Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 64 вопроса.

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

1.Мировоззрение.

Мировоз-ие-совок-ть общих предметов о дей-ях,кот.отражают и раскрывают практ.и теорет.отн-е чела к миру.Вкл:жизненные позиции чела,убеждения,идеалы (истина,добро),принципы позн-я и дей-ти(оптимизм), ценностные ориентации.Бывает индивид.,общ.,групповое. 2уров-ня:чувственно-эмоциональн.и теоретич.1-ое-цельное осозн-е дей-ти в виде ощущений, восприятий,эмоций.2-ое-интелл. аспект мировоз-я(дей-ть через призму з-нов).Исторически 1-ой формой мировозр.зн-я явл.мифология.М.–представляет собой осмысление и представл.мира и чела в фантаст. образах и сюжетах.Осн.формы м.:сказки,легенды,вымыслы, слухи.В основе первобытной и антич.миф-и лежит олицет-вор.природы,т.е.уподобление ее челу,чел.способу существ-я. Объяснен.природы и общ.явлен.как рез-ат дей-я сверхес-теств.сил.Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн.опытно подтвержден.зн-я,к-ые заменяются вымыс-лами и предположениями.Миф-ство может носить и искус-ственный  хар-р преднамеренно осущ.с тем, чтобы вместо реалн.имеющ.достов.инфы предлагать не соотв.действит. мнения и оценки.В недрах мифологии сформировалась религия.Р.–форма мировозр.,объясн. мир чела через связь со сверх естеств.существами,в этом сходство мифологии и религии.Отличие:мифология просто предлагает свою карти-ну мира,а религия предписывает верить ейÞосн.признак религии–вера в сверхестеств.Сущ. разл.организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.1ые ф-фы стремились отказ.от признания сверхъестеств.сил,и объясн.мир исходя из него сомого,но в усл-ях отсутств.возм-ти опытным или эксперемент.путем проверить те или др. предположения,господствующим методом-являлись логика и здравый смысл.Господств.предметом и одновр. Инструме-нтом позн-я и анализа являлись понятия,в к-ых фиксировалась и называлась соответств.вещь.Поэтому ф. была гл.формой понятийного теоретического мышления.

По  хар-ру формирования и способу функционирования разл.  2уровня:1.жизненно практический или уровень обыденного созн-я.2.теоритический.+1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте,складывается стихийно, назыв.жизненной ф-ей.1-й ур.крайне не однороден,т.к.не однородны его носители.На формиров.этого уровня оказ. влияние нац.и религ.традиции,уровни образов.,интелект. и дух.культуры,хар-р проф.деятельн. и др.Этот ур.вкл.:навы-ки,обычаи и традиции передов.из поколен.в поколен.и по-знанный опыт каждого конкретного индивида.- не отлич. глубок.продум.,обоснов.эти недостатки преодо-лев.на 2-ом ур.теор. 2:К этому уровню относ. и ф-я.Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания,так и способа  достижения обобщен.зн-й,норм,ценностей и идеалов опре-дел.цели,ср-ва и хар-р дея-сти людей.Ф-я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.предметом теоретич.ана-лиза.Соотн-е этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае: 1-ому уровню соответствует мифология и религия; 2-ому-ф-я.//Осн.фил. проблемы:1.онтология(теория позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(учение о челе). 8.аксиология (уч.о ценностях).9.диалектика(уч.о дей-сти).10. метафизика (уч.о смысле жизни).Чел всегда задумывался над тем каково его место в мире,зачем он живет,чем,смысл его жизни, почему сущ-ет жизнь и смерть. Каждая  эпоха и каждая общ.группа или класс имеют какое-либо представление о решениии  этих ??.Сумма всех таких решений и ответов образуют  М.,к-ая  вырыжается поср-вом категорий.Оно играет  особую,очень  важную   роль   во   всей дея-сти людей или как говорят обладает  особой  методологической  ф-ей  от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят ?? М.Одной из осн.ф-ий Ф.является обоснование  оправдание  и  анализ  М.Ф.-теоритическое ядро М. 
 

2. 1.происхождение ф-и, круг ее проблем и функции в системе культуры.Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я.

Развитие  античн.ф-ии было прервано в результате крушен.рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой богословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику.® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими ??. В зависимости от того,какую роль ф-я выполняла или выполняет в общ-ве,относительно элементов дух. культуры общ-ва,выделяют след.функции:1.лог-ая (содер-жан.ее является анализ понят.,сужден., те-орий с точки зрения их соответствия з-нам логики);2.методолог-ая (закл-ся в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов позн-я предмета);3.эвристическая(теории обознач.обл.исследов. закономерности науч.и техн. творчества)(проявляется в возможности получен.новых зн-й,новых рез-ов исследований в ходе фил.анализа проблемы и путей ее решения).4.мировоззренческая(гл.функция ф-ии т.к.она совпадает с ее осн.содержанием, закл-ся в формировании, систематиз.обоснован., мировозр.знания,в возможности через философ. формировать мировоззрение людей).5. критическая(ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу  всё новых и новых возм. подходов)..О.?.фс. имеет две стороны:1.что первично, что вторично,2.познаваемый ли мир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Особенности философской мысли Древнего Китая: этапы становления, проблемное поле, основные категории.

Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

Литературно-историческими  памятниками, в которых отразился  этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».

К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга  обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к  Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.

Мифологическая  модель мира базировалась на следующих  двух идеях:

идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны.

идея перемен, учение о действии противоположных  сил – «ян» и «инь» (света и  тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в  себе начала «инь» и «ян».

На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.

Конфуцианство (Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя.

1. Обязательное  качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще  и как «человечность», «милосердие», «доброта».

2. Обязательным  качеством цзюнь-цзы является  следование долгу. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

3. Сяо — «сыновняя  почтительность, благочестие и почитание  старшего брата».

4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни.

5. Чжи — «разумность».

«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет  «низкого человека».

Даосизм

Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао-дэ цзин»  — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.

Дао — «Путь». В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец  Творения. Дао — это все и  ничто. Никто не создал Дао, но все  возвращается к нему и все происходит от него.

К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй — Недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление.

Легизм 

Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах  и формах государст­венного управления была школа фацзя, или легисты-законники.

Легисты высказались  за приоритет закона.

Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. Человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин).

Легизм - это  философское обоснование сильной  государственной власти, опирающейся, с одной стороны, на закон и  насилие, с другой стороны, на армию, чиновничество и земельную аристократию.

Специфика философии  Древнего Китая:

Философия в  Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику  и систему ценностей китайской  культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.

Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям.

Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны  с этикой и политикой.

К особенностям древнекитайской философии следует  отнести специфику иероглифического письма. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.

Традиционализм, следование традициям – характерная  черта китайской философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Антич.ф-я-мн-во фил.учений и школ-начинает склады-ваться в VIIв.дон.э.Формируется под влиянием вост.ми-фологии и фил.учений.Своим хар-ом,содержани-ем и направленностью отличается от них,т.к.явл-ся истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния.В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классический(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинисти-ческий(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Нике-универсальная потенция всех состо-яний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гсиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с од.ст.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на ?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил.школ.Существовали 4 разыне школы:1)Фалес,Анак-семандр,Анаксемен,Гераклит-Милетская2)Ксенофан, Парменид,Зенон,Мелисс-Элеаты.3)Пифагор,Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были натуралисты.Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том,что он 1ый понял,что бож-во-безразличная миру сущность,кот. не м.б.наделена св-ами,присущими тем,кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов,утверждавших,что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставив-шие в отриц.форме диалект.??движения.Для него бытие непротиворечи-во.Пример“парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состо-яний покоя может дать только покой,хотя визуально она изменила свое положение относительно началь-ной точки.Пифаго-рейцы-пришли к выводу о том,что колич.отнош-я являются сущностью вещей.Считали первоосновой число.Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр.фигур.Анатомисты счита-ли,что все тела состоят из атомов(конечная недели-мая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности. 

Информация о работе Ответы по философии