверждения, только наше знание могут
быть недостоверными. Поэтому если нам
удается выразить факты в „протокольных
предложениях“, без какого-либо искажения,
то они станут, наверное, абсолютно несомненными
отправными точками знания».
Позитивизм оказал
влияние на методологию естественных
и общественных наук (особенно второй
половины XIX века).
Принято выделять
четыре этапа развития позитивизма:
Первый (классический)
позитивизм. Основатель — Огюст
Конт. Представители: Джон Стюарт Милль,
Герберт Спенсер.
Эмпириокритицизм.
Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
Неопозитивизм
или логический позитивизм. Представители:
Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн,
Венский кружок, Львовско-Варшавская школа
и др.
Постпозитивизм.
Представители: Карл Поппер, Томас Кун,
Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл
Полани, Стивен Тулмин.
Основоположником
позитивизма является французский
философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной
книге «Дух позитивной философии» (1844)
Конт представляет человечество как растущий
организм, проходящий в своём развитии
три стадии: детства, юношества и зрелости.
18.Этим
термином принято
объединять работы нескольких философов
середины 20 века, тематически объединяющиеся
вокруг вопросов методологии науки и подвергающие
переосмыслению понятия классической
рациональности. Среди наиболее известных
представителей постпозитивизма: К. Поппер,
Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани,
К. Хюбнер, C. Тулмин. Последователем того
же движения мысли можно рассматривать
М. Фуко. Поздний постпозитивизм дал начало
социологии науки.
В целом для
постпозитивизма характерна проблематизация
возможности познания (научного, а впоследствии
любого) - от осторожных сомнений в том,
что научные теории отражают фактическое
положение дел (Поппер) до бескомпромиссных
утверждений о том, что наука является
служанкой власти (Фуко).
Общая схема
этого движения выглядит следующим
образом. Истоки его лежат в области, которая
на первый взгляд кажется далекой от философии
- в математике и физике начала 20 века.
Центральной темой для осмысления в то
время была разработка теории относительности
(далее - ТО) Пуанкаре и Эйнштейном. Теория
эта разрабатывалась для весьма специфических
условий, прежде всего для скоростей, близких
к скорости света. Однако в ее рамках были
получены результаты, общефилософская
интерпретация которых потрясала умы:
относительность одновременности, отсутствие
абсолютного времени, отсутствие абсолютного
и неподвижного пространства. Релятивизированы
оказались также пространственные характеристики
тел, их масса и так далее (одно время казалось
даже, что под вопрос поставлен закон сохранения
энергии).
Характерно, что
все это в физическом смысле совершенно
не затрагивает наш мир, однако метафизические
формулы, содержащие понятие релятивизма,
через 100 лет стали общераспространенными
не только для описания нашего мира, но
и для формулирования должного философского
состояния. Релятивизм из математического
результата стал этико-методологическим
предписанием. ТО спустилась в умы масс
и превратилась в состояние постмодерна,
утратив качество описательности и приобретя
качество идеологии.
Весь этот процесс
был тесно связан с философской
рефлексией науки. Методология науки и
философская рефлексия двигались рука
об руку в одном направлении.есняют друг
друга
19.Ф-Я
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. Экзистенциализм-ф-я
существ-я.Иррационалистическая фил.Пред-ли:Хей-деггер,Ясперс,Сартр,Камю.В
Герм э.стал складываться после 1 мир войны.Э.поставили?о
смысле жизни,о судьбе чел,о выборе и личной
ответственности.Исход.пункт фил.Э.-одинокий
индивид,все интересы к-го сосредото-чены
на нем же самом,на его собственном существ-и.Экзист.пр-мы-такие
пр-мы,к-ые возникают из самого факта сущ
чела.Для Э имеет зн-е только его собственное
сущ и его движение к небытию.Э объявл
предметом ф.-бытие.“Совр.фил,как и в прошл.времена
занята бытием”-(Сартр).Утверждают:понятие
бытия явл. неопределимым, и что никакой
лог.анализ его невозможен. Поэтому ф.не
м.б.наукой о бытии и должна искать иных,
ненаучных путей для проникновения в него.1вид
бытия-наше собств.бытие.Здесь открыв-ся
доступ к бытию как таковому,он идет через
наше существ-е.Но это сущ.нечто внутр-ее
и невыразимое в понятиях:“сущ есть то,что
никогда не становится объектом”,т.к.мы
никогда не можем взглянуть на себя со
стороны.Э-ф-я,ед.предмет кот.преживание
сущ-я.Способ бытия сущ-я- страх.Ст.-исход.переживание,леж-е
в основе всего сущ-я,страх перед смертью.Сартра:
все вещи,кроме чела есть”бытие в себе”,а
чел.сущ.есть“бытие для себя”или ничто.
Поск-ку всякое бытие возн.из бытия и не
может превр в ничто,то для чел сущ-я не
мо-жет найтись такого бытия,из кот оно
могло бы возникнуть и куда уйти.Значит
бытие чел-ничто.Осознавая свое ничтожество
чел испытывает страх“чел есть его страх”.Ясперс:чел.сущ.раскрывается
в страдании,борьбе, смерте.Свобода.Чел
сам свободно выбирает свою сущ-ть,он становится
тем,кем он себя сделает.Чел-постоянная
возм-ть,замысел,проект.Он сво-бодно выбирает
себя и несет полную ответ-сть за свой
выбор.Свобода составляет само чел.сущ-е,чел
и есть свобода.Однако своб для него-нечто
неизъяснимое в понятиях.Это внутр состояние,переживание
индивида. Своб.противопоставляется необход-ти.Своб-своб.выбора
отн-я к окруж дей-ти.Раб может быть свободным,соответственно
самоопределяя отн-е к своему бытию.“Чел
осужден быть своб-ым”,свобода- мучит.
необход-ть.Характ.чертой чел.сущ-я явл
то,что он не сам выбирает усл-я своего
сущ.От чела не зависит время его рождения
и смерти.Это приводит их к мысли,что помимо
чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть-способ
сущ чел, состоящий в озабоченности чел,направленной
куда-то вне его.Вн.мир-среда,мир заботы
чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной
связи с ним.Пространство и время-способы
чел.сущ-я.Время-переживание сущ-ем своей
ограниченности,временности.Представл.о
времени до моего рождения и после смерти-произвольная
экстра-поляция.Говорить о том,что будет
после моей смерти бессмыслено.Лич-сть
и общ-во.Общ-во-всеобщая без-личная сила,подавляющая
и разруш.индивидуальность, отнимающая
у чел его бытие...Чел,преследуемый стра-хом
смерти,ищет прибежища в общ-ве.Растворяясь
в нем он утешает себя тем, что люди смертны.Но
жизнь в общ-ве не истинна.В глубине
чел скрыто истинное,одинокое сущ-е.Каждый
умирает в одиночку.
20.
Религиозная философия
Совр.фил.направления
религ.ориентации возникли в русле
христ.религ.-теологич.комплекса или
в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной
устойчивостью и идеологическим
влиянием отличаются неотомизм и персонализм.Неотомизм-офиц.ф-я
катол. церкви.Свойственны традиционализм
и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно
сопротивляется обновленческим традициям
и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся
в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и
Фомы Аквинского,к-ый приспособил в
свое время учение Аристотеля для нужд
систематизации христ.мировоз-рения.У
Аквинского разработана концепция«гармонии
веры и разума».В его время это учение
нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому
духу»,но в век НТР оно стало единственным
способом сделать респектабельным принцип
сосуществования религии и науки.Исходный
тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но
не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования
разума.Томистская онтология оперирует
2мя гл.парами категорий:«существование
и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по
неотомистам, -самый факт бытия нек-ой
вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой
эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи
и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый
субъект,к-ый без формы не обладает реальным
существованием,форма-животворящее начало,вносящее
в мир качеств.различия и структурную
определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить
ф-ю в служанку богословия.Персонализм
как фил.направление сформи-ровался в
к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США(Брай-тмен).Фр(Мунье,
Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить
религию,гл.образом христ.те-изм,с нек-ыми
буржуазными гуманистическими ценно-стями.Осн.?ф-и
решается ими в традиции субъективного
идеализма.Исходный пункт-самосознающая
чел.индиви-дуальность,к-ая во многом сходна
с понятием«Я»в классическом субъективном
идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу
личности образует не разложимая на части
цельность,ее«абсолютная и су-веренная
самость»,к-ая проявляет себя в неограниченной
свободе.Абсолютная свобода-всего лишь
усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая
ценность личности-ее априорная продуктивная
актив-ность,способность к совершенствованию.Осозн-е
челом своего ед-ва с др.людьми,по персоналистам,имеет
в качестве прообраза известную связь
чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея
Бога априори заложена в челе,так чт овсе
док-ва его реального существования сводятся
у уяснению,раскрытию и коментированию
этой самоочевидной истины.