Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:08, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
1.Мировоззрение.
Мировоз-ие-совок-ть
общих предметов о дей-ях,кот.
По
хар-ру формирования
и способу функционирования
разл. 2уровня:1.жизненно практический
или уровень обыденного созн-я.2.теоритический.+1-й
базируется на здравом смысле и обширном
повседневном опыте,складывается стихийно,
назыв.жизненной ф-ей.1-й ур.крайне не однороден,т.к.не
однородны его носители.На формиров.этого
уровня оказ. влияние нац.и религ.традиции,уровни
образов.,интелект. и дух.культуры,хар-р
проф.деятельн. и др.Этот ур.вкл.:навы-ки,обычаи
и традиции передов.из поколен.в поколен.и
по-знанный опыт каждого конкретного индивида.-
не отлич. глубок.продум.,обоснов.эти недостатки
преодо-лев.на 2-ом ур.теор. 2:К этому уровню
относ. и ф-я.Ф-я претендует на теоретическое
обоснование как содержания,так и способа
достижения обобщен.зн-й,норм,ценностей
и идеалов опре-дел.цели,ср-ва и хар-р дея-сти
людей.Ф-я видит свою задачу в том чтобы
сделать мировозрен.предметом теоретич.ана-лиза.Соотн-е
этих уровней можно выстроить в историч.
последовательности, и в этом случае: 1-ому
уровню соответствует мифология и религия;
2-ому-ф-я.//Осн.фил. проблемы:1.онтология(теория
позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение
о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение
о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(
2. 1.происхождение ф-и, круг ее проблем и функции в системе культуры.Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я.
Развитие
античн.ф-ии было прервано в результате
крушен.рабовладельческого строя,войн
и т.д.,но это способствовало укреплению
и распространению религии,Р–становится
на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения
привле-чь на свою сторону ф-ов,используя
опыт фил.анализа для обоснования истинности
своего учения.Христ.церковь считает,что
ф-я д.б.только служанкой богословия.Это
резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется
задачам религ.воспитания.На бог-ских
дискус-сиях развивается диалектика,породив
совр.логику и схоластику.® Посте-пенное освобождение
ф-и от диктата и опеки религии вплоть
до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет
того,что многие ф-фы остаются верными
религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я
природы,чела,самого процесса позн-я.С
этого времени ф-ия приобретает статус
науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е
природных явлений все больше заним-ся
сбором фактического материала,его систематизацией
и классификацией и постепенно происходит
процесс фор-мирования наук и выделения
их из ф-фии.Сформир. науки занимаются
изучением конкретного материала,а ф-ия
перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими
??. В зависимости от того,какую роль
ф-я выполняла или выполняет в общ-ве,относительно
элементов дух. культуры общ-ва,выделяют
след.функции:1.лог-ая (содер-жан.ее является
анализ понят.,сужден., те-орий с точки
зрения их соответствия з-нам логики);2.методолог-ая
(закл-ся в сознательном систематическом
анализе и выборе целесообразности путей
и методов позн-я предмета);3.эвристическая(
4.Особенности философской мысли Древнего Китая: этапы становления, проблемное поле, основные категории.
Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».
К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.
Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях:
идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны.
идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян».
На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.
Конфуцианство (Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).
В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя.
1. Обязательное качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта».
2. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.
3. Сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата».
4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни.
5. Чжи — «разумность».
«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».
Даосизм
Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао-дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.
Дао — «Путь». В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.
К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй — Недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление.
Легизм
Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государственного управления была школа фацзя, или легисты-законники.
Легисты высказались за приоритет закона.
Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. Человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин).
Легизм - это
философское обоснование
Специфика философии Древнего Китая:
Философия в Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.
Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям.
Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой.
К особенностям
древнекитайской философии
Традиционализм,
следование традициям – характерная
черта китайской философии.
5.
Антич.ф-я-мн-во фил.учений
и школ-начинает склады-ваться в VIIв.дон.э.Формируется
под влиянием вост.ми-фологии и фил.учений.Своим
хар-ом,содержани-ем и направленностью
отличается от них,т.к.явл-ся истор-ки 1ой
попыткой сформировать рацион.картину
мирозда-ния.В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(