Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:41, доклад
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.
Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие
Переход к христианству
имел огромное историческое значение
и сказался на всех сферах жизни
древнерусского общества.
Крещение помогло преодолеть языческий
изоляционизм восточных славян, объединило
их в единое древнерусское общество, создав духовную
основу русской государственности. Став
христианином, человек переставал себя
ощущать только частью какого либо локального
коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем
- сословия), все более осознавая себя русским
православным.
Христианская церковь, стремясь к стабильности,
осуждала как социальные протесты и насилие
со стороны низов общества, так и чрезмерную
тягу к богатствам и насилие со стороны
его верхов. При этом она формировала уважение
к власти, т.к. “несть власти не от Бога”,
воспитывала терпимость к ближнему.
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя
идеальное материальному, способствовало
духовному развитию человека.
Принятие христианства повлекло за собой
и качественные сдвиги в развитии культуры.
Распространяется письменность, летописание,
появляются первые рукописные книги, преимущественно
церковного содержания. Благодаря Византии
и Болгарии Русь познакомилась с достижениями
античной культуры. Принятие христианства
повлекло за собой зарождение каменного
зодчества, возникновение иконописи, фресковой
живописи. В монастырях велось летописание.
Крупные церковные храмы типа Софийского
собора в Киеве становились центрами духовной
жизни, символами могущества и святости
Руси.
Православная церковь не только образовывала,
но и воспитывала древнерусское общество.
Смягчая нравы, церковь упорно боролась
против многоженства и других языческих
пережитков, активно выступала она и против
рабства.
Таким образом, христианизация способствовала
формированию русской цивилизации, ставшей
разновидностью христианского европейского
мира.
В то же время своеобразие русского православия
определило и значительные отличия русской
цивилизации от европейской. Основу христианского
учения представляет идея индивидуального
“спасения”, достигаемого путем нравственного
самосовершенствования и духовного очищения.
Приближение к Богу достигается через
подавление в себе всего плотского и материального,
дьявольского. На Руси же в условиях сохранения
общины и коллективистских принципов,
идея личности не получила должного развития,
христианство воспринималось как учение,
указывающее путь спасения для всего народа,
или, как будут говорить славянофилы в
Х1Х в., - соборной личности. В итоге, западноевропейское
“прочтение” христианства, исходящее
из того, что спасение человека зависит
от его собственной воли, открывало больше
возможности для самостоятельности, а
следовательно и внутренней свободы человека,
что создавало духовные предпосылки для
становленияличности и достижения ею
внешней свободы. В результате этой активности
личности и происходило более динамичное
развитие европейских стран. Православие,
воспринимая общество как единое целое,
которому каждый человек обязан служить,
побуждало личность жертвовать своими
интересами во имя общего. Более требовательно
оно относилось и к человеку, ориентируя
его не на внешнее обустройство мира, а
на достижение морального совершенства
Это приводило к аскетизму, стремлению
не приспособить мир согласно своим потребностям,
а качественно преобразовать его, добившись
коллективного спасения. Однако трудность
достижения как духовного совершенства,
так и особенно одухотворения мира, его
спасения, очень часто приводила к разочарованию
и, в итоге, - к отпадению человека от бога.
В русской истории эти периоды были отмечены
народными бунтами, преступлениями и другими
социальными бедствиями. Переходы же от
одной крайности к другой, т.е. от стремления
к идеалу, а затем - к резкому отказу от
него, определяли циклический, инверсионный
характер русской истории.
Еще одно отличие православного и католического
мира заключалось в разных отношениях
между церковью и властью. На Западе церковь
соперничала с королевской властью, вступая
с ней в различные соглашения, что способствовало
формированию гражданского, договорного
в своей основе, общества. Православная
же церковь исторически занимала подчиненное
положение и не только не ограничивала,
но скорее укрепляла светскую власть,
доказывая ее божественное происхождение.
В итоге это открывало дорогу деспотии.
В дальнейшем под влиянием целого комплекса
геополитических, природных, этнических,
социально-экономических и исторических
факторов различия между западной и русской
цивилизациями будут нарастать. Отчуждение
особенно усилится в годы вхождения Руси
в состав азиатского государства- Золотая
Орда. Таким образом, с самого начала русской
цивилизации характерной ее чертой станет
раскол, т. е. сочетание в себе черт западной
и восточной цивилизаций, с одновременным
стремлением преодолеть этот раскол, обрести
определенную цельность. Противоречивое
единство различных цивилизационных векторов
будет влиять на весь ход русской истории,
обуславливая ее цикличный, инверсионный
характер.
Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы
и мораль. Церковь запрещала
Христианство укрепило
княжескую власть. Церковь внушала
подданным необходимость
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
История принятия хр
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).
Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.
Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства
на Руси в православной традиции —
процесс закономерный и объективный,
связанный с развитием
Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.
http://www.studfiles.ru/dir/