Основные положения теории познания и этики И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право- вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

Оглавление

Вопрос 11.Основные положения теории познания и этики И. Канта
Вопрос 45. Природа и сущность человека
Вопрос 77. Общественное сознание и его структура: виды и формы общественного сознания
Глоссарий
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 83.12 Кб (Скачать)

Политическое сознание - особая форма общественного сознания, посредством которой отражаются и отчасти регулируются политические отношения (т.е отношения по поводу власти) между классами, нациями, государствами. Политические отношения обусловлены экономическими. Политическое сознание не однородно. На идеологическом уровне оно выступает в виде системы политических взглядов, идей, теорий. Программ, лозунгов, выражающих коренные интересы различных классов, наций, государств. На уровне общественной психологии политическое сознание выступает в виде несистематизированных политических взглядов, чувств, настроений, представлений людей о государстве и власти, об отношениях между государствами , нациями, партиями и т.д.

Правовое сознание (правосознание) - совокупность взглядов, теорий, представлений людей по отношению к существующему праву как системе установленных государством юридических норм и практической деятельности. Правосознание возникает с появлением классов и государства. Право охраняет прежде всего интересы господствующего класса. Особенно тесно оно связано с экономическим и политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание выступает в виде определённой системы правовых взглядов, правовых учений, теорий, кодексов. На уровне социально-психологического представляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между отдельными людьми, учреждениями , социальными группами. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализуя познание права индивидами, участниками в правовых отношениях); оценочную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия); регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правосознании. Как и в политическом сознании, имеются большие различия (особенно в периоды политической нестабильности) между официальной идеологией и массовым сознанием.

Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нём происходит как бы удвоение мира, поскольку на ряду с реальным провозглашается наличие потустороннего, где якобы могут быть разрешены все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности - вера во сверхъестественные силы. Противоположное религии мировоззрение - атеизм. Это не самостоятельная форма общественного сознания, а скорее общественно санкционированные противовес общественному сознанию. Без противопоставления религии атеизм был бы лишён смысла. В структуру религиозного сознания входят религиозная психология (совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозная идеология (система идей. Разработкой и пропагандой которой занимаются богословы и служители культа).

Будучи сравнительно удалённым  от материальной жизни общества, религиозное  сознание свежее подвержено воздействию  природных и социальных явлений. В связи с этим выделяют социальные, гносеологические и психологические  корни религии. Социальные корни  состоят в несвободе людей, их бессилии перед объективными условиями  жизни. Гносеологические корни заключаются прежде всего в способности сознания отрываться от действительности, порождать "превратные" отражения, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью и одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональных воздействий и т.д.

Религия выполняет иллюзорно-компенсаторную функцию, т.е дает человеку надежду на успокоение и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Религия создаёт свою картину мира - мировоззренческая функция. Устанавливает свою систему норм и ценностей и через них регламентирует поведение человека, подчиняя его деятельность требованиям церкви, - регулятивная функция. Способствуя общению верующих людей в пределах религиозной общины, религия выполняет и коммуникативную функцию. Таким образом, существование религии определяется глубокими социальными причинами.

Нравственное (моральное) сознание возникло ещё в первобытном обществе. Человеку для его выживания нужны не только средства труда, но и определённые правила совместной жизни. Эти правила воплощены в морали, которая выполняет прежде всего регулятивную функцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличии от него моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения.

Отношения между людьми, регулируемые посредством морали (нравственности) или оцениваемые с её помощью, представляют собой нравственные отношения. Нравственное сознание и есть осознание  существующей морали и нравственных отношений. Социально-психологический уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг), эмоции и представления о моральном и аморальном, выработанные исходя из опыта жизни коллектива и общества. На идеологическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, идеалов людей. Идеологический уровень морального сознания закреплён в этических учениях.

Социальная неоднородность обуславливает  разнообразие моральных норм в разные эпохи, а также у различных  народов и социальных групп. Вместе с тем в них заключено непреходящее общечеловеческое содержание.

Эстетическое сознание - форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества.

Наиболее полно эстетическое отношение  к действительности воплощается  в искусстве, в котором эстетическое превращается в основную цель деятельности. Искусство отражает действительное с помощью своих специфических  средств: художественных образов, в  которых обобщение сочетается с  наглядностью, и художественных приёмов. Эстетическое отношение присутствует как побочный элемент во всех формах деятельности.

Научное сознание - важнейшая форма общественного сознания - представляет собой совокупность объективных знаний о той или иной области природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно многогранна. Прежде всего следует учитывать важнейшие моменты научного познания

1) Выделение научного познания  в качестве самостоятельного  вида человеческой деятельности.

2) Дальнейший процесс дифференциации  и интеграции науки.

3) Появление различных форм рефлексии  о науке (эпистемология, методология  науки, науковедение).

Особое место в системе научного знания принадлежит общественным и  гуманитарным наукам, предметом которых  являются различные стороны жизни  общества и законы их развития. В  этом дополнительная ценность гуманитарных и общественных наук. Так как они  формируют общественные взгляды  о самом обществе, и одновременно трудность их развития, поскольку  классовые интересы могут исказить картину социальной реальности и  затормозить процесс в целом.

Как уже отмечалось, в качестве особой формы общественного сознания предстает и философское сознание. Философия является основой мировоззрения, "несущим каркасом" духовной культуры, и этим определяется её значение и место в ряду других форм общественного сознания.

Важность философии как формы  общественного сознания в том, что  она раскрывает общие закономерности природного и общественного бытия  и познания.

Исследуя структуру и динамику общественного сознания, специфику  и взаимосвязь отдельных форм общественного сознания, философия  выполняет важную функцию по интеграции общественного сознания, стимулированию развития духовной культуры в целом.

Таким образом, общественное сознание в единстве и многообразии своих  структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни  и ориентацию отдельных людей  и социальных групп в конкретных ситуациях.

 

 

 

Глоссарий

 

Индивидуальное сознание - это сознание, присущее индивиду и включающее в себя как общие свойства сознания, так и характерные только для данного индивида.

Сознание - это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью: человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Сознание - это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Отражение - это копирование общественного бытия в чувственные и мысленные образы.

Воображение - это способность создавать новые чувственные и мысленные образы на основе преобразования полученных в процессе отражения. Воображение делится на произвольное и непроизвольное, воспроизводящее и творческое, конкретное и абстрактное, а также научное, изобретательное, художественное.

Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.

Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия в соответствующем потребностям и интересам общества направлении.

Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник  / П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.

2. Бердяев Н.А. О назначении  человека. Опыт парадоксальной этики  // Путь в философию. Антология  / Н.А. Бердяев. — М., 2001. – 306 с.

3. Булычёв И.И. Человек как  интегральная философская проблема / И.И. Булычёв. – М., 2002. – 215 с.

4. Ефимов Ю.И. Философские проблемы  теории антропосоциогенеза / Ю.И. Ефимов. - М. – 192 с.

5. Гроувс К. П. Происхождение современного человека / К. П. Гроувс // Человек. - 2001. - № 3. – 84 с.

6. Камю А. Проблема человека  в философии / А. Камю. - М., 2001. –  415 с.

7. Миронов В. В. Природа, сущность  и существование человека / В.  В. Миронов. – М., 2005. – 519 с.

8. Сержантов В.Ф. Человек: философские  аспекты сознания и деятельности / В. Ф. Сержантов. - М., 2004. – 214 с.

9. Спиркин А.  Г. Философия: учебн. пособие для вузов / А. Г. Спиркин. – М., 2004. – 910 с.

10. Тугаринов, В. П. Природа, цивилизация, человек / В. П. Тугаринов. – Л., 2002. – 245 с.

11. Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие - М., 1995г - 143 с

12. Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: учебное пособие - М: ПЕРСЭ, 2003г - 447 с

13. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. - 360 с

 

14. Блинников Л.В. Великие философы: словарь - справочник .2-е изд.- М: Логос,- 1998. 429с.

15. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Фролов И.Т. и др./- 3-е изд., переработан. и дополнен.- М.: Республика,- 2005. 623с.

16. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие для сред. спец. заведений- М.: ТОН - Остожье,- 1999.-383с.

17. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1998.-332с.

18. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: учеб. Для студ. и аспирантов нефилософ. спец.- Волгоград: Либрис; издат. Волгоградского универ.,- 1999.

19. Кант И. Трактаты и письма, М.: Наука,- 1980 - 709 с.

20. Т.Б. Длугач “И. Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”, М.: Наука,- 1990 - 136 с.

21. И.С. Андреев, Б.Т. Григорьян “Философия Канта и современный идеализм”, М.: Наука,- 1987. 272 с.

 

Сержантов В. Ф. Человек: философские аспекты сознания и деятельности / В. Ф. Сержантов. - М., 2004. – С. 81.

Булычёв И.И. Человек как интегральная философская проблема / И.И. Булычёв. – М., 2002. – С. 12.

Миронов В. В. Природа, сущность и существование человека / В. В. Миронов. – М., 2005. – С. 51.

Камю А. Проблема человека в философии / А. Камю. - М., 2001. – С. 65.

Гроувс К. П. Происхождение современного человека / К. П. Гроувс // Человек. - 2001. - № 3. – С.26-28.

Библия. В. З. Книга Екклесиаста. Глава 1-я.

Библия. Н. З. Евангелие от Матфея. Глава 16

Библия. В. З. Книга Екклезиаста. Глава 9-я.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Путь в философию. Антология / Н.А. Бердяев. — М., 2001. – 245 с.

10 Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза / Ю.И. Ефимов. - М. – С. 84.

11 Тугаринов, В. П. Природа, цивилизация, человек / В. П. Тугаринов. – Л., 2002. – С. 19.

 


Информация о работе Основные положения теории познания и этики И. Канта