Основные положения теории познания и этики И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право- вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

Оглавление

Вопрос 11.Основные положения теории познания и этики И. Канта
Вопрос 45. Природа и сущность человека
Вопрос 77. Общественное сознание и его структура: виды и формы общественного сознания
Глоссарий
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 83.12 Кб (Скачать)

Вместе с  тем определяющее значение труда  в процессе антропосоциогепеза нельзя толковать в духе натуралистических (тем более механистических) представлений о причинных зависимостях. Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, сначала возник труд, потом - общество, а еще позднее - язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального (и именно в этом смысле первичного) аптропогенетического фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д10.

То есть, подводя  итог можно сказать, что сущность проблемы антропосоциогенеза состоит в том, что человек представляет собой биосоциальную целостность, то есть неразрывную совокупность природного (биологического) и социального (общественного) факторов, имеющих длительную эволюцию, ключевым звеном которой является деятельность человека, главным образом - трудовая деятельность

Во-первых, человеческая деятельность есть сложный процесс  выделения своих сущностных творческих возможностей и соединение их с веществом природы, то есть опредмечивание их. В результате бесконечного множества опредмсчивающих себя поколений людей возникает и развивается искусственно окружающий мир, то есть культура.

Во-вторых, человеческая деятельность выступает как распредмечивание окружающего мира, то есть усвоение всего богатства содержания этого мира.

В результате этого  взаимообогащаемого процесса возможности  человека становятся более универсальными, а искусственно окружающий мир («вторая природа») становится все богаче своим содержанием.  

 

 

 

Вопрос 77. Общественное сознание и его структура: виды и формы общественного сознания

 

Сознание - это высшая форма психического отражения, свойственная общественно  развитому человеку и связанная  с речью: человеческая способность  идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Сознание - это способность человеческого  мозга целенаправленно, обобщенно  и оценочно отражать объективную  реальность в чувственных и логических образах.

Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и  степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые  черты его можно обнаружить и  у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние  на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего  в социум.

Сознание является общественным феноменом  уже по своему происхождению и  в силу необходимости обеспечения  нормальных условий его функционирования. Но общественная природа сознания проходит ещё глубже, поскольку общество выступает  в качестве носителя сознания и одновременно определяющей части его содержания. В связи с этим необходимо выделить категорию общественно сознания и соотнести его с индивидуальным.

Оба вида сознания имеют один источник происхождения - общественную жизнь, но у них разные субъекты. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и  взглядов, возникающих в определённый исторический период у большинства  социальных групп.

Общественное сознание не есть сумма  сознаний отдельных личностей. Общественное сознание - это качественно особая духовная система, которая имеет  свои особые, объективные законы развития.

С гносеологической (познавательной) стороны общественное сознание заключается  в целенаправленном осознании (отражении, воображении, оценке и т.п.) природного, общественного, индивидуального бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме  чувств, знаний, проектов - "живого" или текстового сознания. С социологической (регулятивной) стороны общественное сознание является внутренней сущностью (управлением, творением) общественного бытия (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей. Общественное сознание включает в себя: знания, формы и методы познания, последовательность духовных действий и операций, духовные потребности и интересы людей.

В общественное сознание входит прежде всего совокупность чувств, представлений, мыслей, теорий, находящихся в памяти живых. Это сознание называется массовым и живым для данного общества. Далее, в него входит "неживое" сознание, историческая память, "знаковое" сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, кинофильмов, предметов материальной культуры и т.п. Часть этого сознания можно расшифровать и понять, а часть является утраченной, уже непонятной современникам.

В общественное сознание входят формы  и методы социального познания. Методами эмпирического познания выступают  наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.п. К теоретическим  методам общественного познания относятся: историческое и логическое, анализ и синтез, гипотеза и аналогия, научная теория и научная утопия. Формы и методы общественного познания отличаются у народной массы, интеллигенции, элиты общества и своим набором, и глубиной усвоения, и умением использования.

Основными познавательными действиями, которые входят в процесс общественного  сознания, являются отражение, воображение, оценка, проектирование, регуляция, уточнение  и т.п.

Отражение - это копирование общественного  бытия в чувственные и мысленные  образы.

Воображение - это способность создавать  новые чувственные и мысленные  образы на основе преобразования полученных в процессе отражения. Воображение делится на произвольное и непроизвольное, воспроизводящее и творческое, конкретное и абстрактное, а также научное, изобретательное, художественное.

Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения  и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.

Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия  в соответствующем потребностям и интересам общества направлении.

Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.

Общественное сознание имеет три  уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Индивидуальное и общественное сознание постоянно взаимодействуют: исторически выработанные идеи, нормы  общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными  убеждениями индивида, источником его  знаний, нравственных предписаний, эстетических представлений, а личные идеи и убеждения  приобретают общественную значимость, входя в состав общественного  сознания.

Применительно к обществу недостаточно говорить о "первичности" и "вторичности" материи и сознания в общефилософском  плане, поскольку общественное сознание возникает не после возникновения  общественного бытия, а вместе с  ним. Идеи не пассивно отражают бытие, но они могут значительно опережать  данное состояние общества, отрываясь  от него и способствуя тем самым  общественному развитию или тормозя  его. Общественное сознание обладает относительной  самостоятельностью: ему присуща  преемственность, а периоды его  ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами общественного бытия.

Структура общественного  сознания

Общественное сознание имеет сложную  структуру. В условно "вертикальном" ракурсе её принято делить на уровни, а "горизонтальном" - на формы.

В свою очередь в вертикальном ракурсе  применяют гносеологический и социологический  подходы. Гносеологический аспект анализа  предполагает выяснение того, что  и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком  подходе выявляют обыденный и  теоретический уровни общественного  сознания.

Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и  отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю форму  знаний и заблуждений, предрассудков  и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере  производства, быта и т.д. обыденное  сознание возникает как осознание  повседневных потребностей людей.

Более глубокое отражение общественного  бытия, на уровне сущности, дает теоретическое  сознание, существующее в виде системы  идей, понятий, законов. Эти два уровня общественного сознания тесно взаимодействуют, причем ведущая роль принадлежит  теоретическому сознанию. Вместе с  тем здравый смысл в силу его  цельности и непосредственности отражения действительности представляет определённую ценность, и он способен корректировать теоретические идеализации, подчас сильно упрощая действительные связи и отношения.

При социологическом подходе основным критерием различия уровней общественного  сознания является степень учёта, способ выражения интересов отдельных  классов и социальных групп. По этому  критерию выделяют также два уровня общественная психология и идеология.

Общественная психология включает три основных элементва:

1) Мысли и представления. Порождённые  практической деятельностью определённого  класса (социальной группы) и всего  общества, а также унаследованные  от прошлых поколений.

2) Чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональные отношения  класса (социальной группы) к другим  классам (социальным группам)  и побуждающие людей к определённым  действиям.

3) Традиции. Обычаи и нравы, представляющие  собой "материальное" закрепление  мыслей и чувств соответствующих  социальных групп.

Общественная психология представляет собой исходную структуру общественного  сознания, непосредственно вырастающего из общественного бытия. На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производственные , а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), а также возможность прямого перерастания взглядов, чувств и настроений в действие.

Идеология дальше отстоит от условий  повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает  как самосознание соответствующего класса (социальной группы). В учебной  и научной литературе идеология  часто характеризуется как теоретическое  отражение интересов определённого  класса. В такой трактовке она  смещается с теоретическим уровнем  общественного сознания. Ещё более  нелогичным представляется деление  идеологии на научную и ненаучную, как это делалось ранее в философской литературе. Предпочтительнее говорить о систематизированном, цельном отражении общественных интересов. В конкретных же случаях это отражение может носить различный характер - программы, лозунги, нормы. В отличии от общественной психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднородном обществе. Общественная психология и идеология взаимодействуют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит , по-видимому, идеологии.

В "горизонтальном" плане выделяют такие формы общественного сознания, как экономическое, эстетическое, научное, философское и другие. Они, в свою очередь разграничиваются

1) По объекту отражения

2) По способу отражения

3) По социальной роли

Они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются. Кратко характеризуем  важнейшие из них.

Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Его характерная особенность, по сравнению с другими формами общественного сознания, заключается в наиболее тесной связи с повседневным бытом людей. Необходимость экономического сознания вытекает из самого существования экономики как сферы общественной жизни. Экономическая жизнь была бы немыслима без сознания, направленного на её осмысление и совершенствование. Отражая условия хозяйствования и роль экономики в общественной жизни, экономическое сознание направлено на упорядочение и развитие хозяйственной жизни, на поиски адекватных объективных условиям методам хозяйствования. Эта форма общественного сознания не исчерпывается экономическими учениями (теориями), в которых в связной логической форме отражаются особенности экономической жизни общества. Оно существует и на уровне обыденного сознания, причем на протяжении длительного исторического периода здравый смысл преобладал в экономической деятельности. Эти взгляды в значительной мере сохраняют своё влияние и сейчас; теоретическое сознание в данной области деятельности, возвышая обыденное, в тоже время непрерывно подпитывается жизненными наблюдениями (уровень жизни, экономические интересы и т.д)

Информация о работе Основные положения теории познания и этики И. Канта