Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 03:52, контрольная работа
Целью этой работы является знакомство с данной дисциплиной в рамках общеобразовательной программы с использование полученных знаний и навыков в дальнейшем обучении и работе. Задачами дисциплины является формирование первоначальных знаний в области философии, изучение основных закономерностей их возникновения и развития, освоение навыков самообучения.
Учение Карла Маркса об истории человеческого общества складывалось в
процессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежит
базовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природе
мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи законов ее движения и
изменения. При этом в качестве метода познания используется диалектический
материализм. Именно с этих позиций исследуются общие законы исторического
развития и формы их реализации в деятельности людей.
В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальное
производство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Но
главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие
открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что человечество само
создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни
географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут
быть
определяющей силой общественно-
конечном счете, являются производительные силы.[2]
Итак, свое начало история человеческого общества берет в мире
материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории
«общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы»,
«производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых
конструируется логика изложения материалистического понимания истории.
Общественное бытие и общественное сознание
Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни.
Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть
их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их
экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди
прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается
людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.
Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей
общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют
о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное
бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь
опосредованная, отраженная в сознании.
Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная – является областью общественного
сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений,
отражение общественного бытия.
Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.
Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни. Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Марксистский материализм в понимании общественной жизни не отрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Он лишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны быть теснейшим образом связаны с ней, правильно отражая тенденции и требования ее развития.[3]
Производительные силы и производственные отношения
Исходный пункт истории человечества и его дальнейшего развития, как
уже отмечалось, образует производство средств существования. Но при этом
люди не свободны в выборе производства. То или иное поколение застает его
готовым. Оно наследует производство от прошлых поколений.
Производительные силы — одно из наиболее общих и основных понятий
марксистской философии. В этом понятии выражается основное отношение
человека к природе. К производительным силам относятся люди и средства
производства. Производительные силы представляют собой органическое
единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на
основе всей системы разделения труда в обществе.
Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которых
человек воздействует на природу. Посредством орудий труда человек
производит преднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудий
человек материализует свой труд, благодаря чему происходит передача
последующим поколениям накопленного в обществе труда, общественных
отношений. [3]
В процессе развития
другу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства,
называются производственными. Они соответствуют определенному уровню
развития производительных сил. Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которые определяют все остальные общественные отношения. Они материальны, складываются в процессе производства, возникают объективно, в результате действия законов экономического развития.
Вместе с производительными силами люди наследуют и определенные
общественные отношения производства. Характер производственных отношений
людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и ростом
производительных сил. Производительные силы и производственные отношения,
доставшиеся от прежних поколений как результат их многовековой
деятельности, каждый раз становятся исходным пунктом для начала последующей
деятельности людей, для развития общества в целом.
Производственные отношения, определяемые развитием производительных
сил, характеризуются, прежде всего, формой собственности на средства
производства. Это главное и решающее в содержании понятия производственных
отношений. Переход от одной общественно-экономической формации к другой
сопровождается перераспределением средств производства, сменой форм
собственности на них.
Способ производства образует основу общества. В нем заложены основные
источники общественного развития. История общества есть прежде всего
история способов производства. Особый характер и способ, каким происходит
соединение рабочих со средствами производства, различает общественно-
экономические формации. На каждой ступени общественного развития способ
производства определяет характер и формы влияния географической среды, в
конечном счете, рост народонаселения, степень развития и формы воздействия
науки на производительные силы. Он обусловливает все возникающие в обществе
отношения. Его существенные изменения влекут за собой глубокие перемены в
социальной, политической и духовной областях жизни общества.
Развитие производительных сил и изменение производственных отношений выражают поступательное, прогрессивное развитие человеческого общества. Все коренные изменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законами производства.[3]
Базис и надстройка
Каждой общественной формации присущ свой экономический базис. Сообразно различным типам производственных отношений складываются соответствующие типы экономических базисов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический. Следовательно, господствующий тип производственных отношений определяет соответствующий тип экономического базиса. Каждый экономический базис неизбежно порождает соответствующую ему надстройку. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которые возникают и развиваются на основе определенного экономического базиса: политические, правовые, этические эстетические, философские, религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) и соответствующие им учреждения и организации. Надстройка необходимо присуща каждой общественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный тип надстройки. Надстройка отражает свой базис, его природу (сущность), подобно тому, как форма отражает свое содержание Экономический базис является источником, основанием, определяющим характер и содержание надстройки
Рассмотренные категории исторического материализма являются той
основой
историко-философской системы
Категория общественно-экономической формации обозначает исторически
определенную
ступень общественного
общества, общественного устройства. Каждая высшая общественно-экономическая формация отличается от низшей недосягаемым для нее уровнем производительности труда, которая обеспечивается более высокой ступенью развития производительных сил, новым типом производственных отношений и новой надстройкой. Каждая новая формация демонстрирует еще и более сложное строение по сравнению со старой формацией.
Важную роль в материалистическом понимании истории играет категория
Информация о работе Материалистическое понимание истории. Сущность и значение