О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

С другой стороны, данное явление не только есть реализованная возможность, но и в свою очередь само заключает в себе возможность своего другого явления: оно «беременно» своим другим. Само по себе ясно, если бы в самой действительности не содержалась внутренняя возможность нового явления, то не было бы никакого развития. Действительность, являясь реализованной возможностью, не лишена возможности. а всегда заключает ее в себе как свою внутреннюю противоположность, как свою способность рождать новые явления, как свою тенденцию развития. В этой связи правомерна следующая постановка вопроса: куда явление развивается? Ответ состоит в следующем: оно развивается в свою противоположность, которую необходимо заключает в себе, которую вынашивает по мере своего развития и в которую, в конце концов, переходит, что и означает превращение явления н реализацию возможности. В этом смысле возможность есть тенденция развития явления.

Реальная возможность, стало быть. - это то, что в данных условиях еще не реализовано, но существует объективно, возникает закономерно в процессе развития, причинно обусловлено, содержится в самой действительности, имеет свое некоторое бытие в ней. Она - внутренне присуща действительности и выражает не только абсолютную тенденцию развития явления, но и относительную, т. е. не только возможный конечный результат, по и каждый уровень его развития, каждое состояние или этап процесса явления. Характер возможностей, степень их зрелости, их определенность обусловлены самой действительностью, законами ее развития. В реальных вещах, явлениях, а также в познающем мышлении, всегда имеется множество различных, подчас противоречивых возможностей, тенденций, учет которых необходим для познания и практики.

Итак, под реальной возможностью мы понимаем такую, которая рождена конкретными историческими условиями, имеет необходимые непосредственные корни, предпосылки в самой действительности на данном этапе ее развития и на этом же этапе при наличии определенных условий может быть реализована.

2. Абстрактная возможность. Кроме реальной возможности имеет место и такая возможность, которая не рождена данным состоянием развития действительности, не имеет непосредственных корней и предпосылок в действительности и на данном этапе не имеет условий для реализации. Она может быть выражением побочных тенденций развития, а может быть и выражением весьма отдаленных, опосредованных, но вполне реализуемых в иных условиях процессов. Абстрактная возможность может совпадать с мечтой человека.*

3. Абстрактно-формальная возможность - это то, что формально возможно, но фактически никогда не осуществимо, т. е. это абсолютно пустая возможность**. Познание должно четко определить различные аспекты возможности, исходить из учета действительности и реальных возможностей. Вместе с тем оно должно вскрывать научную несостоятельность абстрактно-формальных возможностей.  Пустые возможности хотя и не- реализуются и для науки никакого значения не имеют, но они играют определенную роль, оправдывают все что угодно, но главным образом, безответственность.

Далее. Реальной возможности противостоит не только действительность и не только абстрактная и абстрактно-формальная возможность, но и невозможность. В отличие от абстрактных представлений о том. что «все возможно» или «нет ничего невозможного», поскольку все можно подвести под формальнологическое абстрактное тождество, диалектическая логика исходит из того, что реально существует не только возможность, но и невозможность. Категория невозможности прежде всего выражает абсолютную невозможность, абсолютную нереализуемость как по форме, так и по содержанию - нереализуемость никогда и ни при каких условиях. Например, никогда н ни при каких условиях абсолютно невозможно уничтожить материю и законы ее развития.

Невозможность может быть и относительной. Ее следует понимать в смысле абстрактной возможности: нечто невозможно в данных условиях, но в других, изменившихся, условиях может стать возможным. Отсюда следует, что нельзя смешивать ни возможность с невозможностью, ни абсолютную невозможность с относительной невозможностью.

Возможность и вероятность. Возможность возникает из закономерного хода развития явлений, неразрывно связана с необходимостью и определяется конкретными условиями. Но возможность связана и со случайностью. Во-первых, возможность, реализуясь, превращается в явление, которое несвободно от случайных черт, выступает как единство необходимости и случайности. Во-вторых, возможности возникают не только из необходимости, но и из случайности - из случайного совпадения двух пли множества явлений и обстоятельств, из массовых случайных событий. Категория вероятности выражает степень возможности появления какого-нибудь события на основе исчисления массы случайностей. Математическая вероятность равна отношению числа случаев, «благоприятствующих» данному событию, к общему числу «равновозможных» случаев. Вероятность не есть субъективное мнение или желание, а выражение объективной связи между массой случайностей и данным событием, причем ближайшее рассмотрение показывает, что сама эта масса случайностей есть проявление необходимости.

 

§ 3. Взаимопревращение   действительности и возможности

 

Развитие есть вечный и бесконечный закономерный процесс взаимопревращения возможности и действительности. Действительность и возможность одновременно тождественны и различны. Их тождество состоит в их взаимопроникновении и взаимопревращении. Их различие заключается в том. что в своем единстве они занимают различное место, играют различную роль, имеют различную специфику и т. д. Возможность есть и в то же время не есть действительность.

Во-первых, непосредственно осуществляется, превращается в действительность не всякая, а реальная возможность. Во-вторых, для ее реализации нужны определенные условия, без которых она может стать просто невозможностью, т. е. может реализоваться, превратившись не в свое другое, а вообще в другое. Так называемое «голое» уничтожение есть не что иное, как уничтожение данной реальной возможности, т. е. превращение последней в невозможность, или, что то же самое, есть ее превращение в любое другое, только не в свое другое. Однако не все реальные возможности в действительности уничтожаются, ибо если бы было так, то не было бы развития. Несмотря на то, что в действительности и имеет место «голое» уничтожение реальных возможностей, известная их часть в определенных условиях все же превращается в свое другое и наоборот. При этом следует подчеркнуть, что если в природе возможность реализуется сама по себе, стихийно, то в обществе она реализуется как целесообразная деятельность людей, для чего необходимы следующие условия:

1. Прежде всего нужен учет других возможностей - как отрицательных для данной возможности, так и положительных. Без строгого учета всех реальных возможностей, без научного анализа этих возможностей нельзя осуществить данную возможность.

2. Поскольку, как правило, имеются условия не только для реализации данной, но и других противоположных возможностей, то лишь при ликвидации последних можно реализовать данную возможность, В общественной жизни, например, одни возможности, представляющие новое, прогрессивное в конечном итоге одерживают победу, а другие, представляющие старое, терпят поражение, так как защищают интересы отжившего.

3. Данной возможности не только противостоят другие, но имеются и такие, которые способствуют ее реализации. Отсюда - необходимость правильного и всестороннего учета и использование этих благоприятствующих возможностей для реализации данной возможности.

4. Необходимо далее отыскивать, находить и создавать новые внутренние и внешние возможности, способствующие реализации данной возможности.

5. Нужно решительно отбросить теорию самотека и организовать победу данной возможности.

Таким образом, победа данной реальной возможности в развитии общества объясняется всей совокупностью внутренних и внешних условий, средств, путей, преимуществами нового, активной деятельностью субъективных факторов и т. д.

Стало быть, практическая реализация данной возможности осуществляется путем преодоления целой системы противоречий .между практикой и познанием, общим и единичным, качеством и количеством, абсолютным и относительным, прерывностью и непрерывностью, конечным и бесконечным, тождеством и различием, сущностью и явлением, содержанием и формой, необходимостью и случайностью, причиной и следствием и т.д. и т.п.

Возникновение и разрешение, разрешение и возникновение противоречия между действительностью и возможностью есть непрерывно-прерывный процесс, есть возникновение нового, высшего этапа в развитии, есть действительность диалектики материи. Но говоря это, мы логически обобщаем, сокращаем путь исторического развития материи и выражаем его в основных этапах, характеризующихся такими величайшими скачками в ее развитии, как возникновение жизни и человеческого общества.

В связи с этим чрезвычайно важно подчеркнуть, что высшие, более конкретные ступени непосредственно выводить из любого состояния низшей неправомерно, поскольку в противном случае игнорируются опосредствующие звенья, что приводит в итоге к нарушению принципа совпадения логического и историческою. Это мы видели на примере метода Смита и Рикардо, одним из главных недостатков которого является как раз игнорирование опосредствующих звеньев. При рассмотрении вопроса о возникновении жизни следует исходить из того, что всякая попытка непосредственно выводить жизнь из любого состояния неживой природы приводит к тем заблуждениям, что и у Смита и Рикардо. Природа должна .была длительное время по своим собственным имманентным законам развиваться сама в себе, пока противоречие между действительностью и возможностью возникновения жизни не достигло той ступени зрелости, на которой в определенных условиях стало возможным ее возникновение. Следовательно, между жизнью и неживой природой существует множество промежуточных, опосредствующих звеньев усложнения и развития самой неживой природы. Возможность живой природы .могла превратиться в действительность лишь на определенном этапе модификации природы в результате длительных физико-химических процессов.

Вместе с тем не только возникновение жизни было итогом длительных физико-химических преобразовании в неживой природе, но и сама возникшая жизнь имеет свою историю, прошла различные этапы своего внутреннего усложнения - от доклеточных,  простейших фирм живого вещества до человека. Так как живое тело есть дальнейшее усложнение в развитии действительности, то определение должно охватить следующие его особенности.

Живое тело существует в неразрывной связи с неорганической природой. Оно есть единство разнообразных, особым образом взаимосвязанных химических соединений, составляющих как бы его «субстанцию» и принимающих разное участие в обмене веществ. Оно невозможно без механического, молекулярного, химического, термического, электрического и т. д. изменения.

Наличие побочных форм движения в живом теле не выражает его сущности. Они являются внутренними условиями существования главной, биологической формы движения. Живое тело невозможно без этих побочных форм. Но вместе с тем нельзя свести биологическую форму к ним. В единстве всех этих форм в живом теле биологическая форма является господствующей и для своего существования подчиняет себе все низшие формы движения, которые не составляют «автономии» в живом теле, а слиты воедино с биологической формой, наличествуют в ней в снятом виде.

Сущность биологической формы движения состоит в обмене веществ. Живое тело может существовать только при том условии, если в нем непрерывно происходят ассимиляционно - диссимиляционные процессы. Оно собственно и есть эти процессы. Ассимилируя из внешней среды нужные себе вещества, оно превращает их в свои собственные моменты, стороны, т. е. самообновляется, самовоспроизводится. Но его самовоспроизведение есть одновременно его саморазрушение -  диссимиляция. Самовоспроизведение и саморазрушение есть одно и то же отношение, стороны которого одновременно обусловливают друг друга, немыслимы друг без друга и взаимоисключают друг друга. Только в этом своем единстве они обусловливают характерные особенности жизни: раздражимость, подвижность, рост, размножение, изменчивость, наследственность, эволюцию и т. д. Живое тело есть неразрывное единство наследственности и приспособления. Так как условия существования живого тела непрерывно изменяются, заставляя его приспосабливаться к ним, то сообразно с этим изменяется и наследственность Следовательно, наследственность включает в себя свою собственную изменчивость и немыслима без нее.

Наконец, вытекающий из противоречия наследственности и приспособления естественный и искусственный отбор - выживание и размножение наиболее приспособленных к условиям внешней среды особей, разновидностей и видов.

Конечно, ассимиляционно - диссимиляционные процессы в организме составляют абсолютную и самую элементарную, абстрактную его основу. Но эволюция создает другие, более сложные физиологические функции, нервную деятельность и т. д. в результате чего из примитивных, простейших доклеточных организмов образовались одноклеточные, давшие начало первым растениям и животным. А из первых животных путем дальнейшего дифференцирования развились бесчисленные классы, отряды, семейства, роды и виды животных и, наконец, та форма, в которой достигает своего наиболее полного развития нервная система - именно позвоночные. Среди последних рождается, формируется то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя, -- человек2. Возникает человеческое общество.

Из сказанного следует несколько выводов.

1. В своем историческом развитии материя прошла различные, последовательные ступени усложнения. Она переходила от абстрактной сферы к конкретной, от менее конкретной сферы к более конкретной. Взаимопревращение форм движения и эволюция материи есть не что иное, как взаимопревращение действительности и возможности.

2. Это взаимопревращение имеет место не только между формами движения, но и внутри каждой из них. Именно потому, что внутри каждой формы движения саморазвитие происходит от низшего к высшему, через ряд последовательных ступеней, возможен пароход от данной формы к новой, высшей. Следовательно, высшая форма возникает не из любого состояния низшей, а из ее высшей .ступени, из ее самого зрелого и конкретного состояния. Иными словами, только саморазвитие до полной зрелости низшей формы обусловливает ее превращение в высшую форму.

3. Каждая следующая ступень в развитии содержит в себе предыдущую в снятом виде. Высшие формы движения несводимы к низшим, низшие формы всегда наличествуют в высших как подчиненные, побочные формы их развития. Конкретное содержит в себе абстрактное в снятом виде в процессе развития как всех форм движения, так и внутри каждой из них. При этом высший этап в развитии вырастает, возникает непосредственно из своего предыдущего.

4. Источником перехода низшей формы движения в высшую, а также перехода низшей ступени в высшую внутри каждой из них является противоречие между действительностью и возможностью, которое не разрешается внутри данного состояния, данного целого, но его разрешение есть переход в новое высшее состояние, в новое высшее целое, которое удержало в себе содержание всего предшествующего развитая.

5. Эта объективная диалектика развития материи в целом совпадет с логикой развития истории познания и с законами логического мышления. Так, сначала выдвигаются па первое место науки, которые изучают низшую форму движения материи (.механика), затем - науки, изучающие более сложные формы движения (физика, химия и биология). Иными словами, история развития познания выступает как аналог истории развития объективной действительности и подчиняется тем же диалектическим законам, что и развитие материи.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения