Материалистическое понимание истории. Сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 03:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью этой работы является знакомство с данной дисциплиной в рамках общеобразовательной программы с использование полученных знаний и навыков в дальнейшем обучении и работе. Задачами дисциплины является формирование первоначальных знаний в области философии, изучение основных закономерностей их возникновения и развития, освоение навыков самообучения.

Файлы: 1 файл

Rabota.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

4. Подлинная сущность  мирового образовательного  кризиса состоит  в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационого масштаба. (Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 2002, с.38).

     Сформулируйте свои предложения по модернизации образования для эффективного решения современных глобальных проблем. 

     Сегодня особую актуальность и значимость приобретает анализ тех глобальных тенденций, которые, зародившись в XX веке, могут иметь продолжение и в грядущем столетии, бросая тем самым вызов человеческой цивилизации, вызов ее способности противостоять разрушительным тенденциям и поддержать тенденции созидательные, прогрессивные.

     Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.
     К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:
  • предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов;
  • преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;
  • обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);
  • преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу:
  • прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);
  • своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.
     Глобальные проблемы имеют общие  черты: затрагивают будущее и  интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

     Глобальные проблемы объединяются  в группы по наиболее характерным  признакам. Классификация позволяет  установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения.

 Исследователями предложено множество вариантов классификации, одним из них является вариант классификации, разработанный отечественными учеными И.Т. Фроловым и В. В. Загладиным. Согласно этому варианту все глобальные проблемы делятся на три большие группы. 
 

 1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток-Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

     2. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой , экологическая проблема, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

     3. Проблемы, связанные с системой «индивид-общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.

     Глобальные проблемы имеют, с  одной стороны, естественно-природный характер, с другой,  социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

     Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности не совершенны.

     Все это имеет самое непосредственное отношение и к сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов человека и общества. Сфера образования должна осознать свою меру ответственности в поисках решения назревающих глобальных проблем и найти пути развития образование в будущем, определить стратегические приоритеты и ценности, его важнейшие функции.

     XX век принес человечеству не только выдающиеся достижения в науке, технике и технологии, прорыв в космос, обогащение культурного наследия, достижения в сфере литературы и искусства. Он принес и глобальные, катастрофические по своим последствиям разрушительные катаклизмы, войны и революции, тоталитаризм и фашизм, расовую ненависть, межнациональные и религиозные распри, международный терроризм, реальную опасность ядерного взаимоуничтожения и экологического коллапса, трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей.

     Сегодня речь идет в буквальном смысле о физическом выживании человечества, о предотвращении необратимой нравственной деградации человека и человеческих сообществ. Вместе с тем, речь идет и о безразличии, безответственности, нравственном преступлении ныне живущих поколений перед поколениями будущими, в наследство которым достается разобщенный, раздираемый непримиримыми противоречиями и враждой мир.

     Если для решения проблем, связанных с освоением обществом природы, т.е. проблем сырьевых и энергетических ресурсов,  стратегии в той или иной степени могут быть определены (например, ограничительная стратегия, стратегия оптимизации, стратегия замкнутых циклов). То с общечеловеческими проблемами и проблемами взаимоотношения общества и человека все намного сложней. Они требуют более пристального и глубоко рассмотрения и изучения. В любом случае без образования невозможно решение ни одной глобальной проблемы человечества, что их и объединяет.

     Несомненно, сфера образования несет свою долю ответственности за те крайне неблагоприятные тенденции в нравственной, духовной сфере человеческой цивилизации, которые сложились к концу XX века и ставят под угрозу саму жизнь на планете Земля и имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые все более очевидно дают о себе знать. Так как причиной их, в конечном счете, является сам человек, утративший способность активно противостоять Злу во всех его проявлениях, потерявший Веру в нравственные, духовные ценности Мира и Смысл человеческой жизни , лишившийся жизненных ориентиров и не находящий ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы ни в науке, ни в религии, ни в образовании.

     Таким образом, главной бедой и проблемой человека является сам человек, последовательно идущий в направление духовного самоуничтожения, подменяя и извращая жизненные ценности, которые должны его отличать от животного существа, в угоду своим порокам. Происходит некоторая деградация основных жизненных принципов, которые самым губительным образом сказываются на дальнейшем развитии общества. Жадность и алчность становится не только нормой человеческого существования, но и одним из принципов дальнейшего развития. Таким образом, завтра человек может оказаться не на очередном витке эволюционного развития, а на пороге глобальных катастроф и руин. Сегодня смысл существования человеческого общества и отношений сводится к потреблению. Жизнь и деятельность главным образом направлена на производство и потребления материальных благ (иногда любой ценой), производство и потребление которых для общества приобретает все большее значение, становясь первичным. Личный жизненный успех, измеряемый, главным образом, материальным уровнем жизни, практически повсеместно стал самоцелью, вытеснив на второй план, нравственные, духовные устои личности и государства, не говоря уже о человеческой цивилизации в целом. Человек забывает о духовной и нравственной стороне своей жизни и самое разрушительное для него то, что он все меньше ощущает необходимость в этой стороне.

    Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба.
     Кризис, который поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества - науку, религию и образование, привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубляющийся, разрушительные по своим последствиям, разрыв и дисгармонию, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования, которое все более очевидно теряет свои культурообразующие функции, свое влияние на нравственные формирование общества.

     Но именно образование и только  образование в состоянии переломить  катастрофически нарастающие негативные  тенденции в духовной сфере  человечества. Только образованию посильна поистине историческая роль в спасительной интеграции и гармонизации духовно-материальных ценностей, в возрождении и непрерывном обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека. От образования, в конечном итоге, зависит, сможет ли человечество осознать и конструктивно ответить на вызов грядущего столетия.

       К сожалению, сегодня функция образования повсеместно сводится  лишь к передаче из поколения в поколение сугубо прагматичных данных разных наук, к освоению нацеленных на быструю отдачу определенных знаний, умений и навыков.

     С этой своей задачей образование справляется достаточно успешно. Именно на это направлены сегодня основные усилия педагогов. Что же касается формирования у учащихся целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого из них к единому человеческому сообществу, как в прочем и передачи из поколения в поколение ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общечеловеческом понимании, то эти образовательно-воспитательные, гуманитарные по своей природе цели игнорируются. Совершенствование средств обучения и педагогических технологий явно опережает осознание сложной иерархии ценностей и целей образования. Таким образом, педагогический процесс осуществляется ради самого процесса. Невнимание к высшим ценностям и целям образования, пассивное восприятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - главный порок современного образования. Тем самым образование лишается своей важнейшей функции, теряет возможность влиять на общественные идеалы, вести активную, преобразовательную работу по их совершенствованию.

     Преодоление традиционной рутины в сфере образования возможно лишь на основе четких философско-методологических подходов, учитывающих долговременные тенденции развития мирового образовательного процесса. Именно на основании данных подходов следует определить программу и стратегию дальнейшего развития образования.

     Понятно, что для формирования у учащихся целостной картины окружающего человека мира необходимы новые инновационные программы, которые должны быть созданы с учетом сегодняшнего времени и особенностями общества.           Сегодня требуется гибкий подход к системе образования, при котором учитывались бы интересы не только всего общества, но и каждого индивидуума в отдельности. Человек должен определить свое место в обществе и органично сосуществовать и дополнять его. Тогда как общество должно не только принять и защитить, но и открыть новые возможности перед каждым, а именно возможности для самореализации, развития индивидуальных способностей, целей, направленных в первую очередь на благо всего общества и цивилизаций, а не личных амбиций, сохраняя при этом право выбора. Сегодня образование требует принципиально нового подхода. Оно должно быть не только гибким но и комплексным, одновременно гармонично развиваясь в нескольких направлениях, но определенных одной целью. Развитие интеллектуальных, творческих способностей, мотивация и духовность должны быть главенствующими в сфере образования, предопределяя ведущие стратегические направления ее развития, высшие по своей значимости цели и задачи всего процесса обучения, воспитания и развития учащихся.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В процессе написания данной работы были освоены базовые знания по общеобразовательной дисциплине «Основы современной философии».

     Получено представление об основных этапах ее развития и формирования, методах философского познания мира, сущности и структуры процесса познания.       Изучены специфика философии как научной дисциплины, типы философских концепций, ее категории и основные законы. Определена структура философии как науки,  ее функции, роль и значение как формы общественного сознания в современном обществе. Расширен личный кругозор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

   1. Никифоров В.Е. Основы современной философии. Курс-конспект. Рига, 2010.

   2. Ойзерман Т.И.. Диалектический материализм и история философии. Москва,

Мысль, 1979.

   3. Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы.

Москва, 1966.

   4. Фролова И.Т. Философский словарь. Издательство политической литературы. Москва, 1987.

   5. Интернет-ресурсы. 

Информация о работе Материалистическое понимание истории. Сущность и значение