Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:56, контрольная работа
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право- вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.
Вопрос 11.Основные положения теории познания и этики И. Канта
Вопрос 45. Природа и сущность человека
Вопрос 77. Общественное сознание и его структура: виды и формы общественного сознания
Глоссарий
Список использованной литературы
Опыт подобной неукорененности означает осознание ничтожности своего бытия и, тем самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное. Отсюда и вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержена случайности, и является абсолютным бытием , Богом. Но та же самая эксцентрическая позиция, которая вызывает у человека идею
Бога, несет в себе и сомнение в его существовании. Утопическое место человека, его преобразование в ничто, постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога. Человеку не дано обладание знанием, лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия.
Решение проблемы сущности человека в марксистской философии
Другую,
наиболее развитую и внутренне непротиворечивую
концепцию развивает
С этой точки зрения его можно охарактеризовать определенной совокупностью родовидовых признаков. Природно-биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и возможностей, пол и другие качества человека. Подобно другим биологическим видам человечество homo sapiens имеет устойчивые вариации - разновидности. Наиболее крупные из них- расы.
Раса - это
набор определенного генотипа, приспособленного
к конкретным условиям среды его
обитания, который выражается в специфических
анатомических и
Из потребности жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение была направлена вся социальная организация жизнедеятельности людей род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы и т.д. Одним из самых главных социальных институтов человечества - это семья. Главное назначение семьи всегда определялось такими задачами как воспроизводство человеческого рода, рождение и воспитание потомства, организация жизнедеятельности всех членов семьи.
Духовные
стимулы для формирования семьи
возникли гораздо позже мораль, религия,
искусство, но были также направлены
на удовлетворение биологических потребностей
человека. Марксистская философия предлагает
раскрыть сущность человека не только
как природно-биологического существа,
но и на основе концепции общественно-
Началом
такого выделения марксистская антропология
определяет начало изготовления человеком
орудий труда. Однако такая точка
зрения нуждается в уточнении. Дело
в том, что у животных уже наблюдаются
элементы трудовой деятельности, и
имеют место начальные формы
изготовления примитивных орудий труда.
Но они используются для обеспечения,
и в качестве вспомогательного средства
животного способа
Труд
становится главным условием бытия
человека. Под влиянием нового способа
жизнедеятельности налаживается материальное
производство, в процессе которого
устанавливаются общественные отношения,
в которые входят производственные
отношения, отношения между историческими
общностями людей род, племя, народность,
нация, брачно-семейные, быта, межличностные,
между обществом и личностью.
Поэтому жизнедеятельность
Человек, индивид, личность
Итак, марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но в месте с тем отмечает, что человечества как такового не существует. Существуют отдельные представители- индивиды. Индивид - это единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.
Использование
понятий индивид и личность в
таком контексте позволяет
Первоначально ребенок - это просто биологическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в человеческую личность. Но марксистская философия проводит различие между индивидом и личностью не только в плане эволюционного развития человека, но и как особые типы социальности человека. Индивид - это массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек, который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей собственной позиции. Этот тип является доминирующим на заре формирования человечества, но и в современном обществе имеет широкое распространение. Понятие личность как особый социальный тип чаще всего употребляется как противоположное по своим основным характеристикам понятию индивид.
Личность
- это автономный человек, способный
противопоставить себя обществу. Личная
независимость сопряжена с
Способ реализации жизненной позиции - социальная активность, которая представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности. Фундаментальное качество человеческой личности - свобода. Но по марксистской философии абсолютной свободы личности нет, и не может быть, ни в каком обществе. Условия природного и социального бытия навязывают определенные рамки поведения. Личность может обрести относительную свободу, когда она познает условия своего бытия.
Смысл и назначение
Сопоставление понятий человек, индивид и личность позволило подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования. Человек - существо телесное. Природно-биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Человек - единственное существо, которое осознает
свою смертность. И это осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них может быть смерть неизбежна Может существует возможность воскрешения из мертвых Возможность перерождения в иные формы существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое бессмертие.
Но все
же и религиозное и
Человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в иной жизни. Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на самоценность его жизни.
Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно - нравственные критерии человеческой жизни .Человеку как правило мало просто жить, ему хочется жить для кого-то и во имя чего-то. Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе, среди людей окружающих, близких или далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает.
Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более далеких потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.
Антропосоциогенез и его комплексный характер
Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразовании и начиняется «творческая эволюция» совершенно особого тина.
Предыстория человечества по сей день
остается такой же загадочной и таинственной,
как и возникновение жизни. И
дело здесь не просто в недостатке
фактов. Дело еще в новых и новых
открытиях порой совершенно обескураживающих,
парадоксальных, которые колеблют теории,
еще недавно казавшиеся стройными
и убедительными. Неудивительно, что
современные научные
К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиции. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прорыв постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на пего эвристическое воздействие.
Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогепеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3,5 млн. лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся «писаная история».
Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза играла и играет трудовая гипотеза, набросанная Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и детально обоснованная советскими антропологами и археологами. Гипотеза эта нашла признание и у многих антропологов-немарксистов, выступавших против идеалистических истолкований становления человека.
Информация о работе Основные положения теории познания и этики И. Канта